Слайд 2Одаренные дети
здесь и сейчас
Выполнила: педагог-психолог
Жигалова Е.Д.
г. Ярославль
7.05.2015 г
МДОУ Детский сад комбинированного вида № 15
Слайд 3Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская,
А.В. Брушлинский, В.Н. Дружинин, А.М. Матюшкин
Разделяют
2 точки зрения
1) Все дети являются одаренными
2)Одаренные дети встречаются крайне
редко
Слайд 4Что такое одаренность?
Как выявить?
Как относиться ( в плане обучения и
воспитания)
Как работать с одарёнными детьми?
Слайд 5Понятие «Одаренности» по Мельниковой Е.Л.
Наиболее эффективным в процессе обучения (
по мнению Мельниковой Е.Л) является работа с детьми
через научно-исследовательскую
и проектную деятельность.
Именно во главе своей методики преподавания , она и ставит данную концепцию ( концепцию об одаренности)
Слайд 6 Концепция одаренности базируется
на 3 китах
Сущность
Диагностика
Обучение и
Воспитание
Слайд 7Описание схемы одаренности
Вопрос о сущности является центральным понятием одаренности
Одаренность (сущность)
– это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое
определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Диагностика – способность распознавать ОБУЧЕНИЕ И
познавательные процессы ребенка). ВОСПИТАНИЕ -
(именно одаренность детей
может быть установлена и изучена
только в процессе обучения и воспитания,
в ходе выполнения ребенком той или иной
содержательной деятельности.
Слайд 8Вундеркинды с опережающим развитием
Надежда Рушева
Надя начала рисовать с пяти
лет, причем никто не обучал её рисованию, также до школы
её не учили читать и писать. В семилетнем возрасте, будучи первоклассницей, она начала рисовать регулярно, каждый день не более получаса после уроков. Тогда же она, за один вечер, нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина, за то время, пока отец читал эту её любимую сказку вслух.
ВЫСТАВКИ. За следующие пять лет её жизни состоялось пятнадцать персональных выставок в Москве, Варшаве, Ленинграде, Польше, Чехословакии, Румынии, Индии. В 1965 году в № 3 журнала «Юность» были опубликованы первые иллюстрации тринадцатилетней Нади к художественному произведению — к повести Эдуарда Пашнева «Ньютоново яблоко».. Впереди были иллюстрации к романам «Война и мир» Льва Толстого и «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова и слава будущего книжного графика, хотя сама юная художница мечтала стать художником-мультипликатором. В 1967 году была в Артеке, где познакомилась с Олегом Сафаралиевым.
СМЕРТЬ
Скончалась 6 марта 1969 года в больнице из-за разрыва врождённой аневризмы сосуда головного мозга и последующего кровоизлияния в мозг
Слайд 9Гарий Каспаров
Родители Каспарова увлекались шахматами и решали шахматные задачи..
И в 5 лет ребенок подсказал в игре с шахматами.
После этого отец обучил Гарри игре. Папа у них умер, когда сыну было 7 лет, и всю жизнь мать посвящает шахматной карьере сына. В 10 лет он начинает турнирные соревнования по шахматам. В начале 1976 года, в двенадцать лет, Гарри Каспаров одержал победу на чемпионате СССР по шахматам среди юношей. И с 14 лет начинает ездить по городам завоевывая медали чемпионат мира Чемпионат СССР среди юношей, Чемпионат мира среди кадетов (до 18 лет) ,Чемпионат мира среди юниоров ( до 20 лет).
Слайд 10Вундеркинды с яркими достижениями
В.А. Моцарт
Пабло Пикассо
Моцарт уже в
три года выступал с концертами.
Пабло Пикассо начал рисовать задолго до
того, как стал говорить, однако в 10 лет не знал цифр и простейших арифметических действий. Основы чтения, правописания и сложения давались ему с огромным трудом. Зато экзамен в старший класс Школы изящных искусств в Барселоне, на который у других уходил месяц, 14-летний Пабло сдал за один день.
Слайд 12 Дети Вундеркинды 21 века
Акрит Пран Ясвал
Акрит Пран
Ясвал из Индии стал известен, когда выполнил свою первую хирургическую
операцию — ему было тогда всего семь лет. Хотя он в то время ещё не был врачом, но уже имел репутацию медицинского гения в узком кругу знакомых. Его восьмилетний приятель получил сильные ожоги на руке, и Акран отделил ему пальцы.
В возрасте 12-ти лет Акран поступил в медицинский университет, а к 17-ти годам заработал магистерскую степень в области прикладной химии. Сегодня он занимается поисками лекарства от рака.
Слайд 13Дети Вундеркинды 21 века
Джейкоб
Родился в 1999 году. Джейкоб – это
американский математик. Когда мальчику было два года, у него была
диагностирована тяжелая форма аутизма. Врачи говорили, что мальчик может не научиться разговаривать, читать, выполнять простейшие ежедневные действия и даже, что у него могут развиться трудности с обслуживанием себя.
Однако, все пошло не так, как предсказывали врачи. Через год, мальчик уже рассказывал алфавит в прямом и обратном порядке. Более того, в возрасте трех лет, во время визита в планетарий, Джейкоб рассказал гиду о том, почему спутники Марса такой странной формы.
В возрасте 10 лет он поступил в университет Перью в Индианаполисе (Indiana University-Purdue University Indianapolis). Во время работы над своей ученой степенью он утверждал, что однажды в один прекрасный день он сможет опровергнуть теорию относительности Эйнштейна.
В настоящее время он занят работой над докторской диссертацией в квантовой физике.
Слайд 14Дети Вундеркинды 21 века
Таниш
Таниш является самым молодым членом организации Mensa,
в которую он вступил в возрасте 4 лет. Гениальность мальчика
была уже видна, когда малышу едва исполнилось 4 месяца, и он стал просматривать детские книги, при этом правильно отвечая на вопросы по тексту.
Получив членство в Mensa, он набрал рекордные 99,9 баллов во время IQ-тестирования. В пять лет он окончил математические курсы по образовательной программе Стэндфордского университета для одаренной молодежи, пройдя все уровни всего за шесть месяцев (обучение, как правило, длится с детского сада и до 5 класса школы).
В шесть лет он уже занимается на университетских курсах, практически на отлично сдает экзамены, и является самым молодым членом сообщества Phi Theta Kappa Honor Society (престижное сообщество, подобное Mensa). С тех пор он регулярно публикует эссе на сайте НАСА.
Слайд 15 ОДАРЕННЫЕ МОТИВИРОВАННЫЕ.
Это дети,
которые хотят усваивать материал. Учатся по обычной программе ,
но
с большим энтуазизмом
поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо
важная задача обучения одарённых и положительно мотивированных детей. Ребенок хочет усваивать, и школа ему
предлагает усваивать эти знания.
СПОСОБНЫЕ ОДАРЕНЫЕ ДЕТИ:
Преуспевают за счет общего умственного превосходства ( так называемые настоящие отличники). Легко усваивают материал, меняется программа, и ребенок под эту программу легко под эти условия подстраивается.
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТИ:
Творческий ребенок – не тот, кто усваивает чужое , а тот, кто создает свое.Такие дети создают свое произведение, искусство. (пишут стихи, сочиняют музыку, доказывают теоремы).
Здесь цель мин для дошкольного учреждения, и для школ – поддерживать в ребенке это творчество.
Обеспечить принятие творчества
Обеспечить материально-информационные условия
Скорректировать неблагоприятные факторы развития
Мах- продолжать дальше развивать творчество в ребенке.
посредством технологии проблемного диалога
Слайд 16
ОДАРЕННЫЕ МОТИВИРОВАННЫЕ.
Это дети, которые хотят усваивать
материал. Учатся по обычной программе ,
но с большим энтуазизмом.
Задача педагога:
поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо
важная задача обучения одарённых и положительно мотивированных детей. Ребенок хочет усваивать, и дошкольное образование
предлагает усваивать эти знания.
Слайд 17
СПОСОБНЫЕ ОДАРЕНЫЕ ДЕТИ:
Преуспевают за
счет общего умственного превосходства ( так называемые настоящие отличники). Легко
усваивают материал, меняется программа, и ребенок под эту программу легко под эти условия подстраивается.
Слайд 18
Творческие дети
Творческий ребенок – не тот, кто усваивает чужое
, а тот, кто создает свое. Такие дети создают свое
произведение, искусство. (пишут стихи, сочиняют музыку, доказывают теоремы).
Здесь цель мин для дошкольного учреждения, и для школ – поддерживать в ребенке это творчество.
Обеспечить принятие творчества
Обеспечить материально-информационные условия
Скорректировать неблагоприятные факторы развития
Мах- продолжать дальше развивать творчество в ребенке.
посредством технологии проблемного диалога
Слайд 19Множественность концепций одаренность
Слайд 20
Можно ли работать образовательном учреждении в рамках всех 4 концепций?
Если
мы с вами наберем группу детей в одну большую комнату,
и будем за ними наблюдать в течении недели. Сможем ли мы с вами взять и увидеть в них способность – как одаренность.
Наверно можем, так как не всегда они были и будут ими ( именно одаренными). Почему же?
В детском возрасте одаренность может не прорезать и только к юношеским годам она может воплотиться в реальность.
Следовательно, у великих людей во взрослой жизни, что является – это достижение. А что мы достигает – продукт это и есть творчество
Творческая концепция
Слайд 21Микеланджело Б
Прокофьев С. С
Альберт Энштейн
Слайд 22Творческая концепция
Творчество – деятельность, результатом которой
является создание духовных и
материальных ценностей.
Сверходареные – 1 на 10.000 тыс
Высоко одаренные – 2
-3 %
Одаренные 15-25%
Слайд 23Концепция творческих идей
А.М. Матюшкин
Алексей Михайлович Матюшкин , доктор психологических
наук, профессор, академик Российской академии образования, лауреат премии Правительства РФ
в области образования.
Слайд 24Концепция А.М. Матюшкина (концепция творческих идей)
согласно данной концепции одаренность
– это творческий тип развития, источником явялется высокий творческий потенциал
( генетика), движущей силой – собственная развивающая творческая деятельность и результатом – развитие всей психики в целом, включая творческие способности.
Творчество – (словаря) – деятельность, результатом которого является новый и ценный продукт.
Творчество- важно, значимо, ценно.
Творчество - продукт
Новый Ценный
научное ( открытие новых знаний;
Свое видение мира)
Творчество Художественное (литература, прикладное
изобразительное искусство)
техническое ( изобретение механизмов)
педагогическое ( мтодика занятия)
научное ( открытие новых знаний;
Свое видение мира)
Художественное (литература,
Творчество прикладное
изобразительное искусство)
техническое ( изобретение механизмов)
педагогическое ( методика занятия)
Слайд 26
Этапы творчества:
1)Ученые наталкиваются на противоречия, удивляются и задают сами
себе вопрос. Это первый этап постановка проблемы.
2)Ученые выдвигают и проверяет
гипотезы и открывают новые знания. Это второй этап и называется он поиск решений.
3)Но мысль в голове исследователя по образному выражению ( по Матюшкину) рождается голенькой и понятной ему одному. Третий этап выражение – продукт знаний.
4) Ученые пишут книги, сочиняют рассказы, произведении и это и есть продукт. Этот этап называется реализация продукта.
С помощью этих 4 этапов ребенок может освоить урок с техникой проблемного диалога как средство реализации ФГОС ОО».
Слайд 27ПРИМЕР
ПОИСКОВЫЙ ОТ 0-3 ЛЕТ (ПОИСК ЛЮБЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ, ПЕРВИЧНЫЕ ЗНАНИЯ О
МИРЕ);
ПОСТАНОВКА ВОПРОСА И ПРОБЛЕМЫ 3-6 ЛЕТ (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ, ОСОЗНАНИЕ
ПРОТИВОРЕЧИЙ);
ПОИСК РЕШЕНИЯ 6-10 ЛЕТ (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ, ОСОЗНАНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ ВЫДВИЖЕНИЕ И ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗ);
КАЧЕСТВЕННОЕ ВЫРАЖЕНИЕ 10-12 ЛЕТ (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ, ОСОЗНАНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ ВЫДВИЖЕНИЕ И ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗ, ЗАПИСЫВАЕТ РЕШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ЯЗЫКОМ);
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ 12-15 ЛЕТ (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ, ОСОЗНАНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ ВЫДВИЖЕНИЕ И ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗ, ЗАПИСЫВАЕТ РЕШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ЯЗЫКОМ ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОДУКТА);
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ 15 ЛЕТ (ВЫБОР ПРОФЕССИИ, ВУЗА, СЕМЕЙНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ИМЕТЬ ИЛИ НЕТ, ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОДОЛЖАТЬ ЛИ РЕАЛИЗАЦИЮ СЕБЯ.)
Слайд 29Формы работы с одаренными детьми
1.Урочная деятельность (уроки по предметам)
2. Театрализованные
праздники.
3. Олимпиады по различным предметам.
.
Слайд 30В урочной деятельности
используются следующие виды деятельности:
проблемно-развивающее обучение,
работа в малых группах,
проектно-исследовательская деятельность,
игровые
технологии (игры и путешествия),
информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития
способностей (разноуровневые тесты, презентации), задания творческого и нестандартного характера.
Также в учебной работе используются словари, детские энциклопедии, справочники, Интернет.
Слайд 31Урочная и внеурочная работа
должна строиться таким образом, чтобы ребёнок мог
проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности, и направлена
на развитие творческих и познавательных способностей учащихся. В течение года проводятся конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования, «мозговые штурмы», «блиц-турниры», используются логически-поисковые задания, нестандартные задачи, где каждый может проявить свои способности. Совершенствуются групповые формы работы, ученики начинают проявлять склонность к тому или иному учебному предмету, самостоятельность и творчество при выполнении заданий.
Слайд 32Во внеклассной работе
используются КТД (коллективно-творческое дело), позволяющие развивать в детях
организаторские способности. Многие ребята помогают в организации классных мероприятий. В
конце учебного года подводятся итоги достижений учащихся, составляется рейтинг, в котором учитываются успехи детей не только в учебной деятельности, но и во всех соревнованиях и конкурсах, включая эстетические, художественные, спортивные, личностные. На школьной конференции в конце года отмечаются успехи и достижения учащихся, вручаются грамоты и дипломы.
Слайд 33Интервью Мельниковой Е.Л.
Список качеств учителя – это список добродетелей человечества».
Слайд 34Роль педагога в работе с одаренными детьми
Работа с одаренными детьми
реализуется через образовательную деятельность занятий, уроков. Проектирование есть универсальное умение
, которым должны в той или иной мере овладеть все дети. И здесь уже большая роль отводится педагогу, который должен найти золотую середину, оптимизировать процесс.
В одном интервью Мельникова Е.Л , ссылаясь на философов, сказала. «Список качеств учителя – это список добродетелей человечества».
Для развития одаренных детей и поддержания их ценности необходимо два качества:
Педагог должен хотеть помочь одаренным детям:
Учитель должен понимать как это сделать ( знать технологию). Если он хочет, он обязательно этому научиться.
Следовательно педагог должен занимать самую активную позицию.
Именно проблемное обучение – обучение для одаренных детей. Именно в нем можно обнаружить как открывать знания вместе с учениками, детьми
Слайд 35Проблемное обучение – обучение для одаренных детей