Слайд 1Педагогические особенности организации и проведения нестандартных уроков в начальном общем
образовании
Слайд 2 Нестандартный урок - это
« импровизированное учебное занятие, имеющее
нетрадиционную структуру»
По И.П.Подвласову
Слайд 3Применение на уроках нестандартных форм обучения способствует:
формированию у детей таких
качеств личности, как самостоятельность, коллективизм, умения планировать свою работу, предвидеть
результаты труда, ответственности за последствия своей деятельности, организаторских и коммуникативных склонностей и способностей;
мотивации подрастающего поколения к эффективной трудовой и учебной деятельности;
повышения интереса школьников к учению;
более результативному решению задач образования, развития и воспитания
личности учащегося.
Слайд 4Признаки нетрадиционного урока
Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения.
Используется
внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной.
Привлекаются для
организации урока люди разных профессий.
Эмоционального подъема учащихся через оформление кабинета, доски, музыки, использование видео.
Организация и выполнение творческих заданий.
Обязательный самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения.
Обязательно создается временная инициативная группа из учащихся для подготовки урока.
Обязательное планирование урока заранее.
Творчество учащихся должно быть направлено на их развитие.
Слайд 5Принципы нетрадиционных уроков
1. Отказ от шаблона в организации урока, от
рутины и формализма в проведении.
2. Максимальное вовлечение учащихся класса в
активную деятельность на уроке.
3. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.
4. Поддержка альтернативности, множественности мнений.
5. Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.
6. "Скрытая" (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.
7. Использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего инструмента).
Слайд 6Традиционные и нетрадиционные формы
Слайд 9 Практика учителей нашей школы показывает, что
все 100 % педагогов используют в своей деятельности нетрадиционные формы
обучения.
Учителя отмечают, что нетрадиционные формы проведения урока позволяют им внедрить в работу разнообразные методы и приемы, способствующие вовлечению каждого ребенка в познавательный процесс, нацеливают его на положительный результат, предоставляют возможность учащимся:
- проявить себя с позиции творческого субъекта;
- включаться в деятельность для испытания своих возможностей;
- проявить свой интерес и активность;
- шире развивать познавательные способности.
Слайд 10Соотношение традиционных и нетрадиционных форм уроков
Слайд 12Соотношение традиционных и нетрадиционных форм уроков
Слайд 13Основные задачи каждого урока, в том числе и нестандартного, в
контексте введения ФГОС НОО:
общекультурное развитие;
личностное развитие;
развитие познавательных мотивов, инициативы и
интересов учащихся;
формирование умения учиться;
развитие коммуникативной компетентности.
Слайд 14Виды нетрадиционных уроков
Уроки с измененными способами
организации
Диалог
Защита
знаний
Встреча
Аукцион
Урок
действия
Защита
идей
Урок
вдвоём
Урок
творчества
Урок создания
авторских
произведений
Слайд 15Виды нетрадиционных уроков
Уроки, опирающиеся на фантазию
Урок-сказка
Урок- фантазия
Урок-сюрприз
Урок- подарок от Хоттабыча
Урок-бенефис
Урок-
выставка
Слайд 16Виды нетрадиционных уроков
Уроки, имитация каких – либо занятий
или видов
работ
Слайд 17Виды нетрадиционных уроков
Уроки, с оригинальной организацией
учебного материала
Слайд 18Виды нетрадиционных уроков
Уроки, с игровой состязательной основой
Слайд 19Виды нетрадиционных уроков
Уроки трансформации стандартных
способов организации
Слайд 20Виды нетрадиционных уроков
Уроки - аналогии с организованными событиями
Слайд 21Какими должными быть задания?
Задания должны быть занимательными (по форме, содержанию,
сюжету и т. д.; по способу решения или неожиданному результату);
они должны развивать логику, смекалку, образное мышление, сообразительность и т. д.
Задания должны отличаться уровнем сложности (для одного урока), иметь несколько способов решения (и ответов).
Задания следует подбирать интересные, поучительные, имеющие практическую значимость и межпредметное содержание.
Слайд 22ИКТ помогают учащимся:
ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
овладеть практическими способами
работы с информацией;
развивать умение, позволяющее обмениваться информацией с помощью современных
технических средств;
расширять возможности
самостоятельной деятельности;
развивать мышление;
формировать приемы мыслительной деятельности, навыки исследовательской деятельности, навыки контроля и самоконтроля.
Слайд 23
Рекомендации по проведению нестандартных уроков
1. Нестандартные уроки следует использовать как
итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;
2.
Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;
3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;
4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;
5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла;
6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.
Слайд 24 Эффективность учебного процесса во многом зависит от
умения учителя правильно организовать деятельность учащихся и грамотно выбрать ту
или иную форму проведения занятия. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.
Слайд 26Источники
http://nsportal.ru/nachalnaya shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/integrirovannye-uroki-v-nachalnoi-shkole
Жиленкова О. Н. Нестандартные уроки в начальной школе как
условие эффективности современного урока http://www.uchmet.ru/articles/141884/