Слайд 1ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Пейзаж родной земли
4 класс
Урок 2
Автор: Сидоренкова Любовь Григорьевна
Учитель начальных
классов
МБОУ СОШ № 33 г.Симферополь
Слайд 2 Пейзаж родной земли (окончание темы)
Цели: повторить правила работы над
пейзажем; завершит начатые рисунки пейзажей; провести демонстрацию домашних заданий; закрепить
технику выполнения творческих заданий;
познакомить с термином «динамика».
Вид деятельности: рисование.
Планируемые результаты: школьники повторят правила работы на уроке; приобретут навыки выполнения творческих заданий, расширят знания о творчестве известных художников-пейзажистов
Слайд 3Словарик
Слово «движение» можно заменить термином — динамика Запишите в тетрадях
определение этого слова.
Динамика — передача движения, действия в картине.
Слайд 4Повторение пройденного материала
На прошлом уроке вы узнали, что может быть
источниками художественного творчества для создания произведений искусства.
Назовите, что является источниками
художественного творчества. (Природа, жилище, облик людей, праздники.)
Как называются художники, рисующие картины природы?
Фамилии каких русских художников-пейзажистов вы помните?
Какие картины художника И. Шишкина вам известны?
Какое настроение создают картины этого художника?
Какие картины художника И. Левитана вы знаете?
Какое настроение создают картины этого художника?
Как картины-пейзажи передают настроение с помощью колорита?
Кто из вас выполнил домашнее задание?
Каким было домашнее задание?
Кто готов познакомить класс со своим рассказом о картине-пейзаже? (Ответы школьников по теме домашнего задания.)
Слайд 5Картина художника И.Левитана
«Весна - Большая вода»
На картине «Весна —
большая вода» изображен момент по- водья, когда «большая вода» покрыла
прибрежные области, затопив все вокруг. Мы видим, что в природе установилась тишина, нет ветра. Из-за этого вода тиха и неподвижна, в ней отражаются ветви деревьев. Они только-только начинают зеленеть. Поэт А. Пушкин сравнивал начало пробуждения жизни деревьев пробивающимся на них пухом:
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Слайд 6Картина художника И.Левитана
«Весна - Большая вода»
В голубой воде отражаются
высокое небо с легкими облаками и деревья, отчего их стволы
кажутся вдвое длиннее.
Каков основной колорит картины?
Какого цвета в ней присутствует больше всего? (Голубого.)
Везде ли голубой цвет одинаков? (Нет, в отдельных местах он более яркий, а в некоторых — бледный, даже перемешан с белым.)
На картине присутствует много разных оттенков голубого цвета. Конечно, голубая гамма в картине преобладает. Но колорит картины образуется еще и из тонких оттенков других цветов — желтого и зеленого.
Что на картине прописано желтым цветом? (Берега реки слева и стволы деревьев справа.)
Какие изображения имеют зеленый цвет? (Справа среди стволов деревьев зеленым пятном выделяется ель, а рядом с ней — позеленевший ствол дуба.)
Какое настроение создает эта картина?
Слайд 8Актуализация знакомого материала
Есть художники, которые чаще всего в своих пейзажах
рисуют море, виды морских просторов. Их также называют пейзажистами, но
у них есть еще и свое название.
Художники-маринисты.
Слово «марина» переводится на русский язык как море». Поэтому имена девочек, которых зовут Маринами, также переводятся как «морская». В начале XX в. в России жила поэтесса Марина Цветаева, которая своему имени посвятила немало стихотворений. Вот одно из них:
Кто создан из камня,
Кто создан из глины, —
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена,
Мне имя — Марина,
Я — бренная пена морская...
...Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной — воскресаю!
Да здравствует пена — веселая пена —
Высокая пена морская!
Словом «марина» называют и сами картины, которые рисуют художники-маринисты.
Слайд 9Картина художника И.Айвазовского
«Девятый вал»
Картина «Девятый вал» включена в список 100
самых знаменитых картин мира, поэтому
И. Айвазовский — всемирно известный
художник-маринист. Еще в детстве он обнаружил способности живописца. Иван Константинович окончил Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, где учился писать не только морские пейзажи, но и военные сцены.
Слайд 10Картина художника И.Айвазовского
Весной 1838 г. художник отправился в Крым, где
провел два лета. Он не только писал морские пейзажи, но
и занимался батальной живописью и даже участвовал в военных действиях.
Картины Айвазовского нравились и зрителям, и критикам Их покупали русские императоры, а одну даже приобрел для себя папа римский.
Еще одной известной картиной этого художника является «Прощание А.С. Пушкина с морем». (Рисовали: Айвазовский –море, Репин Пушкина. Картина написана после смерти поэта.)
Слайд 11Отрывок из элегии «К морю»
А. Пушкина.
Прощай, свободная стихия!
В последний
раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою
красой.
Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз...
В леса, в пустыни молчаливы Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы
И блеск, и тень, и говор волн.
Слайд 19Рефлексия
Назовите вид работы, которым вы занимались сегодня на уроке. (Рисование.)
Какие
принадлежности вам понадобились?
Картину какого жанра вы рисовали?
Пейзажи какой страны вы
изображали?
Что вы хотели передать своим пейзажем?
Какие чувства вызывает ваша картина?
Какой пейзаж называется словом «марина»?
Картины какого художника-мариниста вы знаете?
Какие вы знаете известные картины, созданные cpaзу двумя художниками? Что в этих картинах рисовал каждый из них?
Слайд 20Синквейн
Что такое синквейн?
По каким правилам создают синквейны?
Сегодня вы будете создавать
синквейн на тему «Море».