Слайд 1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №132 с углубленным
изучением предметов естественно-экологического профиля» г. Перми
Педагогический проект
«Формирование читательской компетентности младших
школьников»
Составитель:
Попова Светлана Геннадьевна,
учитель начальных классов
Пермь, 2016
Слайд 2 «Вовремя прочитанная книга - огромная удача.
Она способна изменить жизнь, как не изменит её лучший
друг или наставник»
П. А. Павленко.
«Много есть на свете хороших книг, но эти книги хороши только для тех людей, которые умеют их читать. Умение читать хорошие книги вовсе не равносильно знанию грамоты»
Д. И. Писарев
Слайд 3Актуальность
Огромная
роль в образовании, в воспитании, в развитии ребёнка в целом
отводится чтению. Однако в России, как и в большинстве стран мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры, отсутствие у детей и их родителей интереса к книге. В современном обществе господствуют телевидение и компьютер, которые отняли время и желание читать.
Как, при каких условиях сформировать устойчивый читательский интерес у обучающихся? Какие методы и приёмы необходимо использовать в своей работе, чтобы ребенок с помощью взрослых смог раскрыть для себя все богатства литературы как вида искусства, научился получать эстетическое наслаждение от встречи с весёлыми и мудрыми книгами, умел извлекать тот духовный потенциал, который заложили в них поэты и писатели – великие мыслители и гуманисты? Вот проблемы, которые остро стоят перед каждым педагогом начальной школы, так как чтение является фундаментом всего последующего образования.
Слайд 4Проблема
Педагогу приходится преодолевать противоречие между снижением интереса
к чтению у младших школьников и необходимостью поддерживать этот интерес;
между формальным беглым прочтением текста и формированием осмысленного читательского навыка.
Слайд 5Цель проекта
Отбор и использование педагогических приёмов
организации деятельности младших школьников, которые способствуют формированию читательской компетентности.
Слайд 6Задачи проекта
изучить методическую литературу по совершенствованию читательских навыков младших школьников
подобрать
приёмы формирования читательской компетенции учащихся и апробировать их на практике
создать
необходимые условия для формирования читательской самостоятельности, ведущей к социальной активности обучающихся младших классов
развивать устойчивый и осознанный интерес к чтению художественной литературы как необходимого элемента культуры каждого человека
создать атмосферу духовной близости взрослых и детей
Слайд 7Ожидаемые результаты
Повышение интереса к чтению.
Осознание места и роли книги
в познании окружающего мира, понимание значения чтения для формирования собственной
культуры.
Умение выбирать книги, соответствующие своим пристрастиям, уровню читательской компетенции и определённой цели.
Владение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного произведения, способностью анализировать.
Формирование читательской самостоятельности, которая ведёт к социальной активности младшего школьника .
Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе, уважительного отношения к культуре своей Родины.
Слайд 8Этапы
Подготовительный (сентябрь - октябрь 2016)
Основной (ноябрь 2016- март 2020)
Заключительный (апрель
- май 2020)
Слайд 9План работы по проекту и сроки реализации
Слайд 11Выводы
В результате реализации проекта удалось:
повысить
интерес обучающихся к чтению
активизировать интерес у детей к учебному предмету
«Литературное чтение» и внеклассному чтению
формировать правильное, сознательное, беглое и выразительное чтение
развить читательский вкус и воспитать грамотного читателя
сформировать читательскую самостоятельность, ведущую к социальной активности младших школьников
Слайд 12Используемая литература
Алексеевская А.Т. статья: Формирование читательских интересов младших школьников. -
М., 2008. с. 18
Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника
интерес к чтению? /Начальная школа. - 2007. - № 8. - С. 35-43.
Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом. Изд. «Экзамен», 2011г
Лазарева В.А. Литературное чтение в современной школе: сборник статей. - / Сост. В.А. Лазарева. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005 С. 40
Ниталимова Л.В., Семенова С.Н. Развитие читательского интереса младших школьников. - М.: Ментор. - 2007. - №1. - С. 11-13.
Ситдикова Р.Н. Опережающее развитие ребёнка. Дополнительные задания. Изд. «Рекпол» г. Челябинск, 2011г.
Узорова О. В., Нефёдова Е.А. Быстрое обучение чтению. Изд. «Астрель», 2002г
Читательский дневник. 1-4 классы./Авт.-сост. М.В. Буряк; под. ред. Е.С. Галанжиной. – М.:Планета, 2017-(Учение с увлечением)
Чтение с увлечением. 1-4 классы. Развивающие задания для школьников./ М.В.Буряк, Е.Н. Карышева.- М.: Планета
Шаповалова О.А.Читательский дневник. Иду в 2-4 класс.- Саратов: Лицей, 2007.
Экгардт Р.Н. Книга для обучения детей быстрому чтению. Изд. «Рекпол» г. Челябинск, 2011г.
Слайд 13Интернет-ресурсы
www.nsportal.ru
www.varlamovo.minobr63.ru
www.chernavabibl.ucoz.ru
www.infourok.ru
Слайд 14Приложение
Оформление читательских дневников
Слайд 19
Техника чтения на текущий момент
(1 четверть, 4 класс)