Слайд 1Организация предметно-развивающей среды
«Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на
которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не
находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира» (Е.И.Тихеева).
Слайд 2Педагогические характеристики построения предметно-развивающей среды:
комфортность и безопасность обстановки, выполнение
санитарно -гигиенических норм;
соответствие развивающей среды образовательной программе, реализующейся в детском
саду;
учет всех направлений развития ребенка;
разнообразие сред, их рациональное расположение;
обеспечение богатства сенсорных впечатлений;
обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности;
обеспечение возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования;
доступное расположение предметов и пособий в соответствии с возрастом детей;
создание условий для изменения среды.
Слайд 3Задачи предметно-развивающей среды:
обеспечить чувство психической защищенности - доверия ребенка
к миру, радости существования;
формирование начал личности (базис личностной культуры);
развитие индивидуальности.
Слайд 4Основные функции предметно-развивающей среды:
Цель организующей функции – предложить ребенку всевозможный
материал для его активного участия в разных видах деятельности. В
определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.
Слайд 5 В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение развивающей
среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят
перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.
Слайд 6 Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно
соответствовать «зоне актуального развития» самого слабого и находиться в «зоне
ближайшего развития» самого сильного в группе ребенка.
Слайд 7Принципы построения развивающей среды в ДОУ
дистанции, позиции при взаимодействии –ориентация
на организацию пространства для общения взрослого с ребенком "глаза в
глаза", установления оптимального контакта с детьми;
активности, самостоятельности, творчества– возможность проявления и формирования этих качеств у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения;
стабильности – динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения, образовательной программы;
комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;
эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальном выборе стимулов по количеству и качеству;
эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов (в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво);
открытости – закрытости, т. е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию (реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и собственному "Я");
половых и возрастных различий как возможности девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.
Слайд 8* Для детей со сложной структурой дефекта ведущей деятельностью является
обучение.
* У детей с нарушениями интеллекта вне специально организованного
обучения не происходит существенных изменений в состоянии эмоциональной сферы, наблюдаются трудности в регуляции поведения.
* В своих действиях эти дети оказываются нецеленаправленными, у них нет желания преодолевать на пути к цели даже посильные трудности.
* В строении аффективной сферы парадоксально сочетаются эмоциональная огрубленность и повышенная ранимость.
* Ряд проблем обусловлен низким уровнем способности к речевому общению. Характерная потребность в общении, не развиваясь, остается на уровне потребности в помощи и поддержке.
* Им свойственна скованность, неловкость, мимическая невыразительность. Для этих детей затруднено правильное выражение своих чувств и понимание того, что им сообщается невербальным способом, недифференцированно воспринимается оценка себя окружающими. Непонимание «языка эмоций» отражается на всей ситуации социального общения, на процессе социальной адаптации и интеграции в общество.
Слайд 9Уголок развития речи:
Увеличивать пассивный и активный словарь.
Произносить правильно слова,
имеющиеся в активном словаре.
Учить задавать вопросы и отвечать на них,
грамматически правильно оформлять высказывания.
Составлять небольшие рассказы.
Учить пересказывать сказки, рассказы.
Слайд 12Уголок сюжетно-ролевых игр
Создание необходимой игровой среды
Непосредственное руководство играми детей.
Использовать
такой прием как введение куклы в повседневную жизнь детей.
Для реализации
гендерных подходов к воспитанию детей при создании предметно-развивающей среды необходимо чтобы учитывались интересы мальчиков и девочек, подбирались необходимые атрибуты для полоролевых игр.
Слайд 16Уголок конструирования
Развитие представления об основных свойствах объемных геометрических, в
основном крупных, форм (устойчивость, неустойчивость, прочность),
Приобретение умений воссоздать знакомые
предметы горизонтальной плоскости (дорожки, лесенки, стульчики и т.д.),
Развитие навыков сотворчества со взрослыми, самостоятельного творчества, развивать мелкую моторику пальцев, рук, в приобретении умения строить мебель, горки, дома.
Учит понимать видоизменяемость, вариативность конструкции, возможность строительства не только по горизонтали, но и по вертикали. Уметь анализировать объект, видеть основные части детали, составляющие сооружения, возможность создания их из различных форм.
Слайд 18Уголок ряженья
Способствует глубокому, сложному процессу преобразования и усвоения опыта, почерпнутого
ребенком из окружающей его среды.
Наличие предметов, окружающих ребенка в быту.
В нем как можно шире должны быть представлены атрибуты, помогающие обозначить внешний знак роли - фуражки, сумки, плащи, короны, шлемы и т.д. все это помогает детям в их возможностях быть такими же «большими и важными».
Слайд 20Уголок книги
Необычные сказочные герои, живущие в группе, побуждают детей в
практической деятельности реализовывать понимание эмоциональных категорий, эмоционального состояния человека (радость,
грусть, гнев, печаль, страх, удивление, злость, доброта и т. п.);
Слайд 22Уголок спорта
Создать условия для занятия физическими упражнениями в группе, стимулирование
желание детей заниматься двигательной деятельностью.
Воспитывать у детей осознанное отношение
к своему здоровью.
Укрепление мышц нижних и верхних конечностей, профилактика плоскостопия.
Профилактика простудных заболеваний.
Слайд 24Уголок природы
Уголок природы является местом систематического труда и наблюдений
(на занятиях и в повседневной жизни), где дети имеют возможность
максимально проявить активность и самостоятельность, бережное и заботливое отношение к растениям.
Дети учатся видеть красоту, находить эстетические свойства растений.
В повседневной жизни у дошкольников в уголке природы воспитывается познавательное отношение к природе, желание ухаживать за объектами, добрые чувства, ответственность за благополучие тех живых существ, которые нуждаются в их покровительстве.
Слайд 26Уголок воды
Рекомендуется для детей, которые нуждаются в тактильных ощущениях, испытывающих
эмоциональное напряжение.
Можно также организовать «график очерёдности игры».Это помогает воспитывать
многие социальные навыки ребёнка (умение общаться, партнёрство, выдержку) .
Существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во время игр с водой у ребенка мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
Слайд 27Ловись рыбка большая и маленькая
Слайд 28Предметно-развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие
специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать
сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.