Слайд 1Образовательные правоотношения
Подготовила:
студентка ш – 41 группы
Лукина Галина
Слайд 2Правоотношение
Один из центральных элементов механизма правового регулирования общественных отношений. Познание
особенностей того или иного правоотношения дает возможность конкретизировать субъектов, между
которыми возникает правовая связь в виде корреспондирующих между ними субъективных прав и юридических обязанностей, определить не только состав субъектов, но и их взаимное поведение по отношению друг к другу.
Слайд 3Все правоотношения, возникающие на основе норм права между субъектами системы
образования, характеризуются такими же чертами. В то же время для
них свойственна и своя специфика.
Слайд 4Как уже отмечалось, в сфере образования складываются два основных типа
общественных отношений: образовательные отношения в собственном смысле слова (преципионные или
первичные) и отношения, непосредственно не связанные с осуществлением образовательной деятельности (образовательного процесса) - комиторные, т.е. вторичные, отношения. Соответственно, все правоотношения в сфере образования могут быть дифференцированы на две основные группы: образовательные (преципионные) правоотношения и правоотношения, складывающиеся в связи и по поводу организации и осуществления образовательной деятельности (образовательного процесса) - комиторные правоотношения.
Слайд 5Реципионные правоотношения
Особый вид общественных отношений, возникающих на основе норм образовательного
права между обучающимися (или их законными представителями), образовательным учреждением и
педагогическими работниками в связи с организацией, управлением и осуществлением образовательной деятельности (образовательного процесса) определенного уровня и направленности.
Слайд 6К комиторным правоотношениям относятся все иные правоотношения в сфере образования, складывающиеся на основе
норм административного, гражданского, трудового, финансового и иных отраслей права, опосредованно
обеспечивающих процесс и результат образовательной деятельности, в целом функционирования всей системы образования в соответствии с ее главной целью и общественно-государственной образовательной политикой
Слайд 7Основными объектами рассматриваемого типа правоотношения выступают:
а) содержание, объем, уровень и характер приобретаемых
обучающимся (учащимися) и передаваемых обучающими (педагогами) в ходе образовательной деятельности
(образовательном процессе) или при оказании образовательных услуг знаний, умений, навыков (ЗУН), соответствующих требованиям государственного образовательного стандарта и образовательным программам соответствующего уровня и направленности образования;
б) условия, обеспечивающие качество и эффективность образовательного процесса, т.е. учебной работы самого учащегося, труда педагога, организации учебно-воспитательного процесса со стороны образовательного учреждения и др.;
в) качество обучения, выражающееся в соответствии установленным правовым требованиям процессу и результатам учебной работы учащихся и педагогическому труду учителя (преподавателя);
Слайд 8г) качество воспитательной деятельности, выражающееся в обеспечении соответствия содержания и
характера таких личностных черт учащихся, в частности их, социально-ценностных и
правомерно направленных ориентаций и установок, которые соответствовали бы доминирующим в обществе позитивным моральным ценностям и нормам, выступающим своеобразными «стандартами» воспитанности гражданина.
Слайд 9Субъектами преципионных правоотношений выступают участники образовательного процесса, находящиеся в правовой связи друг с
другом на основе того или иного нормативно-правового акта. Здесь нужно
иметь в виду, что не всякий участник образовательных отношений и не всегда становится неизбежно субъектом правоотношений, возникших на основе конкретных нормативных предписаний и установлений. В ряде случаев такой ситуации может и не быть. Скажем, учитель, ведущий урок, является, с одной стороны, субъектом преципионных правоотношений в том смысле, что начало и процесс осуществления его педагогической деятельности опосредованы соответствующими нормативно-правовыми актами (он был принят на работу по приказу или по контракту, получает заработную плату в соответствии со своей квалификационной категорией и т.д.)
Слайд 10С другой стороны, непосредственный педагогический процесс, связанный с выбором и
применением педагогом собственных специфических форм, методов и методических приемов обучения,
сопряженный с использованием и различных психологических приемов, установлением психолого-педагогических и нравственных отношений с учениками, непосредственно не регламентируется нормативными правовыми актами. В данном случае педагог лишь ориентируется на наиболее общие принципы, цели, положения и нормы, закрепленные в Конституции РФ, Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Законе РФ «Об образовании», Концепции модернизации российского образования и иных документах, а также на организационный и методический опыт поколений отечественных педагогов средней и высшей школы.
Слайд 11Все субъекты образовательных отношений могут быть разбиты по группам по
различным критериям. Однако, наиболее целесообразным представляется дифференциация субъектов на индивидуальные (ученик, учитель,
студент, директор (ректор) образовательного учреждения) и институциональные(образовательные учреждения, их подразделения, органы управления образованием и т.д.). Но, во всяком случае, главной юридической характеристикой, выражающей их именно правовое качество, т.е. именно как субъектов образовательных правоотношений, является их правосубъектность -предусмотренная действующим законодательством способность индивидуальных и институциональных участников образовательных отношений быть носителем образовательных субъективных юридических прав и юридических обязанностей. Именно содержание и особенности правосубъектности того или иного участника образовательных отношений в значительной, если не в определяющей, степени обусловливает и специфику их правового статуса.