Слайд 1
Подготовка руки к письму.
Коррекционно-развивающий проект
Участники проекта:
Воспитатели:
Миронова Ю.К., Милютина Е.А.
Учитель-логопед: Басосова Н.А.
Слайд 2
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский.
Уже доказано,
что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи
и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу.
Слайд 3Подготовка руки к письму.
Письмо - сложных координационный навык, требующий слаженной
работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела.
Подготовка к письму - один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению.
У детей дошкольного возраста с ОНР слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений.
Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта.
С целью подготовки руки к письму на логопедических занятиях нами используется здоровьесберегающая технология «развитие ручной моторики»
Слайд 4Средства развития мелкой моторики
Пальчиковая гимнастика
Игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками.
Игры
с пластилином
Игры с конструкторами и мозаикой.
Вырезание ножницами.
Рисование и раскрашивание
Работа
с бумагой. Аппликации.
Шнуровки.
Графические упражнения. Штриховка.
Массаж кистей рук и пальцев.
Слайд 5Пальчиковая гимнастика.
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок
при помощи пальцев.
Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность
движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
"Пальчиковые игры" очень эмоциональны и увлекательны. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Слайд 6Динамические упражнения для пальцев (потешки)
"Апельсин"
"Мы делили апельсин,
Апельсин
всего один.
Эта долька для кота,
Эта долька для ежа,
Эта долька для
улитки,
Эта долька для чижа,
Ну, а волку кожура!«
(Начинать с большого, загибать попеременно все пальцы.)
Слайд 7Статические упражнения:
Животные
Крокодил. Указательный палец и мизинец согнуть и оттянуть
назад (глаза). Средний и безымянный пальцы вытянуть вперед. Прямой большой
палец прижать к ним снизу, образуя пасть крокодила.
Курочка. Соединить концы большого и указательного пальцев (клюв). На клюв веерообразно накладываются друг на дружку остальные пальцы - это гребешок.
Сова. Большой палец и мизинец отведены в сторону (крылья совы), они могут двигаться при полете. Оставшиеся три пальца согнуты так, что подушечки прижаты к основанию пальцев (голова).
Слайд 8Кинезиологические упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие
«Лягушка». Положить руки на стол. Одна
рука сжата в кулак, ладонь другой лежит на плоскости стола.
Одновременно и разнонаправлено менять положение рук.
«Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, развернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет взрослый, точно и четко. Нежелательны движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении должны участвовать все пальцы на обеих руках.
Слайд 9Игры с бусинками,пуговицами, мелкими камешками.
Нанизывание: пуговицы, бусы, рожки и макароны,
сушки, картонные кружочки, листья деревьев, ягоды рябины.
Картины из пуговиц.
Выкладывание букв,
силуэтов.
Сортировка по заданному признаку.
Цепочки из цветных скрепок.
Слайд 10Рисование, раскрашивание.
Обводка плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана, перевернутое
блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т.д.
Рисование по опорным
точкам;
Дорисовывание второй половины рисунка;
Рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги.
Слайд 11Счётные палочки
Жираф
Жирафы в Африке живут,
Жирафы в Африке жуют.
А у
меня жираф из палочек -
Из палочек, из выручалочек
Дом
Дом я строю
во Вселенной.
Есть в нем крыша и антенна.
Есть в нем дверь и есть окошко -
Пусть живет в нем наша кошка.
Слайд 12Графические упражнения. Штриховка.
Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом
письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят
к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.
Правила штриховки:
Штриховать только в заданном направлении.
Не выходить за контуры фигуры.
Соблюдать параллельность линий.
Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.
Выполняются на нелинованной бумаге.
Слайд 13Расслабляющие приемы(самомассаж кистей и пальцев рук)
Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами
одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев
другой руки. Затем положение рук меняется.
Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.
Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.
Надавливание незаточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.
Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.