Слайд 1Пальчиковые технологии
в дошкольных группах
Стыркина О.А.
Воспитатель дошкольной группы
МОУ Карьерской
ООШ
Слайд 2«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев»
В.А.Сухомлинский
Слайд 3Пальчиковые технологии –
совокупность методов, приемов и способов применения мелкой
моторики рук для коррекции речевых отклонений
Слайд 4
Работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры
головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе
Слайд 5Доказано, что одним из показателей нормального физического и психического развития
ребенка является развитие его руки, ручных умений, или, как принято
говорить, мелкой моторики
У детей с нарушением речи возникают следующие проблемы:
сниженный тонус сенсорной и моторной сферы
задержка общего развития
мимическая, эмоциональная, моторная недостаточность
недостаточность психических функций
в самой речи «страдают» не просто звуки, а механизмы восприятия, понимания, продуцирования речи.
Слайд 6Цель применения пальчиковых технологий
Совершенствовать сенсомоторное развитие детей и, таким образом
создать фундамент речевого и умственного развития дошкольника.
Использование пальчиковых игр и
упражнений, занимательных заданий, двигательной активности делают занятия более живыми, интересными, результативными.
Речь с движением способствуют развитию зрительной и речевой памяти, координации движений, что, в конечном счете, поможет педагогу качественно подготовить ребенка к обучению в школе.
Слайд 8Необходимо помнить три важных правила
1. пальцы левой и правой рук
следует нагружать равномерно;
2. после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например,
потрясти кистями рук);
3. поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться на всех занятиях в ДОУ.
Слайд 9Техника самомассажа
При обучении детей самомассажу используются массажные движения по ладоням,
кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, легкое надавливание кончиками
пальцев при массировании, сгибание, разгибание пальчиков (всех вместе и поочередно). Используем такие упражнения: катание грецкого ореха или шарика (при усложнении используем два), катание ребристого карандаша как по внутренней, так и по тыльной сторонам руки, имитация скатывания колобка, палочек (как в лепке), сжимание резиновых игрушек разной плотности.
Слайд 10Изображение пальцами фигур
Учим детей изображать пальчиками различные фигурки: «флажок», «очки»,
«бинокль», «стол», «солнечные лучи» и другое. Дети, повторяя движения взрослых,
активизируют моторику рук. Тем самым, вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Слайд 11Изображение пальчиками рифмованных историй
Освоив свободное выполнение пальчиковых фигурок, упражнения усложняются,
переходим к использованию рифмованных историй: «Дружба», «Апельсин», «Алые цветы» и
другие. Используем народные игры-потешки: «Сорока-белобока», «Этот пальчик-дедушка», «Этот пальчик хочет спать».
Слайд 12Пальчиковые игры-драматизации
В пальчиковых играх-драматизациях слово связано с действием персонажей. Из
произведений детской литературы подбираем тексты, имеющие воспитательные ценности, отличающиеся динамизмом,
глагольной лексикой, четкой последовательностью событий, действий, художественной выразительностью языка, простотой построения фразы. Дети участвуют в хоровой драматизации, затем переходят к индивидуальному проговариванию роли с помощью взрослого и самостоятельно.
Слайд 13Теневой театр
Пальчиковые игры используются в теневом театре
Слайд 14Мелкая и крупная мозаика;
Леска, проволока, шнуры для нанизывания бусинок и
пуговиц;
Пособия по застегиванию пуговиц разной величины;
Коробочки для собирания и перекладывания
мелких предметов;
Цветные клубочки ниток для перематывания и выкладывания
узоров на бархатной бумаге «Рисуем ниточкой»;
Пособия со шнуровкой;
Наборы резиновых игрушек для укрепления мышцы руки;
Дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания
узоров из ракушек, семян и другого природного материала;
Счетные палочки и спички для выкладывания узоров с образцами
рисунков;
Головоломки «Собери картинку»;
Пальчиковый театр;
Конструкторы.
Предметная среда для развития мелкой моторики
Слайд 15Заключение
Разнообразное использование пальчиковых технологий - одно из важных средств
в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
Пальчиковые технологии
развивают:
внимание детей, зрительную реакцию на собеседника,
подражательность как основу самостоятельности,
личность ребенка,
произвольную память,
самостоятельности,
активность,
моторику,
умение управлять своим поведением.