Слайд 1
«Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС»
Слайд 2www.themegallery.com
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено
в отдельную образовательную область и включает в себя:
• владение
речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению речи.
Слайд 3Актуальность проблемы речевого развития
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на
сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми
нарушениями остается стабильно высоким.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.
Речь – это инструмент развития высших отделов психики.
С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов.
Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе.
Главной задачей развития связной речи ребёнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи.
Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.
Слайд 4Условия успешного речевого развития.
1.Создание условий для развития речи детей в
общении со взрослыми и сверстниками.
2. Владение педагогом правильной литературной речью.
3.
Обеспечение развития звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями.
4. Обеспечивают детям условий для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей.
5. Создание условий для овладения детьми грамматическим строем речи.
6. Развитие у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей.
7. Развитие у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
8. Создание условий для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями.
9. Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы.
10. Поощрение детского словотворчества.
Слайд 5www.themegallery.com
Требования ФГОС ДО
Средства развития речи :
Общение взрослых и детей.
Культурная
языковая среда.
Обучение родной речи на занятиях.
Художественная литература.
Изобразительное искусство,
музыка, театр.
Занятия по другим разделам программ.
Слайд 6Принципы развития речи:
www.themegallery.com
Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития
Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи
Принцип развития языкового чутья
Принцип формирования элементарного осознания явлений языка
Принцип обеспечения активной языковой практики
Принцип обогащения мотивации речевой деятельности
Принцип взаимосвязи над различными сторонами речи
Слайд 7www.themegallery.com
Методы речевого развития:
Наглядные (непосредственное наблюдение и его разновидности(наблюдение в
природе, экскурсии), опосредованное наблюдение(изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание
по игрушкам и картинам))
Словесные ( чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал)
Практические (дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры)
Слайд 8www.themegallery.com
Приемы развития речи:
Словесные приемы (речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания,
оценка детской речи, вопрос).
Наглядные приемы (показ иллюстративного материала, показ
положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению).
Игровые приемы (игровое сюжетно-событийное развертывание, игровые проблемно- практические ситуации, игра- драматизация с акцентом на эмоциональное переживание, ролевые обучающие игры, дидактические игры.
Слайд 9www.themegallery.com
Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является
становление начальной коммуникативной компетентности ребенка.
Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в
возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т.д.
Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми;
старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения, отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы
Слайд 10Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация.
Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей: от трех до
восьми в зависимости от желания детей и особенностей содержания ситуации.
В образовательном процессе есть возможность организации нескольких образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетной картиной, игрушкой, книгой, природным материалом), но с целью решения постепенно усложняющихся задач речевого характера
www.themegallery.com
Слайд 11Воспитателем может быть организовано множество образовательных ситуаций, направленных на решение
постепенно усложняющихся задач:
научить способам доброжелательного делового общения с
собеседником,
научить задавать вопросы, выстраивая их в логической последовательности,
учить обобщать полученные сведения в единый рассказ, учить способам презентации составленного текста.
«Добрые приветствия» (цель: познакомить детей с разнообразными формами приветствия: «Как я рада тебя видеть», «Как я по тебе соскучилась», «Бесконечно счастлива видеть тебя», «Как хорошо, что мы встретились» и др.);
Слайд 12Правила для смелых и упорных педагогов
www.themegallery.com
Если вы испытываете затруднения в
работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не
иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.
Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.
Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.
После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.
Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.