Слайд 1
Тема: «Разучивание стихов с использованием мнемотаблиц через интегрированную совместную
деятельность с детьми».
Подготовила : воспитатель
Богданова Елена Алексеевна
Слайд 2
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет
долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с
картинками, и он их усвоит на лету”.
К.Д. Ушинский
Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированными навыками построения связного высказывания. Уровень развития связной речи у детей снижается с каждым годом, и поэтому для достижения хороших результатов хочется применять новые, а главное эффективные методы и приемы.
Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.
Слайд 3Проблем в речи детей :
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и
доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить
монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Недостаточный словарный запас.
Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Слайд 4 Хорошо известно, что язык мозга
— это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться
к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом. Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Использование приёмов мнемотехники, способствует увеличению объёма памяти. Всё это достигается путём образования ассоциаций. Мнемотаблицы - схемы, служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.
Слайд 5 Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи
как:
Развитие связной речи;
Развитие мелкой моторики рук;
Развитие основных психических
процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения;
Формировать интерес к художественной литературе;
Обучать навыкам кодирования и декодирования литературных произведений;
Знакомить детей со стихами русских и зарубежных писателей;
Создать благоприятную развивающую среду для заучивания стихотворений наизусть;
Формировать умение слушать и понимать услышанное, учить стихи и понимать выученное, рассказывать выразительно стихи наизусть и понимать рассказанное.
Слайд 6 Мнемотаблицы эффективны при разучивании стихотворений. Суть
заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание
придумывается картинка – символ, изображающая действие или предмет; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения совместно с детьми разрабатываем и составляем мнемотаблицу.
Слайд 7 Как же работать с мнемотаблицей?
Этап 1. Придумывание
и зарисовка таблицы. Для этого каждому ребенку раздаю лист с
ячейками. Рассуждаем по данной теме, выбираем основные моменты, придя к общему мнению зарисовываем в таблицу символы. Есть такие символы, которые мы используем всегда, для обозначения какого-либо действия.
Этап 2. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Этап 3. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
Этап 4. После перекодирования осуществляется воспроизведение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему.
Слайд 8Что можно изображать в таблице. В таблице схематически возможно изображение
персонажей , явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить
все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Через разучивание стихов дети также знакомятся с сезонными явлениями природы. С этой целью используются обучающие мнемотаблицы, то есть такие, которые несут в себе обучающую информацию, как правило, еще незнакомую детям. При этом основную задачу берет на себя педагог, который показывает и доводит до детей то содержание, которое он вложил в таблицу.
Слайд 9 Принципы развивающего обучения и интеграции образовательных областей
составляют главную нить основной общеобразовательной программы дошкольного образования и соответствуют
требованиям, определенным ФГТ. В работая с детьми необходимо искать новые формы работы , позволяющие обучать, развивать и воспитывать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Одним из видов такой работы является интегрированная совместная деятельность педагогов и детей, позволяющая добиться положительных результатов в непосредственном образовательном процессе.
Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаем разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:
модель должна отображать обобщённый образ предмета;
раскрывать существенное в объекте;
замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
Слайд 10 Параллельно с этой работой используем речевые игры,
настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь,
зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
Считаем, что применять модельные схемы можно и в других видах образовательной деятельности (Продуктивная деятельность, экспериментирование, театрализованная деятельность и др.)
В связи с введением новых Федеральных государственных требований к дошкольному образованию актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми.
Слайд 11 Интеграция– одна из важнейших и перспективных
методологических направлений становления современного образования. Собственно «интеграция» означает объединение нескольких
учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания. Таким образом, интеграция является одной из наиболее благоприятных форм развития детей дошкольного возраста.
Известно, что интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, ёмким.
Слайд 12 Интегрировать могут различные образовательные области, остановимся на некоторых из
них.
Система образовательной деятельности по развитию речи, как
и система художественно - эстетического воспитания дошкольника — два взаимосвязанных компонента процесса воспитания обучения детей в детском саду. Каждый из них является в одно и то же время началом и продолжением другого. Наша задача — соединить в сознании, в чувствах детей живой мир и мир слов, вернее, даже не соединить, а раскрыть их взаимообусловленность, что самым непосредственным образом будет способствовать гармоничному развитию личности дошкольника. Данный тип интеграции, как показывает практика, позволяет повысить уровень развития речевых умений и умений, приобретаемых в процессе творческой работы у дошкольников.
Наличие в ДОУ специалистов узкого профиля позволяет включать в воспитательно-образовательный процесс и другую интегрированную деятельность.
*
http://aida.ucoz.ru
Слайд 13 Используем интегрированную образовательную деятельность по речевому и
музыкальному развитию детей, которые оказывают эффективное воздействие на детей. Музыка,
является мощным средством, способствующим созданию благоприятной эмоциональной атмосферы, позволяет ребенку чувствовать себя свободно. Во время интегрированной музыкальной деятельности решаются задачи по совершенствованию навыков фонематического слуха, автоматизации звуков в связном тексте, закрепление навыков слогового анализа, развитие подвижности голосового аппарата, координация движений, развитие коммуникативных навыков, закрепление песенного и музыкального репертуара в игровой форме.
Слайд 14 Решая задачи речевого и физического развития дошкольников,
организуем с инструктором по физической культуре проведение интегрированной образовательной деятельности,
на которой совмещаем физические и речевые упражнения. Некоторая интегрированная деятельность по физической культуре разрабатывается в сюжетной форме. Ритм речи, стихов, поговорок, пословиц, используемых во время деятельности, способствуют развитию общей моторики, вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух и речевая память. Такая деятельность способствует формированию у детей физических качеств, развитию координации движений и мелкой моторики, автоматизации в игровых упражнениях звуков, произношение которых наиболее часто нарушено у детей дошкольного возраста, правильному дыханию, развитию фонематического слуха. Ведь известно, чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь, но и формирование движений происходит при участии речи.
Слайд 15 Таким образом, интеграция всех видов образовательной деятельности,
шаг за шагом способствует преодолению сложного процесса по формированию правильной,
связной речи дошкольников.
Бесспорно, базой для развития речи становится дошкольное учреждение. Именно в детском саду создаётся специальная среда, способствующая максимально полному раскрытию речевых возможностей воспитанников.
*
http://aida.ucoz.ru
Слайд 16
В настоящее время проблема развития
речи становится особенно значимой. Главной и отличительной чертой современного
общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Дети моей группы - не исключение, уровень развития их речи также требует большого внимания. Для повышения уровня речевой активности детей было принято решение разработать проект по организации сотрудничества с семьей в вопросах развития речи детей.
*
http://aida.ucoz.ru
Слайд 17
Поставила задачу родителям, что развитие речи детей не должно идти
стихийно. Родители могут вести параллельный образовательный процесс дома в
соответствии с возрастными задачами речевого развития. Ведь семья, по - прежнему, остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи ребёнку социальных ценностей. Поэтому считаю, что актуальность данного проекта заключается в том, что в развивающую работу по развитию речи детей были вовлечены родители воспитанников. Их осознанное включение в совместный с педагогами детского сада образовательный проект позволил значительно повысить уровень речевого развития детей.
*
http://aida.ucoz.ru
Слайд 18
Итак, обучение детей для меня – это увлекательное
занятие, но и трудоемкое. Проведение таких занятий требует предварительной подготовки
в отборе речевого материала, игр, изготовления наглядных пособий.
Поэтому, чем раньше учить детей разучивать стихи, рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
*
http://aida.ucoz.ru
Слайд 20 Солнышко
Как ходило солнышко
В золотой рубашке.
Как ласкало
солнышко
Белые ромашки,
Гладило ладошкой,
Лепесточки грело.
… У ромашек белых
Грудка загорела.
Г.Р. Лагздынь
Слайд 21*
http://aida.ucoz.ru
Капель
На солнышке согрелась ель.
Подтаяла сосна.
Идет апрель, звенит капель.
В лесу у
нас весна.
По снегу капельки стучат:
«Подснежник, хватит спать!»
З.Н. Александрова
Слайд 22*
http://aida.ucoz.ru
Спящий котенок
Если котенок
Улегся у лавки
Мордочки спрятал
И хвостик и лапки.
Что из
него получилось дружок?
Маленький, рыжий,
Пушистый клубок.
Слайд 23*
http://aida.ucoz.ru
Жаворонок
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню
раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке
сверкая:
«Весна пришла к нам молодая,
я здесь пою приход весны!»
В. Жуковский
Слайд 24Мнемотаблицы на однокоренные слова
*
http://aida.ucoz.ru
Слайд 25Мнемотаблица - расскажи ...
*
http://aida.ucoz.ru
Слайд 27ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников
с помощью мнемотехники / Спб.,2005.
Воробьева В.К. Методика развития связной речи
у детей с системным недоразвитием /М., 2005.
Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием Дошкольное воспитание 2004г. — № 6.
Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Савинова Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6. Москва, 2005.
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников – М., 1985.
Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи Логопед в детском саду 2007 — № 4.
Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи Омельченко Л.В. Логопед. 2008.- №4.
Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов. Дошкольное воспитание.1990. — №10.