Разделы презентаций


Народы Севера России. Традиции, культура и быт.

Содержание

Россия - многонациональная страна. Здесь проживает около 140 больших и малых народов. Каждый из народов отличается по языку, культуре, религии, обычаям, исторически сложившимся традициям, укладу жизни, трудовым навыкам. Поговорим, о его

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Народы Севера России. Традиции, культура и быт.

Народы Севера России. Традиции, культура и быт.

Слайд 2Россия - многонациональная страна. Здесь проживает около 140 больших и

малых народов. Каждый из народов отличается по языку, культуре, религии,

обычаям, исторически сложившимся традициям, укладу жизни, трудовым навыкам. Поговорим, о его коренных, но малочисленных народах Севера
Россия - многонациональная страна. Здесь проживает около 140 больших и малых народов. Каждый из народов отличается по

Слайд 3

Стихотворение «Север»
Суровый край, ты Севером зовешься,
Раскинутый на четверть всей земли.
Лесами мудрыми ты эхом отдаешься
Во всем убранстве снежной красоты.
Как богатырь из сказки старой – старой
Ты дышишь силою морозов и снегов,
И льдов, сковавших быстрые потоки,
И злых, холодных, северных ветров.
Твое могущество и мудрость происходят
От переживших старину веков
Твоя суровость, холодность и сила
От тех прошедших страшных ледников.
Но ты красив, красив своим размахом,
Непроходимостью нетронутых лесов,
Зверьем и птицами, и солнечным закатом.
И реками, затянутыми льдом.
Да, ты суров, могуч! Да, ты прекрасен!
Я счастлив, видеть каждый день тебя.
Дышать тобой, покуда ум мой ясен,
И узнавать все больше для себя.


Слайд 4

Ханты
Старое название остяки Ханты – самая крупная

царская этническая общность на территории округа, проживающая по р. Обь, Иртыш, их притокам, а также в Шурышкарском, Пуровском и Приуральском районах ЯНАО, Александровском, Каргасокском районах Томской области. Общая численность – 22,5 тыс. человек. Среди ханты выделяются три этнографические группы – северные, южные и восточные. Они отличаются диалектами, самоназванием, особенностями в хозяйстве и культуре. На Севере на ханты оказали сильное влияние ненцы, на востоке – селькупы, южные ханты практически смешались с русскими и татарами. Выделяются также территориальные группы – Васюганские, Салымские, Казымские ханты. Говорят на хантыйском языке.
ХантыСтарое название остяки Ханты

Слайд 6 Традиционные занятия ханты - речное рыболовство, таежная охота (в

основном - пушной зверь, а также лось, медведь) и оленеводство.

Большое значение имеет собирательство. Женщины занимаются шитьем одежды и обуви из оленьего меха, замши, цветного сукна, вышивкой бисером. Сохраняются традиционные орнаменты («заячьи уши», «ветви березы», «след соболя», «оленьи рога», «щучьи зубы».)
Традиционные средства передвижения – лыжи, оленьи и собачьи нарты. Летом пользовались лодками – долбленками, большими лодками с каютами, крытыми берестой постройки .

Традиционные занятия ханты - речное рыболовство, таежная охота (в основном - пушной зверь, а также лось,

Слайд 8Капитальные зимние постройки были каркасными, углубленными в землю, в виде

пирамид. Сезонные жилища каркасные из жердей, крытые корой деревьев. Оленеводы

в тундре, кочуя со стадами оленей, жили в чумах зимой - крытых оленьими шкурами, летом из бересты. Одежда распашная женская шуба из оленьего меха, пальто халат из сукна, мужская глухая малица. Обувь меховая, замшевая или кожаная (сапоги с меховыми чулками) Женщины носят украшение из бисера, кольца, серьги. Мужчины также носили косы. Была известна татуировка. Основные продукты питания - рыба, мясо оленя, лося, ягоды, орехи. Ханты пьют много чая, едят много хлеба. Рыбу вялят, жарят, варят, коптят, едят свежей, сырой и мороженой (строганина). Мясо едят сырым, вареным. Пьют рыбий жир. Излюбленное блюдо рыбья икра, вываренная в рыбьем жире.

Капитальные зимние постройки были каркасными, углубленными в землю, в виде пирамид. Сезонные жилища каркасные из жердей, крытые

Слайд 9

Ненцы
Коренное население Ненецкого автономного округа Архангельской области,

Ямало-Ненецкого АО Тюменской области.
Численность – более 40 тыс. человек. Делятся на две группы – тундровые и лесные.
Тундровые расселяются в зоне тундры от Кольского полуострова до правобережья низовья реки Енисей. Лесные – в таежной зоне междуречья р. Обь и Енисей, а также в бассейне р. Пур и в верховьях р. Надым. В ненцах сочетается как европеоидная, так и монголоидная раса. В религиозных верованиях господствовала вера в духов – хозяев неба, земли, огня, рек, явлений природы. Среди части ненцев в середине 19 века распространилось православие.
Поселение кочевых оленеводов являются круглогодичное подвижное стойбище, состоящее из нескольких чумов, а у лесных ненцев стойбища сезонные. Универсальным типом жилища является чум, так называемого самодийского типа – два основных шеста соединяются ременным кольцом, количество шестов каркаса от 25 до 50.Зимний чум покрывали сшитыми оленьими шкурами. Все части чума перевозились на специальных оленьих нартах.

НенцыКоренное население Ненецкого автономного

Слайд 11Верхней одеждой являлись малица (из оленьих шкур глухого покроя с

капюшоном мехом внутрь) Обувь (пимы) шили из оленьих шкур. Передвигались

на мелких деревянных нартах. Основная пища – оленье мясо и рыба.
Тундровые ненцы являются оленеводами. Ведут кочевой образ жизни, осуществляя ежегодные перекочевки с оленьими стадами. Все потребности человека обеспечиваются продукцией домашнего оленеводства. Хозяйственное сезонное значение имеет рыболовный промысел, охота на водоплавающую дичь, пушной промысел. В отличие от тундровых у лесных ненцев слабо развито оленеводство. Основным их занятием является охота и рыболовство.
 

Верхней одеждой являлись малица (из оленьих шкур глухого покроя с капюшоном мехом внутрь) Обувь (пимы) шили из

Слайд 13Манси
МАНСИ (самоназвания: вогулы, манчи, маньси, моаньсь, меньдьси – в старинных

русских источниках - югра, гогуличи, вогуличи, логул) – коренное население

Ханты Мансийского округа.
Манси принадлежат к уральскому типу, являющемуся переходным между европеоидной и монголоидной расами. Как этническая общность манси сложились в 1-ом тыс. н.э. на базе аборигенных племен Южного Зауралья и угорских племен, пришедших во второй половине 1-ого тыс. н.э. из степей северного Казахстана и Западной Сибири. Ко времени присоединения Сибирского ханства к Русскому государству (16 век) манси жили родоплеменным строем, пережитки которого сохранялись вплоть до 1930 годов.
МансиМАНСИ (самоназвания: вогулы, манчи, маньси, моаньсь, меньдьси – в старинных русских источниках - югра, гогуличи, вогуличи, логул)

Слайд 15В истории России летописи впервые упоминают о вогулах, а год

смерти первого епископа пермского св. Стефана. В 1445 г при

одном из своих набегов зырян, под начальством князька Ассьяна, они проникают даже до Вычегоды. Четвертый и пятый епископы пермские, Питирим и Герасим, убиты вогулами, первый при одном из набегов, а второй – во время проповеди. В 1483 году московское правительство, озабоченное беспокойством на северо-восточной границе, двигает против вогулов военную силу. Вогулы, потерпев поражение при р. Пелым, вынуждены были принять русское гражданство и платить дань. Но, однако, набеги, и бунты вогулов продолжались до 17 столетия. В начале 18 века Петр 1 (а характер его известен) приказал поголовно всех вогулов окрестить. А кто откажется, тех повесить. И при активной деятельности тобольского митрополита Филарета Лещинского, который имел при себе распоряжение Петра 1, вогулы приняли крещение, но многие манси долго еще сохраняли различные дохристианские верования (с почитанием зверей и предков, с шаманскими танцами и театральными действиями после удачной охоты вокруг медвежьей головы). На Конде, в едва проходимых лесах, находился главный идол вогулов, другой важный идол был около верховьев реки Сосьвы. В дореволюционной России манси были почти сплошь неграмотными. С приходом Советской власти была создана письменность на мансийском языке, значительно увеличился прирост населения, благодаря резкому сокращению высокой в прошлом смертности (особенно детской). Нынче численность манси составляет 8,5 тысяч человек. Основные места проживания на территории России: Ханты- Мансийский автономный округ, Свердловская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Санкт- Петербург.

В истории России летописи впервые упоминают о вогулах, а год смерти первого епископа пермского св. Стефана. В

Слайд 17Ритуальным праздником у этих народов является «Медвежий праздник»
Цикл в

честь медведя у ханты и манси. Часть культа медведя, проводится

в честь медведя или после удачной охоты на него.
Медведя на празднике представляла его шкура, которая обычно хранилась в священном амбаре. Первая часть праздника включала песни и сказания о медведе, танцы предков. Исполнялись специальные «медвежьи песни» Затем следовали «призывные песни» «птичьи танцы» во время которых, вызывались божества, а также танцы с саблями или мечами.

Ритуальным праздником у этих народов является «Медвежий праздник»  Цикл в честь медведя у ханты и манси.

Слайд 19Праздник проводили в доме охотника перед шкурой медведя с головой,

уложенной в традиционной «жертвенной позе» (голова на вытянутых лапах) Перед

медведем ставили угощение, вино, фигурки из теста. Важное место занимали обряды «отречения» охотники обращались к медведю и говорили, что они не виноваты в его смерти. Мясо медведя ели в последнюю ночь руками или специальными палочками (металлические предметы использовать было нельзя), кости разделяли по суставам (рубить, резать их было нельзя) Голову, лапы и сердце мужчины варили позднее в лесу и ели отдельно. Кости медведя хоронили в лесу, озере, череп вешали на высокий пень или прятали в священном сундуке завернутым в платок, шкуру также хранили в священном месте. Отводя от себя вину за поедания мяса, каркали по-вороньи, очищались водой, огнем.
 

Праздник проводили в доме охотника перед шкурой медведя с головой, уложенной в традиционной «жертвенной позе» (голова на

Слайд 21Традиционные отрасли хозяйства аборигенов округа
Рыболовство
Охота
Оленеводство

Традиционные отрасли хозяйства аборигенов округаРыболовствоОхотаОленеводство

Слайд 22Традиционные занятия ханты и манси, их художественные народные промыслы:
работа с

мехом
Работа с мехом, начиная с выделки шкур, всецело является

женским занятием. К изделиям народных промыслов из меха ханты, манси относятся одежда и обувь, мешки и сумки. В числе особенностей меховых изделий можно назвать ручную выделку шкур, дубление органическими составами, раскрой без лекал, ручные сшивания сухожильными нитками, приемы украшения. Декоративные основные отделки: контрастные полоски, орнаментальные вставки с использованием орнамента ленточного типа.







Традиционные занятия ханты и манси, их художественные народные промыслы:работа с мехом Работа с мехом, начиная с выделки

Слайд 25Работа с берестой
Бисерное плетение
Плетение из коры кедра и травы
Резьба

по кости
Вязание вышивка.
Вера в духов является основой религиозных верований ханты

и манси. Поражает число этих духов, сложная картина их взаимоотношений.

Работа с берестой Бисерное плетениеПлетение из коры кедра и травыРезьба по костиВязание вышивка.Вера в духов является основой

Слайд 26Презентацию подготовила воспитатель МОУ « социокультурный центр» дО с.

лопхари Тоярова Виктория Максимовна

Презентацию подготовила воспитатель   МОУ « социокультурный центр» дО с. лопхари  Тоярова  Виктория

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика