Слайд 1Автор: учитель-логопед Бязрова Л.Ю.
Технология ТРИЗ. Применение в развитии речи дошкольников
с учетом ФГОС.
Метод «Круги Луллия»
Слайд 2Ребенок сам добывает себе знания под руководством педагога.
ТЕОРИЯ
РЕШЕНИЯ
ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ
ЗАДАЧ
Альтшу́ллер
Ге́нрих Сау́лович
(1926-1998)
автор ТРИЗ
позволяет
формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка.
Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие
Слайд 3Цель
- Поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников,
расширять словарный запас, выразительность речи.
- Научить детей мыслить системно, развивать
творческое воображение.
- Формировать самостоятельность детей в познавательной, художественно-речевой и театрально- игровой деятельности, развивать их творческие способности.
Слайд 5Методы
Мозговой штурм.
Свободное выражение мыслей, которое приводит к появлению множества идей.
Метод
фокальных обектов
Суть метода заключается в том, что к определённому объекту
«примеряются» свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов.
Слайд 6Методы
Круги Луллия.
Метод заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта
при создании нового образа этого объекта.
Метод Эмпатии.
Метод заключается в том,
чтобы представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.
Слайд 7Методы
Типовые приемы фантазирования.
Придумывание, переделывание необычных сюжетов. Этот метод хорошо использовать
при обучении детей творческому рассказыванию. И многие другие.
Слайд 8Методы и приемы технологии ТРИЗ можно использовать во всех разделах
воспитания ребенка
Слайд 9Раймонд Луллий в XIV веке изобрел круги, на которых можно
было найти ответ на любой вопрос путем простого раскручивания.
Слайд 10 Современных авторов ТРИЗ очень заинтересовал этот метод и они
адаптировали его к образовательной деятельности дошкольников. Действенным методом формирования информационной
компетентности детей дошкольного возраста является метод «Круги Луллия».
Многофункциональное пособие «Круги Луллия» бывает нескольких видов.
Слайд 11Основная идея работы с дидактическим пособием – создание педагогических условий
для освоения детьми мыслительных операций преобразования признаков и их значений
при познании окружающего мира и для решения проблемных ситуаций. Кольца Луллия являются эффективным средством в решении коррекционных задач. На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Их можно многопланово использовать при решении задач развития речи у дошкольников с ОНР и ФФН.
Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Методические рекомендации.
Круги Луллия представляются детям, как чудесные кольца или загадочные круги. Для детей 3-4 лет рекомендуется брать только два круга с 4 секторами на каждом. Для детей 4-5 лет – можно использовать два-три круга с 4-6 секторами. Дети 6-7-летнего возраста справляются с заданиями, в которых используется три - четыре круга с 8 секторами.
Слайд 12
Круги Луллия можно изготовить своими руками.
Круги Луллия
вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому
материалу.
Слайд 13Цель: Создание условий для освоения детьми мыслительных операций.
Задачи:
1. Развивать мыслительную и речевую деятельность, зрительное внимание и восприятие, воображение, зрительно – моторную деятельность.
2. Формировать интерес к процессу и содержанию игровой деятельности.
3. Воспитывать навыки сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.
4. Закреплять произношения поставленных звуков в речи;
5. Развивать фонематические процессы у детей.
6. Уточнять и активизировать словарный запас.
7. Совершенствовать слоговую структуру слова.
8. Формировать структуру предложений.
9. Совершенствовать развитие связной речи.
Слайд 14
Использование Кругов Луллия
Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром, ФЭМП)
Социально –
коммуникативное развитие (беседы с детьми)
Речевое развитие (словесные игры)
Художественно – эстетическое
развитие (худож. деятельность)
Физическое развитие (пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, упражнения)
Слайд 15 Нельзя не отметить и универсальность игрового материала. Используя лишь
несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения
к проводимой игре. Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры. Рассмотрим некоторые игры с кругами Луллия.
Слайд 16Дидактическая игра «Времена года»
Цель: формирование у детей дошкольного возраста представлений
об окружающем мире – о делении года на четыре времени.
Слайд 17Игры по темам: «Одежда, обувь», «Игрушки»
по признаку «части»
Слайд 18Игры, совершенствующие навык развития
артикуляционной моторики
Слайд 19Игры, совершенствующие звуковую сторону речи
и обучение грамоте.
Слайд 20 Игра: «Раздели слова на слоги»
Цель: развитие слогового анализа
и синтеза слов.
Слайд 21Игра: «Найди первый и последний звуки»
Цель: совершенствование навыков звукового анализа
слов.
Игра «Сложи слог»
Цель: развитие фонематических процессов.
Слайд 22Игра «Парочки по твердости – мягкости»
Цель: развитие звукового анализа слова.
Игра
«Где спрятался звук?»
Цель: развитие фонематического слуха и звукового анализа слова.
Слайд 23Игра «Парочки по звонкости – глухости»
Цель: развитие звукового анализа слова.
Игра «Слогопары»
Цель: развитие слогового анализа
и синтеза слов.
Слайд 24Игры на формирование лексико-грамматических категорий и обогащение словаря:
Игра «Наоборот»
Цель: расширение словаря
антонимов.
Игра «Чей, чья, чьё?» «Составь слово»
Цель: закрепление навыка словообразования
и словоизменения.
Игра «Что с чем дружит?»
Цель: закрепить знания лексических тем.
Слайд 25Игра «Сосчитай-ка»
Цель: совершенствование лексико-грамматического строя речи.
Игра «Кто где живёт?»
Цель: расширение
и активизация словаря.
Игра «Один - много»
Цель: совершенствование лексико-грамматического
Игра «Подбери
картинки по форме и цвету»
Цель: Закрепление формы и цвета предметов.
Слайд 26Эти игры могут быть интересны и полезны всем педагогам ДОУ.
Система игровых упражнений для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с
использованием кругов Луллия помогут ребёнку автоматизировать звуки, повысить артикуляционную моторику, самоконтроль, разовьют фонематический слух, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего ребёнка богаче и разнообразнее.
Ожидаемые результаты:
В результате овладения этим методом ,ребенок учится самостоятельно придумывать задания как реального , так и фантастического плана.
Составлять рассказы о практической значимости объекта с реальными или необычными признаками и их значениями.
Вывод: В результате работы с кругами Луллия систематизируются знания об окружающем мире; развивается творческое воображение и мышление; обогащается словарный запас. Формируется умение свободно высказываться и решать проблемы самостоятельно.