Разделы презентаций


Презентация для уроков литературного чтения в начальной школе "Методика чтения и анализа художественного произведения в начальных классах"

Содержание

1. Первичное восприятие текста 2. Анализ художественного произведения на уроке чтения 3. Методика работы с художественным произведением на этапе вторичного синтеза 4.Творческие работы учащихся по следам прочитанного произведенияСодержание

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Презентацию подготовила: Колотовкина Анастасия, студентка 2 «А» группы
Методика чтения и

анализа художественного произведения в начальных классах

Презентацию подготовила:  Колотовкина Анастасия, студентка 2 «А» группыМетодика чтения и анализа художественного произведения в начальных классах

Слайд 21. Первичное восприятие текста 2. Анализ художественного произведения на уроке чтения 3.

Методика работы с художественным произведением на этапе вторичного синтеза 4.Творческие работы

учащихся по следам прочитанного произведения

Содержание

1. Первичное восприятие текста 2. Анализ художественного произведения на уроке чтения 3. Методика работы с художественным произведением

Слайд 3Этапы работы над художественным текстом
Первичный синтез
Вторичный синтез
Основываясь на литературоведческих закономерностях

построения художественного произведения, на психологии восприятия х/п младшими школьниками, на

собственно методических положениях о чтении х/п в начальных классах современная методика выделяет три этапа работы над художественным текстом

Анализ

Этапы работы над художественным текстомПервичный синтезВторичный синтезОсновываясь на литературоведческих закономерностях построения художественного произведения, на психологии восприятия х/п

Слайд 4Обеспечивается приемом: чтение вслух.
Детям дается установка на прослушивание. Во время

чтения учителя книги у детей закрыты, их внимание полностью направлено

на слушание произведения и сопереживание учителю-чтецу.
Почему выбирают: несовершенство навыка чтения детей младшего школьного возраста

На поздних этапах могут использоваться и другие приемы:
Чтение текста специально подготовленными детьми
Чтение текста детьми по цепочке
Комбинированное чтение

Первичное восприятие текста

Учитель выбирает:
Диалоги;
Описательные отрывки
Начало произведения
Концовку

Обеспечивается приемом: чтение вслух.Детям дается установка на прослушивание. Во время чтения учителя книги у детей закрыты, их

Слайд 5Первичное восприятие текста
Однако:
Не следует использовать грамзапись, если произведение не знакомо

детям;
Нецелесообразно демонстрировать чтение артиста, если понимание х/п не совпадает с

пониманием учителя;
Качество записи должно быть безупречным.

Иногда для первичного восприятия может быть использована грамзапись чтения мастером художественного слова

НО

Первичное восприятие текстаОднако:Не следует использовать грамзапись, если произведение не знакомо детям;Нецелесообразно демонстрировать чтение артиста, если понимание х/п

Слайд 6Проверка первичного восприятия – уяснение учителем эмоциональной реакции детей на

произведение и их понимания общего смысла произведения.
Число вопросов от 3-4,

не более

В беседу должны включатся вопросы, выясняющие подтекст произведения

Беседа должна прояснить и закрепить первичные впечатления детей

Беседа может завершится проблемным вопросом

Проверка первичного восприятия

Проверка первичного восприятия – уяснение учителем эмоциональной реакции детей на произведение и их понимания общего смысла произведения.Число

Слайд 7Анализ ведется по логически законченным частям.
Каждая часть читается вслух вызванным

учеником, другие следят за чтением по книге. После осуществляется обучение

«думанью во время чтения».

Анализ художественного произведения на уроке чтения

Аналитическая деятельность организуется так, чтобы дети смогли уяснить смысл произведения

Разбор части осуществляется по трем уровням

Анализ ведется по логически законченным частям.Каждая часть читается вслух вызванным учеником, другие следят за чтением по книге.

Слайд 8Анализ художественного произведения на уроке чтения
Самый распространенный прием анализа –

постановка вопросов.
Вопросы помогают:
Усвоить факты произведения;
Осмыслить эти факты с точки

зрения идейной направленности
Понять причинно-следственные связи
Осознать позицию автора
Выработать собственное отношение к читаемому
Анализ художественного произведения на уроке чтенияСамый распространенный прием анализа – постановка вопросов.Вопросы помогают: Усвоить факты произведения;Осмыслить эти

Слайд 9Анализ художественного произведения на уроках литературного чтения
Затем:
Читается и анализируется следующая

часть
По каждой части произведения должны быть заданы вопросы всех трех

уровней сразу после ее прочтения
Анализ художественного произведения на уроках литературного чтенияЗатем:Читается и анализируется следующая частьПо каждой части произведения должны быть заданы

Слайд 10Словарная работа – неотъемлемый элемент анализа
Кроме постановки вопросов могут использоваться

и другие приемы:
Выборочное чтение;
Словесное рисование;
Чтение по ролям;
Постановка вопросов к тексту

самими учащимися;

Помогает прояснить содержание;
Помогает уяснить авторское отношение к изображаемым событиям.

Предполагает наблюдение за изобразительно-выразительными средствами языка произведения

Словарная работа – неотъемлемый элемент анализаКроме постановки вопросов могут использоваться и другие приемы:Выборочное чтение;Словесное рисование;Чтение по ролям;Постановка

Слайд 11Методика работы с художественным произведением на этапе вторичного синтеза
Вторичный синтез

– этап работы, который предполагает обобщение по произведению, его перечитывание

и выполнение детьми творческих заданий по следам прочитанного.

В обобщении предусматривается уточнение идеи произведения и помощь детям в осмыслении их читательской позиции

Методика работы с художественным произведением на этапе вторичного синтезаВторичный синтез – этап работы, который предполагает обобщение по

Слайд 12Приемы работы на этапе вторичного синтеза
Выборочное чтение
Соотнесение идеи произведения с

пословицами
Заключительное слово учителя
Внешний вид, поступки, прямая речь героя, высказывание других

персонажей о герое, его собственные мысли

Перечитывание – особый вид читательской деятельности.

Система

Приемы работы на этапе  вторичного синтезаВыборочное чтениеСоотнесение идеи произведения с пословицамиЗаключительное слово учителяВнешний вид, поступки, прямая

Слайд 13Чтение по ролям
Творческие работы учащихся по следам прочитанного произведения
Обсуждение

вариантов прочтения

Чтение по ролямТворческие работы учащихся по следам прочитанного произведения Обсуждение вариантов прочтения

Слайд 14Словесное рисование
Цель: приблизить ребенку образы произведения, включить детское воображение,

сконструировать возникшие представления
Три вопроса
Что будет нарисовано?
(Содержание)
Как мы расположим объекты?
(Композиция)
Какие краски

используем для картины?
(Цветовое решение)
Словесное рисование Цель: приблизить ребенку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать возникшие представленияТри вопросаЧто будет нарисовано?(Содержание)Как мы

Слайд 15Творческий пересказ
Цель: тренировка гибкости читательского взгляда, приучение видеть позиции разных

героев, сопереживать им.
Задания
Добавить то, что могло предшествовать эпизоду
Придумать, как

могли бы разворачивать события дальше

Изменить рассказчика или грамматическое время глаголов

Творческий пересказЦель: тренировка гибкости читательского взгляда, приучение видеть позиции разных героев, сопереживать им.Задания Добавить то, что могло

Слайд 16Драматизация
Самый трудный, но самый интересный прием организации творческой деятельности учащихся

по следам прочитанного
Формы
Чтение по ролям
Пантомима
Постановка живых картин
Драматизация

ДраматизацияСамый трудный, но самый интересный прием организации творческой деятельности учащихся по следам прочитанногоФормыЧтение по ролямПантомимаПостановка живых картин

Слайд 17Живая картина
Дает возможность продумать мизансцену, позы действующих лиц.
Можно предложить изобразить:
Немая

сцена
Кто-то развел руками
Кто-то схватился за голову
Кто-то наклонился вперед
Кто-то уже взялся

за лопату
Живая картинаДает возможность продумать мизансцену, позы действующих лиц.Можно предложить изобразить:Немая сценаКто-то развел рукамиКто-то схватился за головуКто-то наклонился

Слайд 18Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика