Слайд 1Природное наследие Казахстана
Озеро Балхаш
Чарынский каньон
Реликтовые рощи
Тянь-шаньские ели
Слайд 2ОЗЕРО БАЛХАШ
Балха́ш — полупресноводное озеро в восточной части Казахстана —
полупресноводное озеро в восточной части Казахстана, второе по величине непересыхающее
солёное озеро (после Каспийского моря — полупресноводное озеро в восточной части Казахстана, второе по величине непересыхающее солёное озеро (после Каспийского моря) и 13-е в списке крупнейших озёр в мире — полупресноводное озеро в восточной части Казахстана, второе по величине непересыхающее солёное озеро (после Каспийского моря) и 13-е в списке крупнейших озёр в мире. Уникальность озера состоит в том, что оно разделено узким проливом на две части с различными химическими характеристиками воды — полупресноводное озеро в восточной части Казахстана, второе по величине непересыхающее солёное озеро (после Каспийского моря) и 13-е в списке крупнейших озёр в мире. Уникальность озера состоит в том, что оно разделено узким проливом на две части с различными химическими характеристиками воды — в западной части она практически пресная — полупресноводное озеро в восточной части Казахстана, второе по величине непересыхающее солёное озеро (после Каспийского моря) и 13-е в списке крупнейших озёр в мире. Уникальность озера состоит в том, что оно разделено узким проливом на две части с различными химическими характеристиками воды — в западной части она практически пресная, а в восточной — солоноватая.
Озеро относится к Балхаш-Алакольскому водохозяйственному бассейнуОзеро относится к Балхаш-Алакольскому водохозяйственному бассейну и расположено сразу в трёх областях КазахстанаОзеро относится к Балхаш-Алакольскому водохозяйственному бассейну и расположено сразу в трёх областях Казахстана: АлматинскойОзеро относится к Балхаш-Алакольскому водохозяйственному бассейну и расположено сразу в трёх областях Казахстана: Алматинской, ЖамбылскойОзеро относится к Балхаш-Алакольскому водохозяйственному бассейну и расположено сразу в трёх областях Казахстана: Алматинской, Жамбылской и Карагандинской.
Название и легенда
Топоним Топоним «Балхаш» происходит от слова «balkas» татарского Топоним «Балхаш» происходит от слова «balkas» татарского, казахского Топоним «Балхаш» происходит от слова «balkas» татарского, казахского и алтайского языков, которое означает «болотистая местность, покрытая кочками» или «кочки на болоте».
Согласно легенде о происхождении озера, у богатого чародея Балхаша была красавица-дочь Или. Когда пришло время выдавать Или замуж, Балхаш объявил, что выдаст её только за самого богатого, красивого и сильного. Среди прибывших женихов были два сына китайского императора Согласно легенде о происхождении озера, у богатого чародея Балхаша была красавица-дочь Или. Когда пришло время выдавать Или замуж, Балхаш объявил, что выдаст её только за самого богатого, красивого и сильного. Среди прибывших женихов были два сына китайского императора с караванами, груженными дорогими товарами, сыновья монгольского Согласно легенде о происхождении озера, у богатого чародея Балхаша была красавица-дочь Или. Когда пришло время выдавать Или замуж, Балхаш объявил, что выдаст её только за самого богатого, красивого и сильного. Среди прибывших женихов были два сына китайского императора с караванами, груженными дорогими товарами, сыновья монгольского хана Согласно легенде о происхождении озера, у богатого чародея Балхаша была красавица-дочь Или. Когда пришло время выдавать Или замуж, Балхаш объявил, что выдаст её только за самого богатого, красивого и сильного. Среди прибывших женихов были два сына китайского императора с караванами, груженными дорогими товарами, сыновья монгольского хана с табунами лошадей и серебром, а также молодые бухарские купцы с коврами и изделиями из слоновой кости. Однако был среди пожелавших попытать счастье и бедный пастух Каратал, который сразу же понравился невесте.
После состязаний, из которых Каратал вышел победителем, Балхаш с негодованием выгнал его. Однако Или ночью сбежала из родного дома и ускакала с избранником от злого отца. Узнав о побеге дочери, Балхаш наложил заклятие на возлюбленных, и они превратились в две реки, стремительно несущие свои воды с гор. А чтобы реки никогда не соединились, Балхаш упал между ними и стал седым от пенных волн озером.
Слайд 6Спутниковый снимок устья Каратала
Слайд 7Чарынский каньон
Каньо́н Чары́н (каз. Шары́н) — протянувшийся на
154 км каньон вдоль реки Чарын каньон вдоль реки Чарын в
Казахстане. Каньон располагается в 195 км восточнее Алма-Аты восточнее Алма-Аты недалеко от границы с Китаем.
Чарынский каньон — памятник природы, сложенный из осадочных пород, возраст которых составляет около 12 миллионов лет. Высота отвесных гор каньона достигает 150—300 м.
Слайд 10 Наиболее интересным местом для туристов является
так называемая Долина за́мков, длина которой составляет около 2 км,
ширина — 20-80 м.
В лоне каньона сохранилась роща реликтового вида ясеня В лоне каньона сохранилась роща реликтового вида ясеня, пережившего эпоху оледенения — ясеня согдийского В лоне каньона сохранилась роща реликтового вида ясеня, пережившего эпоху оледенения — ясеня согдийского. Другая подобная роща есть только в Северной Америке В лоне каньона сохранилась роща реликтового вида ясеня, пережившего эпоху оледенения — ясеня согдийского. Другая подобная роща есть только в Северной Америке. С 1964 года В лоне каньона сохранилась роща реликтового вида ясеня, пережившего эпоху оледенения — ясеня согдийского. Другая подобная роща есть только в Северной Америке. С 1964 года Ясеневая роща объявлена Памятником природы. Также огромный интерес представляет и туранговая роща — роща азиатского тополя.
Ландшафтное разнообразие Чарынского каньона обуславливает многообразие флоры и фауны. Здесь произрастает более 1500 видов растений, 17 из которых занесены в Красную книгу Казахстана и 62 вида млекопитающих, 103 вида гнездящихся птиц, 25 видов рептилий.
Реликтовая ясеневая роща.
Ясень в незапамятные времена облюбовал берега Чарына. Роща в урочище Сарытогай - особо охраняемый памятник природы, ее площадь составляет 5,5 тыс. га. По подсчетам ученых, примерно 5 миллионов лет назад эта роща уже была. Ровесник мамонта реликтовый согдианский ясень достигает в высоту 50- 70 м , дерево живет 300 - 400 лет. Это настоящий сказочный лес, в котором могла бы очутиться Алиса, перебравшись из одной страны чудес в другую. Гигантские чешуйчатые корни самого большого ясеня горбятся над землей, как хвост древнего ящера. У основания диаметр этого дерева, похожего на баобаб, достигает 2,5- 3 метров и около 30 метров в высоту. Основной участок Чарынского каньона от широкой речной долины Актогай до урочища Сарытогай глубок и извилист, он представляет огромный интерес для любителей пеших увлекательных путешествий.
Слайд 18Ствол дерева - ясеня согдианского
Легенды о роще
В
Сибири существуют легенды о «чёрной берёзе», растущей в укромных, отдалённых местах.
Раньше в этих местах росла чёрная берёза и жил народ чудь. Чудь жила здесь вплоть до того времени, пока берёза была чёрной, а когда берёза посветлела и чёрная берёза вся исчезла, то чудь ушла из этих мест, а кто не ушёл, тот либо весь погиб, либо сам себя похоронил. Но и ныне ещё, если повезёт, можешь встретить чёрную берёзу.
Писатель Александр Грин также рассказывал, что слышал от старателей о золотом кладе, зарытом у чёрной берёзы.
Слайд 21
Долина реки Чарын в реликтовой
Ясеневой роще
Слайд 22Туранговая роща в Орта-Дересын
Неподалеку
от города Балхаш имеется несколько рощ реликтовой туранги (азиатского тополя).
Такое место, в частности, находится в нижнем течении реки Токырау, в районе поселка Орта-Дересын. Азиатский тополь особенно устойчив для разведения на песчаных и солончаковых почвах, и его рощи служат спасительным прибежищем во время летнего зноя и сильной засухи. Само дерево издревле почиталось у казахов священным, и рубить его всегда было большим грехом. Туранга, благодаря своей мощной корневой системе, погруженной в почву на глубину до 50 метров, способна качать воду из-под песков и может выживать в суровейших условиях Северного Прибалхашья, где летом практически все живое высыхает.
Слайд 25 Тянь-Шанских еловых лесах обитают белки, рыси тянь-шаньский
бурый медведь и.т.д
Точно ни кто не может
сказать сколько лет на Тянь-шане растет это величественное дерево. После основания города Верный (сейчас Алматы) в 1854 году основным материалом для строительства была древесина. А древесина тянь-шаньской ели долговечна. И дома из ели этой древесина могут простоять не одно столетие. Строители начали активно вырубать ели. Губернатор города издал приказ о том что использовать древесину этой ели строгого запрещено. После землетрясения в 1987 году только деревянные постройки выдержали толчки. Тогда в Верном снова стали использовать древесину ели. 1931 году в целях сохранения этого вида елей а также животных был создан Алматинский заповедник. В течение 20 столетия ельников стало больше. Сейчас это одно из уникальных мест в мире. Большиство растений (исключая эту ель) и животных занесены в красную книгу
Слайд 28Культурное наследие Казахстана
Кафедральный собор в Алматы
Мавзолей Ходжи Ахмета Йасауи
Мавзолей Айша-биби
Мечеть
Арыстан – баба
Мавзолей Карахана
Слайд 29Свято - Вознесенский кафедральный собор
г. Алматы
Слайд 30 Церковь построена в 1904г. архитектором А. Зенковым,
из древесины Тянь-Шанских елей без единого гвоздя. Будучи 56 метров
в высоту, она выстояла во время ужасного землетрясения в 1910.
В советское время было дано указание снять кресты и когда один рабочий уже отцепил одну цепь, крест накренился, а рабочий сорвался и разбился. С тех пор так и стояла церковь. Больше ни кто не пытался снять кресты. В советское время там был музей.
Сейчас отреставрирована и идут службы.
Слайд 32Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави
Его биография
Его биография достоверно неизвестна, однако о нём существует множество
легенд Его биография достоверно неизвестна, однако о нём существует множество легенд. Родился в 1093 году Его биография достоверно неизвестна, однако о нём существует множество легенд. Родился в 1093 году в Сайраме Его биография достоверно неизвестна, однако о нём существует множество легенд. Родился в 1093 году в Сайраме на территории современного Казахстана Его биография достоверно неизвестна, однако о нём существует множество легенд. Родился в 1093 году в Сайраме на территории современного Казахстана. Его отец шейх Ибрагим умер, когда он был ещё мальчиком, и его семья переместилась в город Яссы (современный Туркестан Его биография достоверно неизвестна, однако о нём существует множество легенд. Родился в 1093 году в Сайраме на территории современного Казахстана. Его отец шейх Ибрагим умер, когда он был ещё мальчиком, и его семья переместилась в город Яссы (современный Туркестан). Там он стал учеником Арыстан-Баба Его биография достоверно неизвестна, однако о нём существует множество легенд. Родился в 1093 году в Сайраме на территории современного Казахстана. Его отец шейх Ибрагим умер, когда он был ещё мальчиком, и его семья переместилась в город Яссы (современный Туркестан). Там он стал учеником Арыстан-Баба. Когда его учитель умер, он направился в Бухару Его биография достоверно неизвестна, однако о нём существует множество легенд. Родился в 1093 году в Сайраме на территории современного Казахстана. Его отец шейх Ибрагим умер, когда он был ещё мальчиком, и его семья переместилась в город Яссы (современный Туркестан). Там он стал учеником Арыстан-Баба. Когда его учитель умер, он направился в Бухару и стал учеником Юсуфа Хамадани.
К тому времени, когда он вернулся в Яссы, этот город стал важнейшим центром культуры и учения в степях Дешт-и-Кыпчака К тому времени, когда он вернулся в Яссы, этот город стал важнейшим центром культуры и учения в степях Дешт-и-Кыпчака. Он решил уйти из мира в 63 года, в возрасте пророка К тому времени, когда он вернулся в Яссы, этот город стал важнейшим центром культуры и учения в степях Дешт-и-Кыпчака. Он решил уйти из мира в 63 года, в возрасте пророка Мухаммеда К тому времени, когда он вернулся в Яссы, этот город стал важнейшим центром культуры и учения в степях Дешт-и-Кыпчака. Он решил уйти из мира в 63 года, в возрасте пророка Мухаммеда, заточив себя в келью К тому времени, когда он вернулся в Яссы, этот город стал важнейшим центром культуры и учения в степях Дешт-и-Кыпчака. Он решил уйти из мира в 63 года, в возрасте пророка Мухаммеда, заточив себя в келью в подвале до конца своих дней, ибо считал, что никто не может быть выше пророка Мухаммеда К тому времени, когда он вернулся в Яссы, этот город стал важнейшим центром культуры и учения в степях Дешт-и-Кыпчака. Он решил уйти из мира в 63 года, в возрасте пророка Мухаммеда, заточив себя в келью в подвале до конца своих дней, ибо считал, что никто не может быть выше пророка Мухаммеда и, соответственно, он, как человек преданный учению ислама, не может больше видеть солнце.
Слайд 33Мавзолей Айша - биби
МАВЗОЛЕЙ АЙША БИБИ – памятник
архитектуры 11-12 вв., расположенный в селе Айша биби Жамбылского района
Жамбылской области в 18 км от города Тараз. Является памятником архитектуры республиканского значения. Айша биби была возлюбленной Карахана, который построил мавзолей в память о ней.
Слайд 35Легенда
Айша биби была дочерью известного ученого и
поэта XI века Хакима Сулеймена Бакыргани. После его смерти она
воспитывалась у шейха Айкожы. Однажды правитель Тараза Карахан Мухаммед (в честь которого возведен мавзолей Карахана в Таразе) попросил ее руки, однако ее воспитатель не дал согласие. Тогда она обманным путем поехала в Тараз. К несчастью, ее жених никогда не смог ее увидеть больше, так как она погибла на берегу реки Аса от укуса змеи, спрятавшейся в головном уборе. Скорбя по смерти девушки, Карахан воздвиг мавзолей сказочной красоты на мести ее гибели. Попутчица Айша биби Бабаджи хатун стала хранительницей мавзолея и после смерти была похоронена в 20 шагах от Айша биби в мавзолее Бабаджи хатун.
Слайд 37 Гениальное творение древнего Тараза - мавзолей Карахана,
восхищал своей красотой ценителей архитектуры России еще в 1902 году.
Как показали археологические раскопки, для отделки этого сооружения применялись до 30 наименований фигурных кирпичей, изготовленных с исключительно высоким мастерством. Постройка была возведена в эпоху караханидов в XI в. Народные предания связывают строительство мавзолея с человеком, возведшим мавзолеи Айша биби и Бабджа хатун. Его имя доподлинно не известно, но ясно одно - он был ханом династии Караханидов, правившей в этом регионе в Х- XII вв.
Слайд 38Мавзоле́й Арыста́н-Ба́ба
В 150
километрах г. Шымкента, недалеко от городища Отрар находится мавзолей проповедника
Ислама, религиозного мистика, жившего в XII веке, учителя и духовного наставника Х.А.Яссави, Арыстан-баба (памятник архитектуры XIV в.).
Как говорится в легенде, по распоряжению Амира Тимура над могилой Ходжа Ахмеда Яссави началось строительство мечети (1338-1405). Все попытки возвести стены терпели неудачу по вине внезапно появлявшегося зеленого быка, который все разрушал. Явившийся во сне Тимуру святой сказал, что сначала нужно построить мавзолей над могилой святого Арыстан-баба, а затем над могилой Х.А.Яссави. Что Тимур и сделал. Поэтому паломники первым посещают мавзолей учителя Арыстан-баба, а потом мавзолей Х.А.Яссави.
Слайд 39Предания называют его учителем и духовным наставником Ходжи Ахмеда ЯсавиПредания
называют его учителем и духовным наставником Ходжи Ахмеда Ясави. Именно
ему Арыстан-Баб, умирая, передал аманат, заключавшийся в косточке хурмыПредания называют его учителем и духовным наставником Ходжи Ахмеда Ясави. Именно ему Арыстан-Баб, умирая, передал аманат, заключавшийся в косточке хурмы. По легенде, Арыстан-Баб был сподвижникомПредания называют его учителем и духовным наставником Ходжи Ахмеда Ясави. Именно ему Арыстан-Баб, умирая, передал аманат, заключавшийся в косточке хурмы. По легенде, Арыстан-Баб был сподвижником пророка МухаммадаПредания называют его учителем и духовным наставником Ходжи Ахмеда Ясави. Именно ему Арыстан-Баб, умирая, передал аманат, заключавшийся в косточке хурмы. По легенде, Арыстан-Баб был сподвижником пророка Мухаммада. Однажды пророк МухаммадПредания называют его учителем и духовным наставником Ходжи Ахмеда Ясави. Именно ему Арыстан-Баб, умирая, передал аманат, заключавшийся в косточке хурмы. По легенде, Арыстан-Баб был сподвижником пророка Мухаммада. Однажды пророк Мухаммад и его сподвижникиПредания называют его учителем и духовным наставником Ходжи Ахмеда Ясави. Именно ему Арыстан-Баб, умирая, передал аманат, заключавшийся в косточке хурмы. По легенде, Арыстан-Баб был сподвижником пророка Мухаммада. Однажды пророк Мухаммад и его сподвижники сидели и ели хурмуПредания называют его учителем и духовным наставником Ходжи Ахмеда Ясави. Именно ему Арыстан-Баб, умирая, передал аманат, заключавшийся в косточке хурмы. По легенде, Арыстан-Баб был сподвижником пророка Мухаммада. Однажды пророк Мухаммад и его сподвижники сидели и ели хурму. Один из плодов все время выпадал из блюда, и пророк услышал откровение: «Эта хурмаПредания называют его учителем и духовным наставником Ходжи Ахмеда Ясави. Именно ему Арыстан-Баб, умирая, передал аманат, заключавшийся в косточке хурмы. По легенде, Арыстан-Баб был сподвижником пророка Мухаммада. Однажды пророк Мухаммад и его сподвижники сидели и ели хурму. Один из плодов все время выпадал из блюда, и пророк услышал откровение: «Эта хурма предназначена для мусульманина АхмедаПредания называют его учителем и духовным наставником Ходжи Ахмеда Ясави. Именно ему Арыстан-Баб, умирая, передал аманат, заключавшийся в косточке хурмы. По легенде, Арыстан-Баб был сподвижником пророка Мухаммада. Однажды пророк Мухаммад и его сподвижники сидели и ели хурму. Один из плодов все время выпадал из блюда, и пророк услышал откровение: «Эта хурма предназначена для мусульманина Ахмеда, который родится на 400 лет позже Вас». Пророк спросил у своих сподвижников, кто передаст эту хурмуПредания называют его учителем и духовным наставником Ходжи Ахмеда Ясави. Именно ему Арыстан-Баб, умирая, передал аманат, заключавшийся в косточке хурмы. По легенде, Арыстан-Баб был сподвижником пророка Мухаммада. Однажды пророк Мухаммад и его сподвижники сидели и ели хурму. Один из плодов все время выпадал из блюда, и пророк услышал откровение: «Эта хурма предназначена для мусульманина Ахмеда, который родится на 400 лет позже Вас». Пророк спросил у своих сподвижников, кто передаст эту хурму будущему хозяину. Никто не вызвался. Пророк повторил свой вопрос, и тогда Арыстан-Баб ответил: «Если Вы у АллахаПредания называют его учителем и духовным наставником Ходжи Ахмеда Ясави. Именно ему Арыстан-Баб, умирая, передал аманат, заключавшийся в косточке хурмы. По легенде, Арыстан-Баб был сподвижником пророка Мухаммада. Однажды пророк Мухаммад и его сподвижники сидели и ели хурму. Один из плодов все время выпадал из блюда, и пророк услышал откровение: «Эта хурма предназначена для мусульманина Ахмеда, который родится на 400 лет позже Вас». Пророк спросил у своих сподвижников, кто передаст эту хурму будущему хозяину. Никто не вызвался. Пророк повторил свой вопрос, и тогда Арыстан-Баб ответил: «Если Вы у Аллаха выпросите 400 лет жизни, то я передам хурмуПредания называют его учителем и духовным наставником Ходжи Ахмеда Ясави. Именно ему Арыстан-Баб, умирая, передал аманат, заключавшийся в косточке хурмы. По легенде, Арыстан-Баб был сподвижником пророка Мухаммада. Однажды пророк Мухаммад и его сподвижники сидели и ели хурму. Один из плодов все время выпадал из блюда, и пророк услышал откровение: «Эта хурма предназначена для мусульманина Ахмеда, который родится на 400 лет позже Вас». Пророк спросил у своих сподвижников, кто передаст эту хурму будущему хозяину. Никто не вызвался. Пророк повторил свой вопрос, и тогда Арыстан-Баб ответил: «Если Вы у Аллаха выпросите 400 лет жизни, то я передам хурму». Согласно народным преданием и письменным источникам («Рисолаи Сарем-Исфижоб» и книга Куприлозада), Арыстан-Баб через 400 лет стал наставником Ходжи Ахмеда ЯсавиПредания называют его учителем и духовным наставником Ходжи Ахмеда Ясави. Именно ему Арыстан-Баб, умирая, передал аманат, заключавшийся в косточке хурмы. По легенде, Арыстан-Баб был сподвижником пророка Мухаммада. Однажды пророк Мухаммад и его сподвижники сидели и ели хурму. Один из плодов все время выпадал из блюда, и пророк услышал откровение: «Эта хурма предназначена для мусульманина Ахмеда, который родится на 400 лет позже Вас». Пророк спросил у своих сподвижников, кто передаст эту хурму будущему хозяину. Никто не вызвался. Пророк повторил свой вопрос, и тогда Арыстан-Баб ответил: «Если Вы у Аллаха выпросите 400 лет жизни, то я передам хурму». Согласно народным преданием и письменным источникам («Рисолаи Сарем-Исфижоб» и книга Куприлозада), Арыстан-Баб через 400 лет стал наставником Ходжи Ахмеда Ясави и действительно передал ему косточку хурмы.
Слайд 40 Придорожная надпись в Сайраме (на узбекском) «Здесь на
этом ханском мосту Арыстан-Баб передал святому тюркского народа Хазрет Султану
«Здесь на этом ханском мосту Арыстан-Баб передал святому тюркского народа Хазрет Султану аманат пророка хурму»