Слайд 1
Развитие мелкой моторики и речи у детей
дошкольного возраста
МБДОУ детский
сад № 43
Подготовил воспитатель
группы общеразвивающей направленности №8:
Федотова Евгения Владимировна
Слайд 2Актуальность
Актуальность работы по развитию мелкой моторики руки
у детей обусловлена возрастными психологическими, физиологическими и речевыми особенностями. Всесторонне
представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы детей научить говорить, нужно не только тренировать их артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники часто испытывают серьезные трудности.
Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать задолго до поступления в школу.
Слайд 3Что такое мелкая моторика?
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и
костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. В применении к моторным навыкам часто используется термин – ловкость.
К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов до очень мелких движений, от которых зависит почерк человека.
Слайд 4Значение мелкой моторики
…«Истоки способностей и дарования детей
находится на кончиках их пальцев. От них … идут тончайшие
ручейки, которые питают источник образной мысли.» В. А. Сухомлинский
Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.
Уровень развития мелкой моторики является одним из важных показателей готовности ребёнка к обучению в школе.
Движение пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций, таких как мышление, память, внимание.
Слайд 5Предметно-развивающая образовательная среда
В группе
создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены и сделаны игры и пособия
для развития мелкой моторики.
У нас есть определённое место в группе, где представлены различные игры и материалы для развития мелкой моторики. Работа здесь осуществляется с небольшой группой детей. Иногда, в утренний и вечерний отрезки времени, занимаемся индивидуально. Сейчас замечаем, что дети самостоятельно и с большим интересом действуют с дидактическим материалом.
Слайд 6Цель и задачи
Цель: развитие мелкой моторики
у детей посредством дидактических игр и игрушек, массажа ладоней и
пальцев рук и пальчиковой гимнастики.
Задачи:
Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей посредством дидактических игр и игрушек, массажа ладоней, пальцев рук и пальчиковой гимнастики.
Развивать тактильную чувствительность рук.
Стимулировать зрительное и слуховое восприятие.
Тренировать тонкие движения пальцев рук.
Развивать память, внимание, терпение и связную речь.
Развивать навыки ручной умелости.
Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
Слайд 7Методы и приёмы
Доминирующий метод – игровой.
Словесный (объяснение и рассказ)
Наглядный (показ,
демонстрация, схемы)
Практический (совместный показ, рассказ педагога, игра)
Слайд 8Содержание
Поставив перед собой цель
и задачи, а так же исходя из нашего личного педагогического
опыта, учитывая возрастные особенности детей, опираясь на развёрнутое тематическое планирование, предложенное в программе «От рождения до школы» (под редакцией авторов Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой) мы подобрали наиболее приемлемые для решения поставленных задач виды игровых упражнений по развитию мелкой моторики.
Для удобства, те виды игровых упражнений, которые я использую в работе, были разбиты на комплексы:
Комплекс элементов изодеятельности в развитии мелкой моторики.
Комплекс «Пальчиковые игры».
Комплекс игрового массажа.
Развитие графической моторики.
Слайд 9Игры - шнуровки
Игры-шнуровки развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.
Развивают пространственной ориентирование, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «слева», «справа».
Способствуют
развитию речи.
Развивают творческие способности.
Развивают усидчивость, внимание, терпение.
Игра способствует координации движений, гибкости кисти и раскованности движений, что является залогом отсутствия проблем в школе.
Слайд 10Рисование
Рисование – любимое занятие. Не обязательно
нужно рисовать на листе бумаги карандашами и кисточками, можно рисовать
на снегу или песке, манке, на запотевшем окне, на асфальте…
А можно рисовать пальцем или ладошкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумагой, печаткой, тычком. Ещё есть много разных способов развить детское восприятие…
Слайд 11Игры с пластилином
Лепка, рисунки из
пластилиновых колбасок, пластилинография… При этом мы попутно будем развивать и
мелкую моторику руки.
Слайд 12Пазлы и мозайка
Пазлы – в переводе с английского «головоломка», «затруднение».
Кроме мелкой моторики, эта игра формирует ещё и пространственное представление,
умение складывать большое из мелких деталей.
Мозайка – игра, которую помнит каждый из детства. Дети уже делают композиции по образцу или ориентируясь на собственную фантазию.
Слайд 13Пальчиковые игры
Пальчиковые игры – наилучшее средство
для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание
текстов пальчиковой гимнастики способствует быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, памяти и воображения. Речь детей становится более выразительной.
Слайд 15Вывод
Развитие кисти руки и координация
движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности
детей. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном детстве. И поскольку общее моторное отставание наблюдается у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать. Игры и специальные упражнения активизируют моторику рук, улучшают подвижность пальцев, развивают их силу и гибкость. Вырабатывается их ловкость, умение управлять своими движениями.
Слайд 16Литература
1. Жукова Н. С. «Преодоление недоразвития речи у детей»
2. Галигузова
Л. Н. Смирнова Е. О. «Степени общения: от года до
семи»
3. Дарвиш О.Б. «Возрастная психология»
4. Холмовская В.В «Воспитание и обучение детей пяти, шести лет»
5. Фомина Л.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»
6. Кольцова М.М «Развитие моторики»
7. Елена Данилова «Пальчиковые игры»
8. Гризик Т.И. «Детство и отрочество»
9. Справочник старшего воспитателя.
10. Журнал «Дошкольное воспитание» 2007г.
11. Журнал «Дошкольное воспитание»2006г.
12. Дубровина И.В. «Готовность к школе, развивающие программы»
13. Данилова Е.Е. «Психология»
14. Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»
15. Выгодский Л.С.