Слайд 1
Выполнил:
учитель-дефектолог МБДОУ №10
Илляшенко Е.А.
г. Апатиты
Направления работы с
детьми, имеющими умеренную
и тяжёлую умственную отсталость (F-71, F-72)
Слайд 2Содержание направлений работы:
I.Сенсорное развитие.
II.Развитие общих движений.
III.Формирование предметной деятельности, предпосылок
к игровой и продуктивной деятельности.
IV.Самообслуживание и труд в быту.
V.Развитие речи.
VI.Социальное развитие.
VII. Формирование навыков и привычек общественного поведения.
Слайд 4
Дидактический материал по сенсорному развитию
Развитие ориентировки в цвете
Цель: развивать зрительную
ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой):
Игра
«Посади бабочку»
Игра «Закрой окошко»
Игра «Перевези кубики»
Игра «Дорожки для неваляшек»
Игра «Дорисуй ниточку» и др.
Развитие ориентировки в форме
Цель: вызвать интерес к свойству предметов окружающего мира, к овладению практическим способом выявления свойства этих предметов:
Игра «Спрячь игрушку»
Игра «Почтовый ящик»
Игра «Собери пирамидки»
Игра «Матрешка» идр.
Слайд 6
Дидактический материал по развитию общих движений
Игра «Соберем колечки»
Цель: побуждать детей
искать, доставать колечки, приносить, нанизывать на палочку, развитие навыков передвижения
в горизонтальном и вертикальном пространстве, ориентироваться в пространстве.
«Сходим к мишке в гости»
Цель: совершенствовать навык ходьбы, развивать ловкость, равновесие.
Игра «Догони мяч»
Цель: учить детей бегать за мячом, брать большие и маленькие мячи; идти, неся мяч в двух или одной руке в зависимости от размера мяча.
Игра «Самолетик»
Цель: развивать навык бега.
Игра «Будем мыться»
Цель: учить детей перешагивать через препятствие.
Игра «Поймай комара»
Цель: учить детей дотягиваться, вставать на носочки, подпрыгивать на двух ногах.
Игра «Целься и кидай»
Цель: формировать навык метания мяча в цель; развивать координацию и быстроту движений в крупных и мелких мышечных группах.
Слайд 7III.Формирование предметной деятельности, предпосылок к игровой и продуктивной деятельности
Слайд 8
Дидактический материал по формированию соотносящих действий
Игра «Пирамидка»
Цель: развивать зрительную ориентировку
на величину предметов, формировать практические способы ориентировки, учить пользоваться методом
наложения.
Игра «Собери пирамидки»
Цель: развивать зрительную ориентировку на форму предметов и др.
Дидактический материал по обучению игре
Игра «Покатай матрешку»
Цель: формировать интерес и положительное отношение к сюжетным игрушкам, к действиям с ними.
Игра «Покатай ежат»
Цель: продолжать учить выполнять предметно-игровые действия: продолжать развивать совместные действия.
Игра «построим лесенку»
Цель: продолжать формировать интерес к строительным играм, учить выполнять предметно-игровые действия по подражанию.
Игра «Поймай воздушный шарик»
Цель: развивать интерес к совместным игровым действиям со сверстниками.
Игра «Домики для зверушек»
Цель: продолжать формировать предметно-игровые действия со сверстниками.
Слайд 9Дидактический материал по формированию продуктивной деятельности
Занятие «Разноцветные
краски»
Цель: знакомить с красками, формировать положительное отношение и интерес к
рисованию.
Занятие «Королева-кисточка»
Цель: продолжать вызывать интерес к рисованию красками, учить способам действий с кистью: правильно держать, обмакивать ее в краску, снимать лишнюю краску о край баночки, промывать в воде и сушить.
Занятие «Каляка-маляка»
Цель: продолжать формировать интерес к рисованию, умение узнавать в изображении реальные предметы, учить ребенка правильно держать карандаш, рисовать на листе.
Занятие «Листопад»
Цель: вызывать у детей интерес к рисованию, учить рисовать красками, правильно держать кисть.
Занятие «Веревочки для шариков»
Цель: развивать интерес к рисованию, учить рисовать прямые линии.
Занятие «Салютики»
Цель: продолжать формировать интерес к рисованию, действию с красками.
Занятие: «Ягодки для птички»
Цель: формировать интерес к рисованию, учить рисовать красками.
Занятие «Булочки»
Цель: формировать способы действия (по подражанию): раскатать тесто круговыми движениями между ладонями и др.
Слайд 10IV.Самообслуживание и труд в быту
Слайд 11
Дидактический материал по самообслуживанию и труду в быту
Занятие «Сделаем лодочки»
Цель:
учить последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.
Игра
«Делаем прическу»
Цель: учить держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху вниз.
Занятие «Фонтанчики»
Цель: учить полоскать рот.
Игра «Оденем кукол»
Цель: знакомить с разными видами застежек и способами застегивания.
Занятие «Убери со стола»
Цель: формировать самостоятельные действия: убирать посуду со стола, сметать крошки.
Занятие «Вымой посуду»
Цель: продолжать формировать самостоятельное действие – мыть посуду.
Занятие «Почистим туфли»
Цель: вызвать интерес к самостоятельным действиям – учить чистить обувь при помощи щетки.
Слайд 12
V.Развитие речи
(С.В. Ковалёва, Т.Л. Тимофеева, С.В. Шпак)
Слайд 13Дидактический материал по развитию речи
Игра «Позови Петрушку»
Цель: формировать интерес к
речевым звукам, инициировать собственное речевое высказывание.
Игра «Дружная семейка»
Цель: формировать интерес
к речевым звукам и учить произносить по подражанию слова.
Игра «Кто в домике живет?»
Цель: формировать интерес к речевым звукам, учить произносить по подражанию слова.
Игра «Кукла Катя»
Цель: формировать интерес к речевым звукам, учить произносить по подражанию слова, формировать понимание слов – действий.
«Лото»
Цель: расширить пассивный и активный словарь ребенка и др.
Слайд 15Дидактический материал по формированию эмоционального общения со взрослым и выполнение
элементарной инструкции
Ладушки
Цель. Формирование эмоционального контакта со взрослым.
Иди ко мне
Цель. Формирование
эмоционального контакта со взрослым.
Возьми шарик
Цель. Формирование эмоционального контакта со взрослым.
Хоровод с куклой
Цель. Формировать эмоциональный контакт со взрослым, вызывать интерес к кукле.
Догонялки
Цель. Формировать эмоциональный контакт со взрослым, вызывать интерес к кукле.
Пришел Петрушка
Цель. Формировать эмоциональный контакт со взрослым, вызывать интерес к кукле
Идите ко мне — бегите ко мне
Цель. Обратить внимание детей значение глаголов «иди» и «беги»; учить их слушать
Слайд 16Дидактический материал по формированию представлений
о себе и других
Выйди в
кружок
Цель. Учить детей откликаться и называть свое имя.
Найди свое место
Цель.
Учить детей узнавать себя на индивидуальной фотографии, называть свое имя.
Расскажи о себе
Цель. Закрепить представления детей о своем внешнем виде; учить использовать зеркало при описании своей внешности, назывании частей тела и лица; уточнить их функции.
Хоровод
Цель. Закрепить у детей умение называть имена своих сверстников в уменьшительно-ласкательной форме.
Угадай, кого не стало
Цель. Продолжать закреплять умение детей называть имена своих сверстников по группе.
День рождения куклы Кати
Цель. Формировать у детей первоначальные представления о дне рождения как о праздничном событии; закрепить последовательность событий, происходящих в этот день.
Что чувствует девочка?
Цель. Закрепить у детей умение дифференцировать эмоциональные состояния; устанавливать связь выраженного эмоционального состояния с причиной, его вызвавшей.
Слайд 17
VII. Формирование навыков и привычек общественного поведения у детей с
нарушением интеллекта.
А. Формирование умений, навыков и привычек дисциплинированного поведения.
Сидеть
на стуле, на коврике во время НОД и игровых моментов;
Умение самостоятельно убирать оборудование и игрушки;
Привычка внимательно слушать объяснение воспитателя, родителей и других старших товарищей;
Умение спокойно, правильно реагировать на замечания;
Привычка к соблюдению техники безопасности;
Умение самостоятельно и правильно организовывать свой досуг;
Привычка точно соблюдать правила уличного (дорожного) движения для пешеходов;
Привычка дисциплинированно и культурно вести себя в театрах, кино, парках, садах, магазинах и т. д.. Привычка оказывать помощь товарищам, родственникам, родителям;
Слайд 18Б. Формирование умений, навыков и привычек вежливого обращения с окружающими:
привычка здороваться с друзьями, гостями, родственниками;
умение замечать и исправлять
недостатки собственного поведения;
умение выслушивать, своего собеседника до конца, не перебивая;
умение четко реагировать на состояние окружающих и считаться с ним;
умение просить извинение в связи с нарушением правил вежливого обращения;
умение соблюдать этикет в отношении старших, сверстников;
привычка помогать товарищам, родителям при выполнении ими домашних заданий, дел и во время игр, т. д.;
умение самостоятельно определять вид помощи, в которой нуждается старший, больной, престарелый;
привычка отказываться от удовлетворения своих интересов и потребностей, если они противоречат интересам окружающих;
привычка соблюдать общие для всех нормы и правила;
умение предъявлять равные требования к окружающим и самому себе (в пределах реальных возможностей);
привычка добросовестно выполнять поручения;
учение правильно относиться к критическим замечаниям, признавать вину и исправлять недостатки.
Слайд 19В. Формирование представлений о долге, чести и совести:
убеждение
в том, что честность есть качество, которое уважается членами нашего
общества;
чувство ответственности за свои поступки;
представление о долге как о верности данному себе и друзьям, родителям слову.
Г. Формирование первоначальных нравственно - эстетических представлений:
чувство уважения к человеку за его достоинства, способность испытывать эстетическое наслаждение от внешнего вида человека, соответствующего эстетическим запросам общества;
привычка бережно относится к родной природе;
умение приумножать богатства родной природы (посадка деревьев, цветов и т. д. ).
Слайд 20Рекомендации по воспитанию ребёнка с умственной отсталостью:
Чёткие рамки дозволенного для
ребёнка, и ни при каких обстоятельствах не снижать свои требования,
используя при этом для подкрепления лишь силу голоса и жесты;
Чем старше ребёнок, тем больше взрослый должен использовать силу убеждений и запретов в речевой форме, и меньше - физические ограничения и преграды;
Взрослый должен удерживать ситуации под контролем и использовать каждую из них как возможность обучения ребёнка;
Часто дети не воспринимают речь взрослых из-за затруднений в переработке слуховых стимулов. Им необходима тренировка в двусторонней коммуникации через жесты, поведение, а затем через идеи и речь;
Необходимо вовлекать ребенка в разговор, спрашивать, что чувствует и как думает. Надо помогать ему выражать свои чувства;
Необходимо сглаживать агрессивность ребёнка и использовать альтернативные пути для удовлетворения его нужд.
У ребёнка должно быть чёткое представление о требованиях взрослых. Тогда он сможет, по мере взросления, предвидеть и даже просчитывать различные жизненные ситуации и менять тип своего поведения в зависимости от них, а значит и в более полной мере удовлетворять свои потребности.