Слайд 1
Выполнила :
учитель-логопед МБДОУ № 81
Бязрова Л.Ю.
Логопедические игры на
кухне!!!
Слайд 2Цель: с помощью заданий и упражнений способствовать развитию речевых навыков
на кухне.
Задачи: развитие речи, общение с ребенком с помощью
различных «дидактических» материалов на кухне.
Слайд 3Все игры я разделила на группы
игры на развитие артикуляции
и мелкой моторики, игры на развитие звукового восприятия,
игры на
обогащение словарного запаса,
игры на развитие грамматического строя речи.
Слайд 4
Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики для детей
Артикуляционные упражнения должны проводиться
ежедневно в течение 5 мин, чтобы вырабатываемые у детей навыки
закреплялись. Каждое упражнение ребенок должен повторять 5-7 раз.
В конце каждого упражнения органы речевого аппарата должны вернуться в исходное положение.
Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
Во время работы перед зеркалом нужно следить за тем, чтобы у ребенка работали только те мышцы, которые тренируются в данном упражнении. Шея и плечи должны быть не напрягаемыми.
Слайд 5«Вкусные и полезные упражнения»
Попросите ребенка облизать тарелку со сметаной «Как
щенок»
Слизывать мороженое с тарелки
Шторм в стакане
Дутье на воду, на
предметы на ладошке
Слайд 6
Игры на развитие мелкой моторики.
Конечно
же, многие мамы знают о пользе развития мелкой моторики рук
для развития речевых навыков и позволяют своим малышам поиграть на кухне с крупами:
-крупу можно перебирать,
- пересыпать из одной емкости в другую с помощью ложки или просто так,
-рисовать пальчиками на рассыпанной на плоском подносе манке,
- делать аппликации крупой на пластилине
искать спрятанные в крупе мелкие игрушки,
-проталкивать горошины или фасоль в узкое горлышко бутылки, нанизывать макароны на шнурок и т. д.
Слайд 7 Кухня – подходящее место и для развития звуковосприятия.
Предложите отвернувшемуся
ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.
---Потрите на
терке сырую морковку,
--- прошуршите пакетиками со специями,
---погремите горохом или гречкой в стеклянной банке
-- Помешайте ложкой в стакане,
----закрывая крышкой кастрюлю, -и т. д.
А ребенок пусть попробует отгадать, закрыв глаза.
Слайд 8
Вместе с ребенком попробуйте приготовить ужин
(в названии блюд должен быть звук [С]: салат, сырники,
морс, суп).
Не путайте твердые и мягкие согласные звуки!
И если ребенок скажет «селедка», то похвалите его, но интонацией дайте почувствовать разницу между звучанием твердого и мягкого звука.
По этому же принципу придумайте меню с названием блюд, где встречаются другие звуки.
Слайд 9 Предложите поучаствовать в составлении меню. Например, в понедельник будем
готовить пудинг,
во вторник — ватрушки,
в среду – сырники,
спагетти, сардельки и т. д.,
В четверг – чебуреки,
В пятницу –, пирожки, печень и пюре
В субботу – суп, сосиски, сыр
В воскресенье – вареники,или
винегрет, вермишель(вь)
Решаются следующие задачи: Закрепление 1 звука в словах, запоминание дней недели.
Предложите ребенку убрать или помыть
посуду, в названии которой есть звук [Ч] – чашки, чайник,
а затем со звуком [Л] – ложки, вилки, салатник и т. д.
Покажите ребенку свои покупки.
Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [Р].
Если ребенок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы:
Кар-р-р-тофель или капусту? Ар-р-р-буз или дыню? Пер-р-р-сики или бананы? Лук или огур-р-р-цы? Помидор-р-ры или баклажаны?
Слайд 11Много есть игр на обогащение словарного запаса.
Составляйте из двух
слов одно
(кофе мелет - кофемолка,
мясо рубит - мясорубка,
сок выжимает - соковыжималка).
Варит на пару-пароварка
Скоро варит -скороварка
«Подбери слова».
Попросите назвать «только посуду»,
«только овощи»,
«только фрукты»,
«только мебель».
Можно дать задания сложнее: назвать «только молочные продукты», «только мясные продукты».
Слайд 13Игры на развитие грамматического строя.
Апельсин Какой он? Вкусный, круглый,
оранжевый, душистый, большой, экзотический…
А булка какая? Мягкая, сдобная, вкусная, сладкая,
Научите ребенка использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы и получатся апельсинчик, булочка и т.д.
Слайд 14«Варим варенье» -, например, из яблок варенье(какое?) яблочное, а из
смородины – смородиновое, из клубники – клубничное, из вишни –
вишнёвое и т. д.и наоборот: черничное варенье из чего?
«Приготовим сок». Из яблок сок(какой?) (яблочный, из моркови (морковный) и т. п. Справились? А затем наоборот: апельсиновый сок из чего? (из апельсина…
Запеканка (Какая?)
Слайд 15 «Упрямые слова».
- Это слова, которые никогда не изменяются: кофе,
какао. Попросите его придумать с ними предложения и следите, чтобы
ребенок не изменял эти слова.
Слайд 16 Разбирая сумку с покупками, можно повторить предлоги:
Куда мы положим
мясо? Правильно, в холодильник. Фрукты оставим на столе, а печенье
уберем на полку , и т.д.
Слайд 17
«Где что спряталось? Чего не стало?»
найти «спрятавшиеся» предметы: кастрюлю,
половник, табуретку…
Оказывается, кастрюля «прячется» в шкафу, половник – на
полке и т. Д
Не стало тарелки, ножа, вилки и т.д.
Посчитаем одна ложка, 2 ложки, …5 ложек, 1 нож, 2 ножа, 5 ножей,
Слайд 18Взрослый: «Я буду описывать что-то, а ты назови это одним
словом»
Часы, которые помогают проснуться.
Большая ложка, с помощью которой наливают суп.
Утренняя
еда.
Человек, который оправляется в дальние страны.
и т.д.
Играющие могут поменяться ролями. Для ребёнка это будет непростой задачей, помогайте ему составить нужное описание, если у него не получается.
Слайд 19 Конечно, ведь там так много дел. Надо приготовить ужин,
накормить всех членов семьи, перемыть посуду и убрать её. И
только потом, совершенно усталая мама добирается до дивана и телевизора. А ребёнок? Будет ли он ждать, когда у мамы откроется второе дыхание, когда она соберётся с силами и будет готова поиграть с ним, почитать книжку, побеседовать? Но может быть, не стоит разделять эти процессы во времени и пространстве? Может быть, есть способ общаться и играть с ребенком здесь и сейчас, во время домашних хлопот на кухне? Обязательно используйте эти идеи и придумывайте свои варианты логопедических игр, ведь регулярные занятия на развитие речи и мелкой моторики – залог успешного и своевременного овладения ребенком этой важнейшей способностью.
Сомневаетесь? А вы попробуйте! Ребенку такие занятия вполне под силу. А сколько удовольствия доставят ему такие «взрослые» задания!