Слайд 1Проект «Сочиняем хокку
с увлечением»
Выполнили: учащиеся 2
А класса
БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа №109 с
углублённым изучением отдельных предметов"
Автор проекта: Жукова
Жанна Васильевна
Руководитель проекта: Жукова Жанна Васильевна
Слайд 2Цель проекта:
создание собственных «хокку», обучение умению
выделять
смысл в высказываниях, абстрагировать его и кратко выражать по схеме 5-7-5
Слайд 3Проблема проекта:
Дети способны определять смысл высказываний в коммуникациях,
любят рифмовать сами и слушать поэзию разных культур, но имеют
низкий уровень абстрагирования и не обладают умением кратко и образно выражать свои мысли.
Слайд 4Вид проекта:
По количеству участников – коллективный (15
человек)
По приоритету метода – исследовательский По контингенту участников – одновозрастной (дети 8– 9 лет) По продолжительности – краткосрочный (в течение
трёх недель)
Слайд 51 этап: На уроках литературного чтения знакомимся с творчеством японских
поэтов.
Их стихи - хокку - очень необычны и образны.
Любого японца с детства учат среди ежедневной суеты, забот, сутолоки находить мгновения, чтобы полюбоваться закатом солнца, первым цветком, прислушаться к шелесту листвы и барабанному бою капель дождя. Эти мгновения запоминают. Наверное, именно в такие мгновения рождаются стихи.
Слайд 6Важной частью жизни для японцев является
чайная церемония
Этот ритуал не изменился за
прошедшие века.
Считается удовольствием сидеть
в тихой чайной комнате и внимать
звукам воды, кипящей в жаровне…
Чайная комната – место, где правят
мир, доверие и дружба. Во время
чаепития произносятся мудрые речи,
читаются стихи, рассматриваются произведения искусства,
звучат хокку, которые обсуждаются с целью
познания истины и красоты.
Слайд 7 Кобаяси Исса
(1763-1775)
Кобаяси Исса родился в горной деревне в семье крестьянина.
Мать его умерла, когда он был ребёнком, мачеха обращалась с ним жестоко, поэтому он четырнадцати лет от роду ушел «в люди», долгие годы боролся с нуждой. Только на склоне лет получил наследство и смог жить в достатке, много странствовал, оставил богатое поэтическое наследие: более шести тысяч хокку, дневники, шуточные стихи.
Наша жизнь – росинка.
Пусть лишь капелька росы
Наша жизнь – и все же...
Только дохнёт ветерок —
С ветки на ветку ивы
Бабочка перепорхнёт.
(1703-1775)
В отрочестве прислуживала местному учителю хокку, в 7 лет начала писать
первые стихи. В 12 лет она серьёзно занялась изучением искусства хокку. Примерно в 16-17 лет она уже обрела большую известность во всей Японии. В 18 лет она поступила в Университет. Её хокку отличаются простотой и эмоциональной свежестью.
Над волной ручья
Ловит, ловит стрекоза
Собственную тень.
Слайд 9Бусон (псевдоним)
(1716 -– 1784)
Среди своих современников Бусон славился больше как
художник, чем как поэт. Он превосходно владел китайской тушью и
был одним из крупнейших художников, благодаря которым методы китайской живописи получили распространение в Японии. Он знал китайскую философию и поэзию и сам неплохо писал стихи в классической китайской манере, а также особые стихи на «смешанном» японско-китайском языке.
Лишь вершину Фудзи
Под собой не погребли
Молодые листья.
Слайд 11Что же такое стихотворение «хокку»?
Хокку - лирическое стихотворение, которое
отличается предельной краткостью изложения мыслей автора, образностью и своеобразной поэтикой.
Хокку считается особым видом поэзии. Искусство писать хокку - это, прежде всего, умение сказать многое в немногих словах.
В хокку всегда есть какая-то недоговоренность, мудрость, философская мысль.
Слайд 12 Памятка (правила
составления хокку)
1.Хокку
должно состоять из трёх строк.
Это правило нарушать нельзя.
2.В трёх строках должно быть 17 слогов: 5+7+5.
Это правило нарушать можно.
3.Первая строка представляет нам первоначальную информацию, вторая строка позволяет представить то, о чём идёт речь. Она так сказать раскрывает смысл первой части. Третья строка преподносит нам вывод из вышесказанного. Зачастую, он неожиданный, что придаёт всему трехстишию особый колорит.
4.Хокку не имеют рифмы и строятся на основе одного поэтического образа.
5.Хокку должно быть результатом моментального пронзительного видения мира.
Слайд 13
2 этап: определяем темы японских хокку
*О жизни
*О родном крае
*О природе
*О
работе
* Об искусстве
Слайд 14Творческий эксперимент 1:
Кто последний придумает самый необычный вывод по первым
двум предложенным строчкам (работа в группе)
Слайд 15Творческий эксперимент 2:
К первой строке, написанной одним учащимся, другой придумывает
остальные две строки - так получается новое произведение.
Затем следующий учащийся
дописывает к последней строке получившегося трёхстишия другие две строки, а следующий - одну.
Схема: 1-2-2-1 и т. д.
В итоге получается снова новое хокку. Так можно создавать новые хокку до бесконечности.
Слайд 163 этап: сочиняем хокку
Алый мак, цветок,
Украшая всё вокруг,
Зацвёл в саду твоём.
(Сорокина Варвара)
Цветёт яблоня.
Белоснежные цветы
Украшают её!
(Копылов Роман)
Я вижу цветок. Он всем улыбается. Радует людей!
(Бочарова Татьяна)
Слайд 173 этап: сочиняем хокку
Сидит жар-птица
На сказочном дереве
И вся сияет!
(Кравченко Егор)
Стою на берегу,
Любуюсь синим морем. Штиль и гладь кругом.
(Бугаев Иван)
Звёзды на небе
Каждую ночь мы видим.
Так одиноки...
(Фомина Елизавета)
Слайд 183 этап: сочиняем хокку
Вижу муравьёв,
Они несут веточки.
Работящие!..
(Лисенкова Яна)
А его всё нет...
Запах дождя в воздухе...
Мимо гремело.
(Кулешов Артём)
Слайд 193 этап: сочиняем хокку
Снежинки летят
И кружат вокруг меня,
Словно танцуют! (Грошева Елизавета)
Снежинки летят,
Сверкают, радуют всех. Дети довольны. (Аракелов Андрей)
Кружась, снежинки
Укрывают землю всю
Белым покрывалом. (Сорокина Варвара)
Мороз ударил,
Стал ветер суровее.
Зима-то злится! (Батракова Софья)
Слайд 203 этап: сочиняем хокку
Но пришёл сентябрь
И сорвал листву с деревьев.
Ковёр постелил...
(Кулешов Артём)
Осень подкралась.
Птицы всё ещё поют.
А песни грустные...
(Даниловская Есения)
Слайд 213 этап: сочиняем хокку
Будильник звонит.
О, сны мои классные,
Увидимся вновь?
(Кулешов Артём)
Сочинять хокку
В полуденный зной люблю
Под вишней родной.
(Кулешов Артём)
Слайд 224 этап: создаём презентацию проекта
*Проект позволяет учащимся познакомиться с жанром
японской поэзии – хокку, образцами лирики японских поэтов.
*Работа над проектом помогает учащимся раскрыть свои творческие способности, научиться сочинять хокку, передавать свои мысли кратко, но полно.
*Реализация данного проекта происходит как в учебной, так и во внеурочной деятельности.