Слайд 1Методическая разработка раздела основной образовательной программы «Детство»
Направление: «Познавательно-исследовательская деятельность»
Образовательная область
: «Познание»
Тема: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через
экспериментальную деятельность»
Слайд 2Потемина Лариса Ивановна
МАДОУ детский сад «Теремок»
Должность: воспитатель
Дата рождения:10.07.1970
Образование: средне-специальное
Педагогический стаж
работы:24 года
Квалификационная категория: высшая
Краснобаковский район
Р.п. Ветлужский
2013 год
Слайд 3Актуальность
Пассивное обучение (ребенок слушает, запоминает, но сам в активном
изучении не участвует)
Низкая активность детей в самостоятельной поисковой деятельности
Слайд 4Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью
Причины низкого уровня:
-познавательный интерес неустойчивый;
-не
всегда дети видят проблему;
-малоактивны в выдвижении идей;
-стремление к самостоятельности не
выявлено;
-пользуются доказательствами с помощью взрослого.
Методика Л.Н. Прохоровой «Маленькие исследователи»
Слайд 6Цель: Развитие познавательно-исследовательских способностей в самостоятельной деятельности у детей через
экспериментальную деятельность
Задачи:
- расширение представления детей об окружающем мире
через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
- развитие представлений о свойствах (воздух, вода, песок);
- развитие любознательности, активности, интереса к новому, неизвестному в окружающем мире, с помощью экспериментальной деятельности;
- развитие самостоятельности в процессе познавательно-исследовательской деятельности;
- формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении опытов.
Слайд 8Детское экспериментирование
Чтение художественной
литературы
Художественное творчество
Игровая деятельность
Детские игры
Словесные игры
Строительные игры
Игры-
опыты
Игры-эксперименты
Коммуникация
ФЭМП
Труд
Социализация
Безопасность
Слайд 9
ЭТАПЫ РАБОТЫ
Ознакомление детей с экспериментированием, как формой познавательно- исследовательской
деятельности:
создание в группе развивающей среды, которая стимулирует и обеспечивает самостоятельную
деятельность детей;
работа с родителями с целью осознания ими важности детского экспериментирования.
Обучение детей способом детского экспериментирования через разные виды деятельности:
ознакомление детей с окружающим миром и формирования ярких впечатлений через экспериментальной деятельности;
Развитие познавательных способностей.
3) Готовность детей к использованию полученных знаний в самостоятельной экспериментальной деятельности.
Слайд 10Цель: Развитие познавательно-исследовательских способностей в самостоятельной деятельности у детей через
экспериментальную деятельность
Задачи:
-расширение представления детей об окружающем мире через знакомство с
элементарными знаниями из различных областей наук;
-развитие представлений о свойствах (воздух, вода, песок);
-развитие любознательности, активности, интереса к новому, неизвестному в окружающем мире, с помощью экспериментальной деятельности;
-развитие самостоятельности в процессе познавательно-исследовательской деятельности;
-формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении опытов.
Слайд 11
Взаимодействие с семьёй.
Привлечение родителей к оформлению уголка экспериментирования в группе
Анкетирование
«Организация экспериментальной деятельности в ДОУ»
Консультации, наглядная информация «Как организовать простейшую
исследовательскую деятельность в семье», «Учение с увлечением», «Домашняя лаборатория»
Создание родителями мини-макетов «Север», «Морское дно», «Пустыня»
Пополнение родителями «Полочки умных книг» (энциклопедии, иллюстрации, познавательные игры)
Памятка для родителей «Что нельзя, и что нужно для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию
Слайд 12
Структура детского экспериментирования
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
ВЫДВИЖНЫЕ ГИПОТЕЗЫ
ПРОВЕРКА ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ (ОТБОР НУЖНЫХ СРЕДСТВ, РЕАЛИЗАЦИЯ
ДЕЙСТВИЙ)
ПОДТВЕРДИЛОСЬ
НЕ ПОДТВЕРДИЛОСЬ
ВОЗНИКНОВЕНИЕ НОВОЙ ГИПОТЕЗЫ, ПРЕДПОЛОЖЕНИЙ
РЕАЛИЗАЦИЯ В ДЕЙСТВИИ
ПОДТВЕРДИЛОСЬ
ФОРМУЛИРОВАНИЕ ВЫВОДОВ
ФОРМУЛИРОВАНИЕ ВЫВОДОВ
Слайд 13
Принцип научности
Принцип доступности
Принцип систематичности и последовательности
Принцип индивидуально-личностной ориентации
Принцип целостности
Принцип активного
обучения
Принцип креативности
Принцип результативности
ПРИНЦИПЫ:
Слайд 14
Выводы:
-интерес к исследовательской деятельности,
-расширение кругозора, формирование целостной картины мира,
-планирование деятельности,
умение выдвигать гипотезы, делать выводы,
-развитие качеств личности (самостоятельность, инициативность, целеустремленность)
Слайд 15
Система форм организации образовательно-воспитательной
Слайд 16
Список используемой литературы:
Н.Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова «Мини-музев в детском
саду», ЛИНКА-ПРЕСС, Москва,2008
Н.О.Никонова, М.И. Талызина «Экологический дневник дошкольника»,ДЕТСТВО-ПРЕСС,Санкт-Петербург,2007
Т.М.Бондаренко «Экологические занятия
с детьми 5-6 лет» ТЦ «Учитель» ,Воронеж, 2004
Р.Ю. Посылкина , Л.И. Николаева «Использование метода моделирования в системе экологического образования детей старшего дошкольного возраста» НГПУ 2002
Н.Н. Кондратьева «МЫ». Программа экологического образования детей, «Детство-пресс»,Санкт-Петербург,2000
Л.В.Ковинько «Секреты природы- это так интересно!», ЛИНКА-ПРЕСС, Москва,2004
Л.И.Постоева «Система работы по воспитанию у детей основ экологической культуры»,НГПУ ,1999
Д.С.Златопольский, «Удивительные превращения», Вентана-Граф,Москва ,2007
Г.А. Лапшина «Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста», «Учитель»,Волгоград,2006
Журнал «Обруч», 2004 №5
Глен Синглон «365 научных экспериментов»