Слайд 1Развивающее обучение, системы развивающего обучения
Студентки Ш-21 группы
Сташенко Надежды
Слайд 2Развивающее обучение- это активно-деятельный способ обучения, в котором учитывается и
используются закономерности, уровень и особенности развития индивида
Слайд 3Цель развивающего обучения- достижение оптимального общего развития каждого ребенка при
сохранении его физического и психического здоровья
Слайд 4Учитель в развивающей системе
Профессионально компетентный учитель
Гуманист
Равноправный партнер
Организатор учебной деятельности
Участник коллективного
процесса познания
Слайд 5Ученик в развивающей системе
Целостная личность
Субъект учения
Участник учебного сотрудничества
Не ученик, а
учащийся
Слайд 6Система взаимоотношений
Сотрудничество
Партнерство
Сопереживание
Совместная деятельность
диалог
Слайд 7Составляющие развивающего обучения:
Постановка учебной задачи
Совместное решение задачи.
Организация оценки найденного решения
задачи.
Слайд 8Система Л.В. Занкова
Задача обучения.
Развитие ума, воли, чувств детей.
Надежная основа усвоения
знаний, умений, навыков.
Учитель должен воспринимать ученика как человека со всеми
его переживаниями, желаниями, интересами, человека, пришедшего в школу не только для того, чтобы получить знания, но и для того, чтобы счастливо, полноценно прожить эти годы.
Слайд 9Дидактические принципы системы:
обучение на высоком уровне трудности;
ведущая роль теоретических знаний;
изучение
программного материала быстрым темпом;
осознание школьниками процесса учения;
общее развитие всех учащихся.
Слайд 10Методики обучения
Многогранность: в сферу учения вовлекаются не только интеллект школьника, но
и эмоции, стремления, волевые качества и другие стороны личности.
Процессуальность познания: каждый
элемент знания вступает в связи с другими элементами.
Направленность методики на разрешение коллизий: встречаются в ходе изучения материала столкновения знаний, их противоречивость.
Свойство вариантности: возможность умения стиля работы учителя в зависимости от конкретных условий.
Слайд 11Особенности обучения по системе
Пройденное органично включается в изучение нового
Построение обучения
на основе следующих дидактических принципов
Отбор содержания дальнейшего образования, отбор методов
обучения, направленных на общее развитие учащихся
Внесение изменений в организационные формы обучения
Характерный подход к оценке результативности обучения
Характер взаимоотношения между участниками педагогического процесса коренным образом меняется.
Слайд 12Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Основное в концепции данной системы-
ученик рассматривается как субъект учения, как учащий себя. В результате
чего ученик должен стать заинтересованной в самоизменении личностью, готовой к этому самоизменению
Слайд 13Гипотезы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
детям с дошкольного возраста доступны
многие общие теоретические понятия; они принимают и осваивают их раньше,
чем научаются действовать с их частными эмпирическими проявлениями;
возможности ребенка к обучению (и, следовательно, развитию) огромны, но не используются школой;
возможности интенсифицировать умственное развитие лежат прежде всего в содержании учебного материала, поэтому основой развивающего обучения служит его содержание, от которого производны методы организации обучения;
повышение теоретического уровня учебного материала в начальной школе стимулирует рост умственных способностей ребенка.
Слайд 14Особенности содержания
Специальное построение учебного предмета, моделирующее содержание и методы научной
области, организующее познание ребенком генетически исходных, теоретически существенных свойств и
отношений объектов, условий их происхождения и преобразования.
Повышение теоретического уровня образования, передача детям не только эмпирических знаний и практических умений, но и «высоких» форм общественного сознания (научных понятий, художественных образов, нравственных ценностей).
Слайд 15Принципы
Развитие происходит путем врастания ребенка в культуру и опирается как
на свое основание на достижения естественного созревания (Л.С.Выготский).
Обучение есть источник
развития (обучение происходит в зоне ближайшего развития).
Принцип субъектности ребенка в учебном процессе. Ученик должен быть субъектом, а не объектом обучения.
Принцип опережающего обучения (обучение опережает развитие).
Приоритетная цель — формирование способов умственных действий (СУД).
Слайд 16Особенности
Особенностью этой психолого-педагогической концепции являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы,
в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных
предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В отличие от традиционной, эмпирической системы в основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках.
Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями. В результате обучения по системе Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин.