Слайд 1СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО
ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД
МБДОУ №79 Г.ТОМСК
ИВДНИНА
ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА
Слайд 2 Прекрасен мир звуков!
Прекрасен потому, что жить в нем
радостно и интересно.
Стоит на мгновение закрыть уши,
как сразу замолкнут все звуки, и
обеднеет для нас мир.
Слайд 3Фонематический слух – тонкий, систематизирован-ный слух, позволяющий различать и узнавать
фонемы родного языка, т.е. это представление ребёнка о звуковом составе
слова
Что такое «фонематический слух»?
Слайд 4Формирование
способности различать
гласные звуки;
Различать
согласные
звуки.
Стадии развития фонематического слуха:
Слайд 5Приемы воспитания слухового внимания
Использование музыкальных инструментов
Использование игрушек, различных предметов.
Слайд 6Что такое «фонематическое восприятие»?
Фонематическое восприятие –
способность различать
фонемы
родного языка и определять
звуковой состав
слова.
Слайд 7Ступени формирования фонематического восприятия
Различение и выделение
- слов в предложении;
- слогов в слове;
- звуков в слоге и слове;
Овладение умением узнавать звук на фоне
слова;
Выделять первый и последний звук в слове;
Определять последовательность, качество и
количество звуков в слове;
Определять место звука в слове по
отношению к другим звукам в слове.
Слайд 8Старший дошкольный возраст
Дети старшего возраста различают звуки на слух, называют
слова с определённым звуком, находят слова с этим звуком, определяют
место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова). У них развивается способность к звуковому анализу слова.
Слайд 9Подготовительный
дошкольный возраст
Детей подготовительной к школе группы учат делить слова
на слоги, называть каждую часть слова, Составлять слова из слогов,
определять последовательное звучание слогов в слове, развивать умение выделять звуки, входящие в состав слога, находить и вычленять ударный слог, самостоятельно преобразовывать слова: лук-лучок-лучище. Совершенствуют фонематический слух: умение называть слова с определённым звуком, в предложении находить слова с этим звуком, определять место звука в слове.
Слайд 10К чему готовит развитие
фонематического слуха
и восприятия
Развитие фонематического слуха и
восприятия у детей в дошкольный период и, прежде всего, ориентировка
в звуковой стороне слова готовит ребёнка к усвоению грамоты, письменной речи.
Слайд 11
Влияние развития фонематического восприятия на формирование речи.
Развитие фонематического слуха
Развитие
лексико-грамматической стороны речи
Развитие эмоциональной выразительности речи
Развитие речевой активности
Обогащение словаря
Грамотное чтение
и письмо
Развитие слоговой структуры слова
Правильное звукопроизношение
Слайд 12 Типичные недостатки фонематического слуха у дошкольников
Сапка - шапка
Типлёнок -
цыплёнок
Ыба - рыба
Столь - стол
Слайд 13Ребёнок не «слышит», а потому пропускает предлоги:
«Оля гуляла санками» -
Оля гуляла с санками.
«Дети купались возере»
- Дети купались в озере.
«Цветы стояли вазе» - Цветы стояли в вазе.
Слайд 14Ребёнок укорачивает или переставляет слоги в словах:
Секекомия (насекомое), скороводка, кобласа,
субараска (черепашка)
Веналяшка, виниляшка (неваляшка), нарисонова (нарисовано)
Маталок (молоток)
Мухором, хумахор (
мухомор), работает потором (топором), марашка (ромашка), фикалка (фиалка), лисивек (василек), гебемот, гигмимот, лигимот, нигемот (бегемот)
Каратан (таракан), ревевка(веревка)
Слайд 15 Ехала машина халапка и хопка (мама сшила халат из
хлопка)
Макал мотик – лакал котик
Тыма томи Томин – Вадим топит
камин
Укусила мису куха – укусила кису муха
Свинья Наташа – швея Наташа
Ногу порчу – морду корчу
Слайд 16 Неправильно употребляет окончания:
«Катались на
санка
«С коротк ми рукавами»
ф
А
Слайд 17Предупредить возникновение
специфических ошибок вам помогут
тренировочные упражнения
Слайд 18Хлопни, когда услышишь правильное слово:
Слайд 19Послушай слово, найди ошибку и исправь ее
Слайд 20Из ряда слов выбери и назови то слово, которое отличается
от остальных:
Слайд 21Из ряда слов выбери и назови то слово, которое отличается
от
остальных:
Слайд 22Найди картинку, про которую читаю стихотворение
Жук с Мишуткою играют -
шарик по полу катают
Жук с Мишуткою играют – мячик по
полу катают