Слайд 1Развитие
мелкой
моторики с использованием нетрадиционного материала.
Слайд 2 Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может
сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе
чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.
Слайд 3 Известный итальянский педагог, психолог и врач Мария Монтессори отмечала, что
благодаря контакту с окружением и собственным исследованиям, ребенок формирует запас
понятий, которыми может оперировать его интеллект. Без этого теряется способность к абстрагированию. Контакт происходит с помощью органов чувств и движений.
Слайд 4 Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с
развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой
моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу.
Слайд 5Средства развития мелкой моторики
Слайд 6Средства развития мелкой моторики
Массажные мячики, эспандеры.
Бумага, пластилин, природный материал
Крупа, бусы,
пуговицы, чётки.
Пальчиковая гимнастика, рисование, вода, песок.
Застёжки, ленточки, веревки, шнурки,крышки
Куклы,резиночки для
волос
Прищепки, бигуди, зубные щётки, платочки.
Мозаика, решётки, конструктор
Карандаши, счетные палочки
Слайд 7Игры с пластилином
Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с
пользой для общего развития ребенка. Покажите ребёну все чудеса пластилинового
мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки.
Слайд 8Игры с пластилином
Мнем и отщипываем
Надавливаем и размазываем
Скатываем шарики, раскатываем колбаски
Режем
на кусочки
Лепим картинки
Готовим обед
Слайд 9Игры с пластилином
Для детей со слабыми мышцами рук очень полезно
проводить занятия лепкой из пластилина. Работа с пластилином является подготовительной
к работе с другими материалами и овладению разными инструментами.
Слайд 10Игры с бумагой
Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти
игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается
в красивые аппликации и забавные объемные игрушки.
Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.
Слайд 11Игры со счетными палочками
В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные
счетные палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на
улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии.
Положите 4 счетные палочки на столе. Ребенок берет их одноименными пальцами, от указательных – к мизинцам. Пара пальцев берет одну палочку.
Слайд 12Игры со счетными палочками
Счётные палочки – это универсальная игрушка для развития
интеллектуальных и творческих способностей у детей, многофункциональная.
Слайд 13Игры со счетными палочками
Игры и упражнения со счётными палочками развивают
не только мелкую моторику рук (умелость, ловкость, координацию), но и
внимание, мышление, сообразительность, конструктивные навыки (то есть синтез, анализ, зрительное восприятие и мыслительные операции сравнения).
Слайд 16Игры с пуговицами
Пуговичный массаж:
Заполните просторную коробку пуговицами.
Опустите руки в коробку;
Поводите
ладонями по поверхности;
Перетирайте пуговицы между ладонями;
Пересыпайте их из ладошки в
ладошку;
Найдите самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.
Слайд 17Игры с крупой.
Играя с крупами, мы делаем пальчики ребенка более
чувствительными и ловкими.
Ведь взять в руки крупинку – очень сложно
для ребенка. Кстати, эти упражнения полезны и людям более старшего возраста, потерявшим чувствительность пальцев, нашим бабушкам и дедушкам.
Слайд 18Игры с крупой.
Просто прямоугольные мешочки, заполненные разными материалами.
Ребенок ощупывает наполнитель через ткань с разными наполнителями: гречневая крупа,
горох, фасоль, пшено, рис.
Вначале познакомить ребёнка с каждым мешочком с его содержимым, затем ребенок тактильно его обследует.
Можно предложить игры: «Что в мешочке? », «Найди мешочек», «Ассоциация».
Слайд 19Игры с крупами
Прячем ручки
Пересыпаем крупу
Дождь, град
Покормим птичек
Разложи по тарелочкам
Вкусная кашка
Найди
игрушку
Игра «Золушка»
«Отгадай, какая крупа в мешочке»
«Сухой бассейн» из гречихи.
Слайд 20Игры с природным материалом
Гуляя с детьми во дворе, в парке,
в лесу, обратить внимание на то, как щедро может одарить
природа наблюдательного человека. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.
Слайд 21Рисование
Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И
не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или
картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.
Слайд 22Игры с песком
- Погладь рукой песок. Что ты чувствуешь? Какой
песок? Как его сделать сырым? Попрыскай из пульверизатора.
- Положи свою
ладонь на песок. Это след от твоей ладони. А это след от моей ладони. Чей след больше? Чей меньше? Посмотри, какие следы можно сделать с помощью крышек от бутылок, палочек. Попробуй изобразить след кошки. Сделай большой след и маленький.
- Разгладь песок двумя руками. Отряхни руки.
- Я закопаю несколько игрушек, а ты попробуй найти.
Слайд 23Игры с крышками.
Откручивание крышки от пластиковых бутылок очень по душе многим
детям. Пусть откручивают - полезное занятие для кистей, пальцев, логики
и памяти.
Игры с разноцветными крышками, выкладывая из которых красочные предметы и узоры, дети закрепляют знания о цветах, формах, развивают воображение.
Слайд 24Игры с водой
- Возьми бутылку двумя руками. Какая вода в
этой бутылке, теплая или холодная? А в другой бутылке? Открой
бутылку с теплой водой, вылей воду в таз.
- Возьми губку, намочи ее в воде. Выжми воду в миску сначала одной рукой, потом намочи губку и выжми другой рукой.
- Намочи салфетку, выжми ее двумя руками, протри стол. Расправь салфетку и сложи ее. Вытри руки полотенцем.
Слайд 26Благодаря родителям детей нашей группы у нас появилось панно по
сказке «Колобок». Дети с удовольствием помогают герою в дороге. При
этом приходиться расстёгивать пуговки, продевать верёвочки сквозь колечки, завязывать ленточки и т.д. Всё это сопровождается разговорной речью.
Панно «Колобок»
Слайд 27«Геометрическое панно».
С помощью резинок дети составляют картинку. Идёт развитие мелкой
моторики пальцев рук; закрепление в речи детей основных цветов ,
геометрических форм; развитие фантазии; воспитывается усидчивость, формируется желание играть в настольные игры.
Слайд 29Игры с чётками.
Четки можно купить или сделать из крупных бусин.
Ребенок проговаривает строчку стихотворения и откладывает бусину (но не как
на счетах, а держа четки этой же рукой). Работают 1-й, 2-й 3-й пальцы, а 4-й и 5-й держат четки. Упражнение выполняется попеременно каждой рукой.
Слайд 30Игры с бусами.
Детям очень нравится перебирать мелкие предметы, но игры
с бусами надо проводить только под наблюдением взрослых. Такие упражнения
тоже развивают тактильную чувствительность и скоординированность движений пальцев и кистей рук, их также можно использовать во время занятий как игровой момент для снятия напряжения и предложить их детям для свободного творчества.
«Найди такие же» - сортируем бусы по цвету, величине, форме.
«Повтори узор» - предложить ребенку нанизывать бусины на шнуровку в той же последовательности.
«Бусы для куклы» - предложить ребенку самому придумать красивое украшение.
«Волшебные бусы» - предложить ребенку выложить из бус буквы, цифры, различные фигурки.
Слайд 31Игры с бигудями.
Стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает
общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет
словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
«Трудно ролик мне вести
Прямо по дорожке,
Так и хочется ему
Спрятаться в ладошке».
Слайд 32Шестигранные карандаши.
Ребёнок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные
поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами
будут стимулировать речевое развитие, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, стимуляции биологически активных точек, улучшат кровоснабжение пальцев рук. Способствует тонизирование организма в целом.
Слайд 33Игры с решётками.
Дети кладут решетку на колени или на стол,
«Ходят» указательным и средним пальцами по клеточкам решетки, делая «шаг»
на каждый ударный слог, - двумя руками одновременно или поочередно.
В играх с ленточками развивается глазомер, внимание, зрительно-моторная координация, происходит укрепление пальцев рук и всей кисти.
Упражнения вводятся и усложняются постепенно.
- Выполнить различные дорожки по образцу
- Шнуровка по словесной инструкции
- Вышивание узоров сложной формы
Слайд 34Платочки.
Развивает сгибательные и разгибательные мышцы рук и пальцев, их гибкость,
учит прикладывать силу в движениях, формировать навыки зрительного контроля и
слаженность движений обеих рук.
Слайд 35Куклы
Для развития мелкой моторики используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и
развивающие их. Куклы бывают разные: петрушечные куклы, пальчиковые куклы, мягкие
подвижные «куклы-рукавички», комбинированные куклы.
Слайд 37Пальчиковый театр – это прекрасный материал для развития у детей
умения концентрировать внимание на одном виде деятельности,
что является для ребенка
естественным средством самовыражения.
Слайд 39Деревянный пальчиковый театр.
Набор деревянных игрушек представляет собой не героев сказки,
а целый пальчиковый театр, т.к. каждая игрушка имеет специальное углубление
для пальчика на основании. Это поможет не только правильно формировать артикуляцию у детей, но и превосходно развивает память. Самые маленькие могут просто складывать и выкладывать расписные игрушки из яркой шкатулки. С набором пальчиковых игрушек будет легко и весело устроить представление в кукольном театре, выдумать свой сценарий или реализовать сюжет всем известных народных сказок.
Слайд 40Прищепки
Что может быть проще и интересней? Пусть ребёнок пробует нажать
пальчиками на концы прищепки, что бы надеть её на фигуру
из картона, веревку или чашку. Так можно сделать уши зайчику или лучики солнышку.
Слайд 41Зубные щётки
Можно использовать как простые зубные щётки, так щётки для
новорожденных детей. Растираем зубной щёткой сначала подушечки пальчика, а затем
медленно опускаемся к его основанию. Далее растираем и ладошку.
Слайд 42 Массаж кистей рук и пальцев
Массаж является одним из видов
пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая
тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук:
массаж тыльной стороны кистей рук
массаж ладони
массаж пальцев рук
Слайд 43Массажеры
Упражнения с массажерами: катать по столу от кончиков пальцев до
локтя, между ладонями, по тыльной стороне кисти.
Выполнять упражнения надо обязательно
каждой рукой по очереди.
Слайд 44Упражнения с мячами
учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его;
катать мяч по часовой стрелке;
держать одной рукой – другой рукой
выполнить ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания.
Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.
Слайд 45Игры с эспандерами.
Кистевые эспандеры – для развития мышечной силы кисти.
«Будь
сильней моя рука».
Даем ребенку кистевой эспандер в виде резинового кольца.
Ребенок сжимает его на каждый ударный слог, проговаривая стихотворение. После каждой строки руки меняются.
Слайд 46Пальчиковая гимнастика
Включение пальчиковых игр и упражнений в любой урок или
занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое
тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.
Знакомить детей с такими упражнениями в определенной последовательности. Можно разделить их на три группы.
1 группа. Упражнения для кистей рук
2 группа. Упражнения условно статические
3 группа. Упражнения для пальцев динамические
Слайд 47Народные пальчиковые игры
С народными пальчиковыми играми ребенок встречался уже в
грудном возрасте. Это были еще не игры, а потешки и
пестушки – забавы взрослого с ребенком. Например, «Сорока-ворона», «Перепелочка», «Кисель», «Банька», «Барашка купишь?» и другие.
Слайд 48Народные пальчиковые игры
Их смысл не только в развитии мелкой моторики.
Они позволяют ребенку ощутить радость телесного контакта, почувствовать свои пальцы,
локоть, плечо; осознать себя в системе телесных координат, сформировать схему тела. Это предотвращает возможность возникновения многих неврозов в дальнейшем, дает человеку чувство самообладания. Аналогичные игры встречаются у очень многих народов.
Слайд 50Заключение
Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей позволяет
детям
овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем
поможет избежать многих проблем школьного обучения,
лучше адаптироваться в практической жизни,
научиться понимать многие явления окружающего мира.
Слайд 51Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики,
учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, педагогов
детского сада помогли добиваться поставленной цели. Таким образом, в результате проделанной работы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования, у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.