Слайд 1МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Котласа
Проектные задачи в
начальной школе
Учитель начальных классов
Вальнева Н.В.
Слайд 2Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать
проектные задачи.
Основная идея проектных задач заключается в том, что решая
их, младший школьник фактически осваивает основы способа проектирования.
Овладение основами этого способа в начальной школе поможет учащимся в дальнейшем содержательно и грамотно осваивать проектную (учебно-проектную) деятельность как ведущую в подростковом возрасте.
Слайд 3Что такое задача?
термин «задача» имеет несколько значений, одно
из этих значений трактуется как «сложный вопрос, проблема, требующая исследования
и разрешения» (Толковый словарь С.И. Ожегова).
Слайд 4Типы задач
учебная
конкретно-практическая
исследовательская
творческая и др.
Слайд 5Учебная задача
Ведущей в деятельностной технологии является учебная задача, которая направлена
на нахождение общих способов решения большого круга частных задач, требующих
детального анализа и теоретического (содержательного) обобщения (В. В. Давыдов).
Учитель (через содержание программы) сам ведет класс к постановке и решению очередной учебной задачи. Цель педагога на уроке постановки учебной задачи — создать в классе такую ситуацию, в которой дети приняли бы именно эту запланированную задачу.
Учебная задача всегда новая задача. До нее подобных задач дети не решали, и поэтому с ходу она не может быть решена учащимися. Это поисковая задача. Именно в результате поиска через определенное время дети смогут решить эту задачу
Слайд 6Конкретно-практическая задача
Конкретно-практическая задача ориентирована на применение (отработку)
уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной
школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета.
Итогом решения такого типа задач является правильное использование знаний, умений и навыков учащихся (получение правильного ответа).
Слайд 7Творческая (олимпиадная) задача
Творческая (олимпиадная) задача — это такая задача, которая
не имеет готового формального способа решения.
Ученик за счет своих
способностей, в основном спонтанно пытается сам найти способ решения. Как правило, этот способ решения не поддается алгоритмизации.
Поэтому такие задачи обычно решают немногие учащиеся (ученики, обладающие нестандартным мышлением).
Слайд 8Что не могут сделать в обучении перечисленные типы задач?
Они
не позволяют:
научить самостоятельному выбору способа решения задачи (проблемы) в ситуации,
когда он не виден явно и однозначно из условия задачи; как правило, способ решения либо лежит на поверхности, либо задается автором или учителем;
стимулировать получение принципиально нового «продукта», которого никто (включая учителя) не знал бы до решения этой задачи;
содержательно мотивировать поиск решения задачи в малой группе; как правило, задачи, которые мы предлагаем решать детям на уроке, искусственно связываются с групповыми формами обучения, формами учебного сотрудничества;
оценить возможности детей действовать в незнакомой, нестандартной ситуации, но (в отличие от творческой задачи) с использованием известных детям способов действий;
задать разные «стратегии» решения задачи с получением «веера» возможных результатов.
Слайд 9Проектная задача
Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через
систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных
на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей.
Проектная задача принципиально носит групповой характер.
Слайд 10Отличие проекта от проектной задачи
Особенность проекта в том, что при
его реализации не задается порядок действий, проектировщики сами определяют весь
набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат.
Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.
Слайд 11Педагогические эффекты проектных задач
Задает реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества)
детей между собой при решении поставленной ими самими задачи.
Определяет
место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе.
Учит (без явного указания на это) способу проектирования через специально разработанные задания.
Дает возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в квазиреальную, модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, а иногда и требуют переконструирования
Слайд 12Формируемые способности
рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему
не получилось; видеть трудности, ошибки);
целеполагать (ставить и удерживать цели);
планировать (составлять
план своей деятельности);
моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);
проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других
Слайд 13Структура проектной задачи
1.Описание проблемной (квазиреальной, модельной) ситуации.
2. Проектная задача (сформулирована
детьми по результатам разбора проблемной ситуации.
3. Набор (или систему) действий
(заданий), которые должны быть выполнены группой детей.
4. Решение проектной задачи – коллективно-распределительная деятельность.
5. Результат решения задачи – реальный «продукт», который можно представить публично и оценить.
Слайд 14Виды проектных задач
Предметные
Межпредметные
Разновозрастные
Одновозрастные
Слайд 15Учебное проектирование и его место в учебном процессе
По мнению К.
Н. Поливановой, учебное проектирование не может быть технологизировано. К сожалению,
попытки навязать проект в подростковой школе извне, как правило, нерезультативны, так как проектирование является таковым только при условии, что оно имеет внутреннюю мотивацию.
Проект возникает только как форма удовлетворения интереса самого ученика. Именно поэтому важно овладеть основами способа проектирования и сформировать интерес к нему еще на этапе начальной школы.
Эта цель может быть достигнута с помощью решения проектных задач.
Проектная задача вписывается в общую деятельностную технологию и подчиняется задачному принципу организации образовательного процесса.
Слайд 16
«То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из
них сможет сделать самостоятельно»
Л. Выготский