Слайд 1Применение ИКТ на уроках в начальной школе. Словарные слова.
Слайд 2
Цель:
Совершенствование орфографической зоркости.
Задачи:
Накопление опыта работы со словарями.
Привлечение мнемонических приемов.
Умение работать
самостоятельно;
Формирование навыка исследовательской деятельности;
Обеспечивание доступа к различным справочным
системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
Слайд 3 Современная начальная школа видит одной из главных задач обучения
– развитие речи и мышления младших школьников. Одним из показателей
умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса.
Слайд 4 Бесспорна необходимость применения
компьютерно-опосредованных технологий обучения детей .
Слайд 6 Использование новых информационных технологий в совокупности с традиционными методическими приёмами
и педагогическим мастерством педагога – новое явление в структуре воздействия
на учащихся .
Слайд 8 Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы
все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный
Слайд 9 Работу по освоению "словарных " слов строю
в несколько этапов, каждый из которых призван решать конкретную задачу.
Слайд 10Дети определяют, какое слово они будут изучать.
1. Предъявление слова
Мною используются
следующие способы:
а) чтение загадки, разгадывание ее учащимися;
б) прослушивание грамзаписи,
аудиозаписи и определение предмета, о котором идет речь;
в) рассматривание предметной картинки;
г) описание признаков предмета или предъявление слова-синонима и т.д.
Слайд 122. Работа над "слуховым " образом слова.
Учащиеся проговаривают слово, определяют
"трудное " место.
Это очень важно для всей последующей работы,
так как именно здесь самими детьми ставится орфографическая задача.
Слайд 14Работа для первой группы
3. Запись слова с "окошком " ("дыркой"
).
После того, как дети определят ударный и безударный слоги, они
записывают "словарное" слово в тетрадь, пропустив, например, букву безударного гласного и ставя ударение. Вместо пропущенной буквы должен обязательно ставиться какой-либо "сигнал опасности".
После этого учащиеся пытаются подобрать проверочное слово и определить нужную букву. Когда это сделать не удается, дети обращаются к авторитетному источнику.
Слайд 15Бе/рё/за 3 слога, 6 звуков, 6 букв
[Б'] Б
согл.; зв.; парн.; мягк.; парн.
[И] Е гл,; безуд.
[Р']
Р согл.; зв.; непар.; мяг.; парн.
[О] Ё гл.; уд.
[З] З согл.; зв.; парн.; тв.; парн.
[А] А гл.; безуд.
В берёзовом лесу я нашел много грибов.
Слайд 16Работа второй группы
4. Работа над "зрительным" образом слова.
Ученики могут получить
ответ на поставленный вопрос (о нужной букве), обратившись к орфографическому
словарику (или к словарю учебника). Это способствует, во-первых, накоплению опыта работы со словарями, во-вторых, формированию умения не только ставить, но и решать орфографическую задачу самостоятельно. Для лучшего усвоения орфографического облика слова на этой стадии работы полезно использовать этимологический анализ (если он помогает объяснить написание слова).
Слайд 17В словаре Ожегова
БЕРЁЗА, -ы, ж. Лиственное дерево с белой (реже
тёмной) корой и с сердцевидными листьями. Белая б. Чёрная б.
Карликовая б.
| уменьш. берёзка, -и, ж.
| ласк. берёзонька, -и, ж.
| прил. берёзовый, -ая, -ое. Б. сок. Б. веник. Берёзовая каша (о наказании розгами; устар. шутл.). Семейство берёзовых (сущ.).
Слайд 18Работа третьей группы
Запоминанию слов способствует и привлечение мнемонических приемов. Мнемоника
(с греческого – искусство запоминания), система различных приемов, облегчающих запоминание
и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Слайд 19Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
С.Есенин
Слайд 20Работа четвёртой группы
Для того, чтобы запомнить непроверяемую букву интересно, с
учетом психологической особенности мышления младшего школьника, надо " оживить "
букву, создать ее " образ " в конкретном слове.
Слайд 22 Прием снижает нагрузку на природную память учащихся, возможности
которой, как известно, заложены генетически и поэтому ограничены.
Слайд 24Таким образом, для совершенствования обучения нужно:
во-первых, включить работу со
словами с непроверяемыми написаниями в общую систему формирования орфографических умений;
во-вторых,
следует разнообразить работу путем использования различных средств и способов обучения.