Слайд 1Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Подготовила:
воспитатель Тынская А.А.
г. Лысково МБДОУ № 15
Слайд 2Обоснование проблемы.
Наблюдая за детьми 4-го года жизни, мы выявили, что
дети не умеют общаться друг с другом, проявляют некоторую склонность
к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.
Слайд 3Актуальность
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры
детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к
близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаем, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.
Слайд 4Цель проекта: изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств
детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Создать необходимые условия для знакомства детей
с русскими народными сказками.
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу.
Изучить особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Изучить методику использования сказки в нравственном воспитании детей МЛАДШЕГО дошкольного возраста.
. Организовать и провести практическую работу по формированию нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.
. Разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей по использованию сказки в воспитательном процессе.
Слайд 5Этапы проекта:
Подготовительный с 01.12.2013 по 10.01.2014
Изучение и анализ
методической и научной литературы, создание условий ,тестирование;
Основной период с
10.01.2014 по 01. 05.2014
Реализация проекта:
знакомство со сказкой (чтение, рассказывание, беседа по содержанию, рассматривание иллюстраций);
восприятие сказки (пересказ детьми, настольный театр, пальчиковый театр);
Самостоятельная деятельность детей (творческая игра, драматизация)
Заключительный период с 01.05.2014 по 01.06.2014
Диагностирование, обработка данных, оценка уровня развития нравственных качеств.
Слайд 6Участники проекта:
родители
воспитатели
дети
Слайд 7Для проведения диагностики я взяла 25 детей и провела её
с каждым ребёнком индивидуально. Для оценки результативности воспитания нравственных качеств
у детей использовалась диагностика «Нравственная лесенка» (автор Н.В. Нижегородцева «Изучение особенностей самооценки» см. кн. «Диагностика развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100», авторы Корепанова М.В.,Харлампова Е.В.)
Цель диагностики: отслеживание уровня воспитания нравственных качеств на примерах поведения и поступков героев русских народных сказок, определение уровня переживания детей.
Увидела, что многие дети затруднялись при выполнении предложенного задания .
В результате проанализировав выполнение детьми предложенного им задания выявила следующее:
Высокий уровень – 8%
Средний уровень – 64%
Низкий уровень – 28%
Большая часть детей показала средний уровень.
На заключительном этапе я провела индивидуальную диагностику детей которая уровень нравственного развития детей повысился и составил:
Высокий уровень – 32%
Средний уровень -60%
Низкий уровень -8%
Слайд 8Подготовительный этап
Контрольный этап
Слайд 9Таким образом, можно сделать вывод, что сказка играет важную роль
в становлении нравственной сферы личности. После осуществления запланированной работы произошли
видимые изменения - у детей повысился уровень нравственных качеств. В начале работы я поставила цель: обосновать возможности использования сказки в нравственном воспитании дошкольников. И в соответствии с этой целью изучила психолого-педагогическую литературу, выявила уровень развития нравственных качеств (сочувствие, трудолюбие, доброта, осуждение зла, умение выделить нравственное качество) у детей младшего дошкольного возраста, разработала и реализовала план.
Результаты работы подтверждают выдвинутую гипотезу, что систематическое использование сказки в воспитательном процессе способствует воспитанию нравственных качеств личности у дошкольников.
Слайд 10Список использованной литературы
.«Сказка средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста»
Е.С. Тришина / Воспитание: Брошенная территория 2/04
.Белинский В.Г. Полн. собр.
сочинений Т. 4. - М.: Просвещение, 1959
.Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: Изд. Центр «Академия», 1999.
.«Волшебный мир традиционной русской педагогики» А.Б. Намзин / http://starina.library.tver.ru/us-0062.htm
.программа воспитания и обучения в детском саду /под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
.методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». /Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: «Мозаика-Синтез», 2005.
.«Играем в кукольный театр» Н. Сорокина / Дошкольное воспитание №10 1997.
.М.Д. Маханева «Театрализированные занятия в детском саду» пособие для работников дошкольных учреждений - М.: Просвещение 1999. 4.Л.Б. Фесюкова «Воспитание сказкой». – М.: 2000
5. С.В. Шамаева «Апология сказки».- М: 2000г.
И.Г. Дмитриева, Е.А. Требухина «Целостный подход к духовно -нравственному воспитанию дошкольника». – М: 2005г.
О.А. Садилова «Волшебные сказки. Духовно – нравственное воспитание детей и подростков» - М: 2005г.