Слайд 1
Развитие метапредметных компетенций учащихся на уроках литературного чтения в начальных
классах.
Коршунова И.В.
2015 г.
Слайд 2 Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе
системно-деятельностного подхода (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.Г.Асмолов) группой учёных
под руководством А.Г.Асмолова.
Слайд 3Понятие «универсальные учебные действия»:
В широком значении термин «универсальные учебные действия»
означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и
самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В узком значении термин «универсальные учебные действия» это совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию учебного процесса.
Слайд 4Компоненты учебной деятельности:
1) Познавательные и учебные мотивы.
2) Учебная цель.
3) Учебная
задача.
4) Учебные действия и
операции.
Слайд 5К метапредметным универсальным учебным действиям относятся:
Регулятивные (организация учебной деятельности)
Познавательные (общеучебные,
логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные (социальная компетентность и учёт позиции
других людей)
Слайд 8Ключевые компетенции:
ценностно-смысловые
общекультурные
учебно-познавательные
информационные
коммуникативные
социально-трудовые
личностное самосовершенствование
Слайд 9Образовательные компетенции:
изучать;
искать;
думать;
сотрудничать;
приниматься за дело;
адаптироваться.
Слайд 10 Современный человек, человек будущего не может жить без
книги. Чтение в его жизни – это важнейший способ восхождения,
самосовершенствования, самообразования.
Ш.А.Амонашвили
Слайд 11Цель уроков литературного чтения:
Сформировать младшего школьника как сознательного
читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами
самостоятельной работы с книгой, обладающего определённой начитанностью.
Слайд 12Задачи уроков чтения:
Развивать интерес к чтению и расширять круг чтения;
Сформировать
навык чтения, позволяющий свободно владеть и применять любую литературу;
Полноценное восприятие
любого вида текстов и их специфики;
Самостоятельно работать с книгой и выбирать нужный материал;
Воспитывать средствами чтения у ученика метапредметные компетенции.
Слайд 13Виды упражнений:
1. Упражнения, направленные на развитие памяти и оперативного поля
зрения.
2. Упражнения, направленные на развитие познавательных процессов.
3. Упражнения, вырабатывающие внимание
к слову и его частям.
4. Упражнения, способствующие правильному и грамотному чтению.
5. Упражнения, направленные на формирование умений сознательного чтения.
6. Упражнения, направленные на запоминание содержания прочитанного.
7. Упражнения, развивающие гибкость и быстроту чтения вслух и «про себя».
8. Упражнения, направленные на совершенствование навыка по скорочтению.
9. Различные виды чтения для совершенствования навыка и интереса к этому предмету.
Слайд 14Упражнения, направленные на развитие памяти и оперативного поля зрения:
1) Упражнения
по чтению по системе работы И.Т.Федоренко и В.Н.Зайцева:
жужжащее чтение;
ежедневные пятиминутки
по чтению;
чтение перед сном;
чтение по кадрам;
чтение с убыстрением темпа;
чтение с отрывом взгляда от текста.
Слайд 152) Зрительные диктанты, которые разработаны профессором И.Т.Федоренко:
Зрительные диктанты пишутся
ежедневно. В одном наборе по шесть предложений.
Например, предложения набора №
1:
1. Тает снег.
2. Идёт дождь.
3. Небо хмурое.
4. Коля заболел.
5. Запели птицы.
6. Поле опустело.
Слайд 17Упражнения, направленные на развитие познавательных процессов (мышления, внимания, восприятия):
1. Сколько
спряталось слов в этом ряду букв?
Волчишкоткрытоященокночь
2. Поставь слоги на место,
так чтобы получились слова.
РАБ КО ЛИК
РЕ МО
РО МАТ СЫ
3. Игра «Расшифруй слова». Надо поставить буквы на место так, чтобы получились правильные слова:
МАшиКАн ткВыа огЕЦуР роДога ЧОКсунДУ ЗИНАкор
4. Прочитай слова или предложения справа налево.
ьдевдем цяаз клов асил комерет
! ьтатич ьтему ошорох каК
Слайд 18Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям:
1) Орфографическое чтение.
2) Найти слова с заданной орфограммой, на заданную тему.
3) «Воображаемое
письмо».
4) Составление словариков.
5) Составление сборника упражнений.
Составление собственных орфографических упражнений на основе прочитанных текстов произведений. Этот вид работы предлагает отбор учащимися языкового материала.
Слайд 19Упражнения, способствующие правильному и грамотному чтению:
1) Чтение слов в предложении
начиная с конца.
Солнце и ветер.
Разденет человека прежде кто, ветром с солнце заспорили. Платье человека с сдувать ветер стал. Запахивается да надвигает шапку крепче только всё человек, а распахивает платье и, рвёт шапку и. Человека ветер раздел не и так. Солнце взялось. Шапку сдвинул, человек распахнулся - припекло только. Человек разделся вовсе и - солнце припекло ещё. (Л.Н.Толстой)
Слайд 202) Чтение каждого слова в предложении справа налево.
заР елсоп яджод олунялгыв окшынлос, и ьсаливяоп
яантевцимес агуд-агудар. отК ин тенялгзв ан угудар, кясв юеястеубюл. ьсалидрогаЗ агудар, ад и алатс ясьтилавх, отч ано еевисарк огомас ацнлос.
окшынлоС и тировог: «ыТ ависарк - отэ адварп, он ьдев зеб янем и игудар ен теавыб». А агудар окьлот ястёемс ад ёще ещуп ястилавх. адгоТ окшынлос ьсолидрессар и ьсолатярпс аз учут - и агудар алапорп. (К.Д.Ушинский)
Слайд 213) «Заколдованное слово» (первое слово читается обычно, второе или подчёркнутое
− справа налево):
Ворон и лисица.
Ворон лыбод мяса косук и сел на оверед. Захотелось ецисил мяса, она алшодоп и говорит:
- Эх, норов! Как юртомсоп на тебя, по твоему утсор да красоте только бы тебе мёрац быть! И верно был бы мёрац, если бы у тебя солог был.
Ворон лунизар рот и лароаз, что было мочи. осяМ упало. ацисиЛ подхватила и тировог:
- Ах, норов, коли бы ещё у тебя му был, быть бы тебе мёрац. (Л.Н.Толстой)
Слайд 22Упражнения, направленные на формирование умений сознательного чтения:
1) Чтение текста с
добавлением недостающего окончания, слога.
На рек__ в завод__
раскрылись бел__ лилии и жёлт__ кувшинки. Буйно цветёт над вод__ водян__ кашка. Дик__ ут__ вывела из осоки своих ут__, учит их пла___ и ловить мо___. Летят над вод__ бел__ и син__ стре___, и гудит над цветущей кашк__ деловит__ пче__.
(И. Соколов-Микитов)
Слайд 232) Поиск в тексте смысловых несуразностей при чтении.
В одном домике жила у хозяев пушистая
корова Мурка. Хозяева её очень любили и часто угощали парным молотком и жареной репой. Однажды Мурка решила погулять - подышать свежим вареньем и погреться на сковородке. Корова вышла на крыльцо, легла и от удовольствия замурлыкала. Неожиданно из-под крыльца выскочила морковка с длинным хвостом. Мурка ловко поймала её и съела. На дворе было весело: шумно чирикали озорные веники, плавали в лужах домашние утюги, а на заборе стоял красивый пастух и гордо кукарекал. Вдруг из собачьей конторы вылезла большая злая селёдка. Она увидела корову и стала сердито летать. Мурка испугалась и убежала в дым. (Л. Каминский)
Слайд 24Упражнения, направленные на запоминание содержания прочитанного:
Самарский вариант обучения пересказу текста:
Чтение
отрывка текста длительностью 1 – 2 минуты. Текст читает вслух
учитель или сильный ученик, остальные следят по книгам.
Осознание и осмысление прочитанного, ответы на вопросы учителя. Вопросов должно быть не более 3 – 4.
Запись на доске 4 – 7 ключевых слов на доске.
Образцовый пересказ текста сильным учеником и прослушивание его классом.
Жужжащий пересказ в парах.
Пересказ текста слабым или средним учеником.
Слайд 25Упражнения, развивающие гибкость и быстроту чтения:
Упражнения по системе работы И.Т.Федоренко
и И.Г.Пальченко:
Многократное чтение (не более 3-х раз один отрывок).
Чтение в
темпе скороговорки, на том же отрывке текста (упражнение длится 30 секунд).
Выразительное чтение того же отрывка, с переходом на незнакомую часть текста.
Все упражнения проводятся не индивидуально, а коллективно, то есть ученики читают одновременно (каждый в своём темпе, но вполголоса).
Слайд 26Упражнения, совершенствующие навык по скорочтению (из опыта работы М.И.Омороковой):
Чтение «Буксир»
«Чтение-спринт»
Чтение
«Кенгуру»
Вертикально-слаломное
чтение «Слалом»
Чтение «Разведка»
Чтение «Молния»
Чтение за диктором
Чтение со счётом
слов
Слайд 27Чтение со счётом слов.
При чтении
незнакомого текста учащиеся на максимальной для них скорости, помимо чтения
подсчитают количество прочитанных слов и одновременно ищут ответы на вопросы текста. После чтения должны назвать количество прочитанных слово и ответить на вопросы к тексту. В 1 классе вопросов должно быть не более 3-х, во 2 классе – не более 4-х, в 3-4 классах – не более 5-ти. Цель этого упражнения – загрузить уши учащихся посторонней работой – счётом слов. Они приучаются читать только глазами. Первый вопрос к учащимся после чтения о количестве слов в тексте. Ответ можно считать отличным, если расхождение между названным и действительным числом не превышает 2 %, хорошим – от 5 % до 10 %, при условии что дети ответили на вопросы по содержанию текста.
Слайд 28Виды чтения, для совершенствования навыка и интереса к данному предмету:
сплошное;
выборочное;
комментированное;
аналитическое;
просмотровое;
по
ролям;
ознакомительное;
поисковое;
изучающее;
библиографическое.