Слайд 1
КУРС «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Тема: «Дружба»
Слайд 2
Аннотация
Как объяснить младшему школьнику кто есть настоящий друг? Почему я
с ним дружу?
Ответить на эти вопросы поможет урок
для учащихся 4 класса на тему «Дружба», в ходе которого у обучающихся появится возможность определить ценностные ориентиры «дружба», «взаимопомощь», «взаимовыручка», научиться совместной работе друг с другом, правилам общения друг с другом. Данный урок поможет детям определить различные точки зрения по данной теме.
Урок построен в виде познавательного творческого коллективного проекта.
Выводы, которые сделают дети в ходе выполнения проекта, помогут им в дальнейшем во взаимоотношениях друг с другом.
Слайд 3
Цель: формирование нравственных качеств обучающихся.
Задачи: 1) помочь формированию представлений о
дружбе;
2) показать
важность друзей в жизни человека;
3) способствовать воспитанию уважения друг к другу.
Слайд 4
Виды деятельности: беседа, словарная работа, самостоятельная работа, работа со справочной
литературой, работа в группах, игра.
Основные термины и понятия: дружба, друг,
взаимопомощь, взаимопонимание.
Слайд 5
Оборудование: толковый словарь, плакат «Правила дружбы», карточки, ручки, маркеры, раздаточный
материал, компьютер, экран, проектор
Слайд 6
Предварительная подготовка
- поиск пословиц и поговорок о дружбе
- подбор фотографий
своих друзей
Слайд 7Блок-схема урока:
Просмотр мультфильма, постановка проблемного вопроса.
Мозговой штурм «Дружба – это…»
Словарная
работа.
Работа с притчей «Настоящие друзья»
Работа по группам «Что важно для
дружбы».
Физкультминутка
Исследовательская работа «Знаю ли я своего друга»
Подведение итогов.
Рефлексия.
Домашнее задание: небольшой рассказ или стихотворение о своём друге, рисунок « Мой самый лучший друг».
Просмотр видеоклипа
Слайд 9
Словарная работа:
Друг – человек, который связан с
кем-нибудь
дружбой.
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности
интересов.
«Давным-давно жил в горах
богатый
человек. Имел он огромную отару
овец и столько же друзей.
Однажды к нему в дом пришла беда.
В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришёл в овчарню, чтобы выгнать своё стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа узнала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он мог разглядеть и людей
Слайд 11
в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый
из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл
за собой маленькое стадо овец.
Когда они все вошли к нему во
двор, он понял, что друзья приш-
ли ему помочь.С тех пор его ста-
до стало в несколько раз больше
прежнего. Каждый раз, по утрам,
когда он шёл выгонять своё стадо,
он вспоминал глаза своих друзей,
которые спасли жизнь его семьи».
Слайд 12Работа с притчей
О какой пословице шла речь?
От чего может
погибнуть дружба? (Ребята отвечают на поставленный вопрос).
Какие ещё пословицы и
поговорки о дружбе вы знаете (Ответы детей).
Слайд 13Работа по группам
(Что же в дружбе самое главное?)
а) давать
друг другу списывать контрольные работы и домашние задания;
б) защищать друг
друга от обидчиков;
в) придумывать вместе интересные игры;
г) уметь посочувствовать, поддержать, утешить;
д) угощать друг друга сладостями;
е) уметь сказать друг другу правду, даже если она не очень приятная;
ж) уметь уступать друг другу;
з) уметь слушать друг друга и понимать;
и) не сориться друг с другом по пустякам;
к) искренне радоваться успехам друг друга.
Проверка работы в группах.
Слайд 16Какой урок у него любимый?
На чем он любит кататься?
Какое время
года у него любимое?
Какой вид спорта любит?
Кем хочет стать, когда
вырастет?
Какое животное он хотел бы иметь дома?
Какие книги любит читать?
Исследовательская работа
«Знаю ли я своего друга?»
Слайд 17правила дружбы
1. Помогай другу в беде.
2. Умей с другом разделить
радость.
3. Не смейся над недостатками друга.
4. Умей принять помощь, совет,
не обижайся на критику.
5. Не обманывай друга.
6. Умей признать свои ошибки, помириться с другом.
7. Не предавай своего друга.
8. Относись к другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.
9. Основа дружбы – взаимоуважение.
10. Прочная дружба – это забота о друге, готовность прийти на помощь, ничего не требуя взамен.
Слайд 18
Трудно жить одному
Если рядом нет друга,
Кто же поможет тебе
Если вдруг
станет туго?
Кто же на помощь придет?
Кто же протянет руку?
В
эти моменты поймешь
Трудно на свете без друга
Разного цвета у нас
Волосы, кожа и чувства
Даже разный цвет глаз
Но одинаково грустно.
Объединяет нас то,
Что мы беззаботные дети.
И на любом языке
Скажем слова мы эти:
Мы за мир, мы за дружбу!
Дружбу народов на всей земле.
Мы хотим, чтоб жили дружно
На нашей планете люди все!
- А сейчас мы вместе составим коллаж «Планета дружбы». (выходят дети с отдельными элементами коллажа — дерево, солнце, птицы, облака, слова, изображения детей).
Слайд 19Составление коллажа
- А сейчас мы вместе составим коллаж «Планета дружбы».
(выходят дети с отдельными элементами коллажа — дерево, солнце, птицы,
облака, слова, изображения детей).
Слайд 21Рефлексия
- Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о
нем хорошие, добрые слова, особенно, когда заслуженно. Надеемся, что урок
прошел для вас не даром. Будьте добрее друг к другу. Берегите друзей!!! И в заключении наша волшебная палочка обойдет весь круг и каждый из вас скажет соседу добрые слова.
Слайд 22Домашнее задание
(рассказ по плану)
Как я понимаю слово дружба?
Кто такой мой
друг?
Почему я дружу с этим
человеком?
Что дает мне дружба?
Слайд 25
Список литературы
1. Зуев. В.А. Основы нравственного воспитания. Екатеринбург. 2007.
2.
Основы светской этики. Учебное пособие. Просвещение. 2010.
3. Цицерон. О
дружбе. Об обязанностях М., 1993.
4. Янушкявичюс Р. Основы нравственности. Учебное пособие для школьников М., 2001.
5. Нравственность. Здоровье. Семья. Екатеринбург., 2007.
6. Основы светской этики. Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации. М., 2010.
7. Журнал «Воспитание школьников», №3 1992.
Слайд 26
Над проектом работали:
1. Черепова Т. А.
2. Смолякова А. С.
3.
Ахременко Е. Г.