Слайд 21. Роль речевой среды в развитии речи дошкольников.
Характерной особенностью детей
дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия
и мышления. Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение.
Слайд 31. Речь воспитателя является образцом для детей в широком значении
этого слова, прежде всего — в разговорной речи, на основе
которой происходит повседневное общение ребёнка с воспитателем.
2. На занятиях дети, слушая речь воспитателя, упражняются в овладении русским языком.
Слайд 4Требования к речи воспитателя
1. Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи
должно быть близким и понятным детям. При разговоре с младшими
детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста. По отношению к малышам надо избегать замечаний и вместе с тем следует разговаривать с ними более категорично, чем со старшими, так как дети этого возраста не могут осмыслить тех доводов, которые воспринимаются старшими детьми.
2. Грамматическая правильность речи воспитателя обязательна.
Слайд 5Требования к речи воспитателя
Монотонная, невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на
поведение детей, не затрагивает их эмоций, а вместе с этим
и не повышает их речевой культуры.
Речевой образец воспитателя как в повседневном общении, так и на занятиях должен применяться при осуществлении всех задач: расширение словаря, воспитание грамматической и звуковой правильности речи.
Умение выражать свои мысли точно и убедительно — важнейшее качество воспитателя.
Слайд 6Требования к речи воспитателя
Воспитывая у детей интерес к слову, необходимо
использовать выразительные средства языка не только на занятиях, но и
в повседневном общении.
Требования, предъявляемые к речи воспитателя в повседневном общении, обязательны и при проведении занятий. Речевой образец воспитателя на занятиях должен применяться при осуществлении всех задач в работе по языку.
Слайд 7Развивающая речевая среда - это:
речь, с которой взрослые (педагоги) обращаются
к детям: песни, сказки, рассказы, загадки, скороговорки, считалки;
дидактические наглядные материалы,
которые педагог отдает в распоряжение детей. Их назначение: привлечь внимание ребенка и побудить его к самостоятельному исследованию материала; способствовать беседе (по поводу воспринимаемого) между детьми, между детьми и взрослым; дать ребенку импульс к самостоятельному поиску информации по обсуждаемой теме.
Слайд 8Программные требования к развивающей речевой среде.
Вторая младшая группа (3 -
4 года).
- Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и
сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т.п.).
- Подсказывать детям образцы обращения ко взрослым, зашедшим в группу («Скажите: «Проходите, пожалуйста», «Предложите: Хотите посмотреть…», «Спросите: «Понравились ли наши рисунки?»).
Слайд 9Вторая младшая группа (3 - 4 года).
- В быту в
самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты
друг с другом («Посоветуй Ване перевозить кубики на большой машине», «Предложи Саше сделать ворота пошире», «Скажи: «Стыдно драться! Ты уже большой»).
- Предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, рекламные буклеты (игрушки, автомашины, одежда, посуда и т.п.), наборы предметов (камешки, ракушки, желуди, катушки с нитками разного цвета, лоскутки тканей) в целях инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения.
Слайд 10Основные составляющие речевой среды:
специально подобранные игрушки и предметы, побуждающие детей
к общению (заводные игрушки, мягкие игрушки, дидактические коробочки, столики с
предметами-вкладышами);
тексты произведений художественной литературы, воспроизводимые воспитателем;
собственная речь воспитателя в повседневном общении с детьми;
специально организованное речевое воздействие педагога (рассказы о детях, жизни группы, о себе, трудных ситуациях, событиях прошедшего дня и ближайшего будущего).
Слайд 11Средняя группа ( 4 - 5 лет).
- Удовлетворять потребность детей
в получении и обсуждении информации о предметах, явлениях, событиях, выходящих
за пределы привычного им ближайшего окружения. Способствовать развитию любознательности.
- В уголок «интересных вещей» вносить наборы картинок, фотографий, открыток (животные разных стран и их детеныши, транспортные средства, спорт, растения сада и луга, юмористические картинки, достопримечательности родных мест); иллюстрированные издания любимых книг; предметы, позволяющие детальнее рассмотреть знакомый объект (увеличительное стекло), узнавать о некоторых скрытых свойствах предметов (магнит притягивает к себе металлические предметы) и т.п. (с учетом рекомендаций, содержащихся в других разделах программы для обеспечения межпредметных связей).
Слайд 12Средняя группа ( 4 - 5 лет).
- Выслушивать детей, уточнять
их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления,
состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение.
- Продолжать рассказывать детям об интересных фактах и событиях; о том, какими смешными и беспомощными они пришли в детский сад и какими знающими, умелыми и воспитанными стали.
- Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать, как порадовать приятеля, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться.
Слайд 13Старшая группа (5 - 6 лет).
- Продолжать развивать речь как
средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Предлагать
для рассматривания изделия народных промыслов, мини-коллекции 9открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определенного материала), иллюстрированные книги (в том числе знакомые сказки с рисунками разных художников), открытки, фотографии с достопримечательностями родного края, Москвы, репродукции картин (в том числе из жизни дореволюционной России), карту, глобус и т.п. (с учетом рекомендаций, содержащихся в других разделах программы).
Слайд 14Старшая группа (5 - 6 лет).
- Поощрять попытки ребенка делиться
с педагогом и другими детьми разнообразными сведениями, уточнять источник полученной
информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т.д.).
- Способствовать превращению высказывания ребенка в рассказ.
- В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формулы выражения словесной вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент). Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
Слайд 15Подготовительная к школе группа (6 - 7 лет).
- Приучать детей
- будущих школьников - проявлять инициативу и любознательность с целью
получения новых знаний.
- Совершенствовать речь как средство общения.
- Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие рассказы (о чем) предпочитают слушать и т.п. Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением полученных впечатлений с воспитателем и сверстниками. Продолжать знакомить детей с многообразием окружающего мира, предлагать им наборы предметов (колокольчики, маленькие вазочки для цветов разной формы и из разного материала, разнообразные авторучки); буклеты; настенные календари различной тематики.
Слайд 16Подготовительная к школе группа (6 - 7 лет).
- Уточнять высказывания
детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию, учить высказывать
предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
- Продолжать формировать умение без раздражения отстаивать свою точку зрения. Помогать осваивать формулы словесной вежливости (обращение, просьба, благодарность, извинение, неодобрение и т.п.).
Слайд 17Подготовительная к школе группа (6 - 7 лет).
- Продолжать содержательно,
эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях; о поучительных
случаях из своего детства («Как дед меня ябедничать отучил»). Эти рассказы, подчас вымышленные, имеют целевое назначение: они помогают конкретному ребенку (ябеднику) понять, что дурное поведение ни у кого восхищения не вызовет. Приучать детей к самостоятельности ответов и суждений.
Слайд 18Принципы построения развивающей речевой среды.
принцип открытости;
гибкого зонирования;
стабильности-динамичности развивающей
среды;
полифункциональности;
принцип открытости реализуется в нескольких аспектах: открытость природе,
открытость культуре, открытость обществу и открытость своего "Я".