Слайд 1Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС
ДО
Слайд 2ФГОС ДО нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для
сохранения самоценности дошкольного детства, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности.
Слайд 3При создании РППС ДОО необходимо обеспечить реализацию:
Образовательного потенциала пространства группы
и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей, охраны и
укрепления их здоровья, учета индивидуальных особенностей и коррекции развития детей;
Двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, возможности для уединения;
Различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, национально-культурных, климатических и других условий.
Слайд 4В соответствии с ФГОС ДО РППС должна обеспечивать и гарантировать:
Слайд 5РППС выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции.
В процессе взросления ребенка
все компоненты РППС необходимо менять, обновлять и пополнять.
РППС должна быть
не только развивающей, но и развивающейся.
Слайд 6Основные принципы организации РППС
Содержательно-насыщенная – средства обучения, инвентарь, оборудование, которые
позволяют обеспечить все виды детской деятельности; эмоциональное благополучие детей; возможность
самовыражения детей.
Трансформируемая – возможность изменения РППС в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей.
Полифункциональная – возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской активности.
Доступная – свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все виды детской деятельности.
Безопасная – соответствие элементов РППС требованиям СЭС, пожарной безопасности и охране жизни и здоровья детей.
Слайд 7Предметное содержание:
Все предметы должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным
особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной совместной и самостоятельной
деятельности с взрослыми и со сверстниками.
Слайд 8Изменение:
Разделение на зоны с помощью различных элементов. Могут быть использованы
некрупные передвижные ширмы, различное игровое оборудование, символы и знаки для
зонирования.
Слайд 9Объективные показатели негативного влияния:
Сенсорная агрессия (цвет, свет, мерцание, звук)
Провокация к
совершению аморальных и безнравственных поступков и формированию негативных установок личности
Чрезмерное
развитие сторон личности и чувств за счет общего развития (чувство превосходства над другими, зависть, жадность)
Формирование преждевременных потребностей ребенка, в том числе и сексуальных
Снижение активности ребенка, культивирование его несамостоятельности
Тщеславие от «имения» игрушки вместо «умения»: придумать различные способы игры, сделать игрушку своими руками)
Культивирование индивидуализма вместо развития социальности.
Слайд 10Общие принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников:
1. Принцип безопасности (отсутствия рисков):
физические риски;
психологические риски;
нравственные риски.
2. Принцип
развития, с учетом зоны ближайшего развития ребенка.
3. Принцип соответствия
возрастным особенностям ребенка;
индивидуальным особенностям;
специальным особенностям ребенка.
Слайд 11Центры:
познавательный;
литературный;
строительно – конструктивный;
изоискусства;
экологический;
учебной деятельности;
театрализованной деятельности;
экспериментально – исследовательской деятельности;
личностный центр;
музыкальный.
Слайд 12Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группе
Слайд 13Центры могут быть разграничены (полки, напольное покрытие, коробки, мольберты, столы
и возвышения можно использовать для разграничения пространства), но вместе с
тем, 1/3 пространства группы свободна для организации игр и деятельности большого количества детей.
Мебель и оборудование расставлены таким образом, чтобы обеспечивать свободное и безопасное передвижение детей (не должно, быть, слишком, много, открытого, пространства, которое бы провоцировало детей бегать с опасностью для других детей).
«тихие» и «шумные» центры достаточно разнесены, чтобы дети не мешали друг другу (уровень шума влияет на желание передвигаться, уровень тревожности и творческие возможности детей); оформление «уголка уединения» необходимо для отдыха ребенку;
материалы, которые стимулируют познавательную и речевую деятельность, детей включены во все центры;
материалы, которые позволяют ребенку разворачивать самостоятельную деятельность представлены в достаточном количестве;
центры допускают как индивидуальные занятия детей, так и объединения детей в малые и большие группы;
Слайд 14центры предназначены как для самостоятельной, совместной деятельности детей и взрослых,
так и для проведения некоторых видов занятий;
для чтения, прослушивания музыки,
отдыха есть достаточно мягких «посадочных мест» (подушки, обтянутые пенопластовые матрацы, кресла, пуфики и пр.);
в помещении достаточно столов и стульев, чтобы все дети могли одновременно разместиться за ними (желательно, чтобы, столы были небольшие и стояли бы в разных местах группы);
помещение группы организовано так, чтобы воспитатели могли одновременно наблюдать за тем, что происходит в большинстве центров;
все материалы, а так же детские рисунки и поделки развешаны на уровне глаз ребенка;
у каждого ребенка есть индивидуальное место, куда он может положить свои вещи и предметы.
Слайд 15Познавательное развитие
предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие
воображения и творческой активности; формирование представлений о себе, объектах окружающего
мира о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материалов и т.д.), о малой родине и Отечестве и т.д. (дидактические игры, обучающие и др.).
Примерные центры:
- центр «Мы познаем мир» или Уголок краеведения,
- центр сенсорного развития,
- центр конструктивной деят-ти,
- центр математического развития
- центр экспериментирования.
Слайд 16Создавая развивающую среду необходимо помнить:
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую,
стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна
работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
Слайд 17Организуя предметную среду в группе необходимо учитывать закономерности психического развития,
показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень речевого развития,
а также показатели эмоциональной сферы.
Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
При создании развивающего пространства в группе необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
Предметно-развивающая среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, образовательной программы.
Слайд 18Вывод:
организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ с
учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее
эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности