Слайд 1Образовательные технологии
Автор: Иваненко Елена Викторовна
учитель начальных классов
ЧОУ «Начальная школа-детский сад № 67 ОАО «РЖД»
Слайд 2Проблемно-диалогическая технология
Слайд 3Девиз ПДО:
«Открывать знания вместе с детьми».
Слайд 4Данная технология организуется на основе совместного труда, сотрудничества учеников и
учителя; позволяет детям овладеть умением самостоятельно искать, исследовать.
Слайд 5Внедрение данной технологии способствует идти не от учебного предмета к
ребенку, а от ребенка к учебному предмету; идти от тех
возможностей, которыми располагает ребенок – учить его с учетом потенциальных возможностей.
Слайд 6Отличия проблемного обучения от традиционного
*Учитель либо не дает готовых знаний,
либо дает их только на особом предметном содержании - новые
знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными.
Слайд 7*Ведущими мотивами познавательной деятельности становятся интеллектуальные (учащиеся самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение
от процесса интеллектуального труда, от преодоления сложностей и найденных решений,
догадок, озарений).
Слайд 8На смену монологу приходит диалог.
Различают два вида диалога:
Побуждающий диалог -
это бульдозер.
Он
подталкивает ребенка к прыжку через пропасть. Это рискованно, в полете
легко сбиться с курса и попасть не туда. Побуждающий диалог позволяет точно повторить этапы научного творчества и более активно формирует творческие способности.
Подводящий диалог – локомотив,
который от станции к станции, медленно, но верно везет своих пассажиров к пункту назначения. Подводящий диалог мощно развивает логическое мышление.
Слайд 10При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:
1. Умственных способностей учащихся (возникающие
затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);
2. Самостоятельности (самостоятельное видение
проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);
3. Креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).
Слайд 11Эта технология, прежде всего, формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая
выращивание умения решать проблемы.
Наряду с этим происходит формирование и
других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных.
Слайд 13Цель
Развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы
оценивания
Слайд 14У учащихся развиваются умения:
*самостоятельно оценивать результат своих действий
*контролировать себя
*находить и
исправлять собственные ошибки
Слайд 15Учащиеся мотивированы на успех
Избавлены от страхов перед школьным контролем и
оцениванием
Комфортная обстановка позволяет сберечь психическое здоровье младших школьников
Слайд 16Данная технология направлена прежде всего на формирование регулятивных УУД, т.к.
обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности.
Наряду с этим
происходит формирование и коммуникативных УУД.
Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.
Слайд 19Три этапа работы с текстом
I этап. Работа с текстом до
чтения
Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста,
выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
Слайд 20Имя писателя
Знакомо или нет?
Что он написал ещё?
Произведение какого жанра будем
изучать?
Название произведения
Произведение называется…
Будем читать всё произведение или отрывки?
Кто будет главным
героем (главными героями)?
Какие события будут происходить?
Иллюстрация
Глядя на иллюстрацию, можно сказать, что…
Слайд 21II этап. Работа с текстом во время чтения
Первичное чтение текста.
Самостоятельное
чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор
учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
Слайд 22 Перечитывание текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение
(всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог
с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
Беседа по содержанию текста.
Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение к отдельным фрагментам
текста.
Выразительное чтение.
Слайд 23III этап. Работа с текстом после чтения
Концептуальная (смысловая) беседа по
тексту.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения
с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
Слайд 24Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к
готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
Творческие задания, опирающиеся
на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Слайд 25В рамках образовательной системы «Школа 2100» на занятиях рекомендуется групповая
форма работы. Это связано с её важностью в качестве основы
для формирования коммуникативных УУД.
Слайд 26Эта технология направлена на формирование всех групп УУД.