Слайд 1«Создание условий для воспитания
гражданственности и развития
патриотического потенциала
детей
дошкольного возраста
через построение целостного педагогического процесса»
Подготовила: Бабич М.Н.
Патриотическое воспитание дошкольников
Слайд 2«Фундаментом воспитания является желание ребенка быть хорошим, готовность быть воспитуемым,
активно «присваивать» нравственный идеал, из которого исходит педагог». Иначе говоря,
воспитание должно осуществляться как самовоспитание»
В.А. Сухомлинский
Слайд 3АКТУАЛЬНОСТЬ
Обращение в образовании к нравственно-патриотическому воспитанию обосновывается существованием ряда
проблем: снижение познавательного интереса и уважения у современной молодежи к
прошлому и настоящему своей Родины, к обычаям и традициям своего народа, низкий уровень знаний об истории, культурном наследии своего Отечества, представления о русской культуре. Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, как Совесть, Честь, Долг привели к негативным последствиям в обществе, к родительской безответственности, равнодушию в воспитании подрастающего поколения.
Первые годы жизни ребёнка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребёнком опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания дошкольником социальной действительности. Организация работы ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников остается одним из актуальных направлений деятельности современного ДОУ.
Слайд 4Патриотизм включает в себя:
формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности
(совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и
развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность);
приобщение к истокам национальной культуры;
формирование нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
воспитании любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).
Слайд 5Задачи работы:
• Изучение уровня компетентности и информированности педагогов ДОУ по
вопросу “Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста”.
• Создание полноценной предметно-развивающей среды.
Цель:
Закрепление, уточнение и совершенствование знаний педагогов о воспитании патриотических и нравственных качеств дошкольников в процессе повседневной деятельности.
Слайд 6 воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье,
дому, детскому саду, улице, городу;
воспитание уважения к труду;
развитие интереса к
русским традициям и промыслам;
формирование элементарных знаний о правах человека;
расширение представлений о городах России;
знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Задачи патриотического воспитания:
Слайд 7Принципами педагогической деятельности в ДОУ по воспитанию гражданственности являются:
индивидуализация
обучения, включающая в себя учет индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного
возраста;
постоянное стимулирование творческой, познавательной активности детей старшего дошкольного возраста;
системность и последовательность воспитания и обучения, представленная формированием целостного процесса познания социального мира;
обеспечение психологического комфорта при организации занятий;
преемственность в организации разнообразных видов деятельности, способствующих целостному восприятию данного цикла.
Слайд 8Основные источники, средства
патриотического воспитания в ДОУ
1.Создание условий в группе.
2.Правильный отбор объектов.
3. Пример взрослых.
4. Развивающие виды деятельности.
5.Досуговая деятельность.
6. Использование всех видов фольклора.
7. Знакомство с народной декоративной росписью.
8. Дополнительное образование.
9.Взаимодействие с семьями воспитанников.
Слайд 9Содержание патриотического воспитания дошкольников:
Слайд 10 * Приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству,
устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
Знакомство с семьёй, ее
историей, родственниками, семейными традициям, составление семейного древа; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями.
Проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое.
* Организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.
Слайд 111 направление
Воспитание на боевых традициях народа.
2 направление
Историко-краеведческая
работа.
3 направление
Формирование правовых знаний.
4 направление
Воспитание на культурных традициях
народа.
Работу по патриотическому воспитанию можно разбить на 4 направления:
Слайд 12природа и мир животных;
традиции;
труд людей;
общественные события и т.д.
Задача
педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные
ему:
Слайд 13прививать детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной» ;
"любовь к Отечеству»;
"ненависть к врагу»;
"трудовой подвиг" и т.д.
Огромное значение
имеет пример взрослых:
Слайд 14Родной город (достопримечательности)
Детский сад
Семья
Система и последовательность
патриотической работы
Моя
страна Россия
Символика (герб, флаг, гимн)
Права и обязанности
БЛОКИ
Дети на планете
Я и мои друзья!