Слайд 1Выпускная квалификационная работа по курсу обучения
«Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования и его реализация в учебно-методических комплектах
(на примере
УМК для начальной школы «Перспектива»)»
Выполнила: Федотова А.В., методист ГИМЦ г.Комсомольск-на-Амуре
Тема: «Роль универсальных учебных действий в системе современного общего среднего образования»
Слайд 2Ключевые компетентности
математическая
коммуникативная (языковая)
информационная
автономизационная
социальная продуктивная
нравственная
Слайд 3 Запрос
информационного общества
Нужен
человек обучаемый,
способный самостоятельно учиться
и многократно переучиваться
в течение
постоянно удлиняющейся жизни, готовый к самостоятельным действиям и принятию решений
Слайд 4Проблема
самостоятельного успешного усвоения
учащимися новых знаний,
умений и компетенций, включая умение учиться
Пути
решения проблемы: формирование универсальных учебных действий
Слайд 5
Цель квалификационной работы:
знакомство с универсальными учебными действиями,
изучение особенностей формирования универсальных учебных действий на всех ступенях
школьного образования
Слайд 6Задачи:
изучить психолого-педагогические и теоретико-методологические основы формирования универсальных учебных действий;
изучить
характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, универсальных учебных действий;
установить связь универсальных
учебных действий с содержанием учебных предметов;
выявить особенности формирования универсальных учебных действий на разных этапах обучения в рамках среднего общего образования
Слайд 7Универсальные учебные действия
УУД - это обобщенные
действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных
предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик
УУД – это саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта
Слайд 8Универсальность УУД
носят надпредметный, метапредметный характер;
обеспечивают целостность общекультурного, личностного и
познавательного развития и саморазвития личности;
обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
лежат
в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося
Слайд 9Основные функции УУД
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения,
ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы
достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания
Слайд 10
Теоретико-методологическое
обоснование формирования УУД:
системно-деятельностный
культурно-
исторический подход, базирующийся
на
положениях научной школы Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова.
Психолого-педагогическая платформа: развитие личности в системе образования
Слайд 12Овладение учащимися универсальными учебными действиями
происходит
в контексте разных учебных
предметов
Слайд 13Роль учителя в формировании УУД
подбор содержания, конкретный набор наиболее эффективных
учебных заданий (в рамках каждой предметной области),
определение планируемых результатов,
использование учителем современных образовательных технологий
Слайд 14Главные выводы:
1.Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему
2. Развитие
системы УУД осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной
и познавательной сфер ребёнка
3. В основе формирования УУД лежит «умение учиться»
4. Формирование УУД способствует индивидуализации обучения
5. В образовательной практике происходит переход от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя
6. Появление стандарта второго поколения обусловлено требованиями времени, новыми целями, которые общество ставит перед образованием
Слайд 15Практические результаты ВКР
В ходе выполнения ВКР :
составлены памятки – ориентиры
для учащихся начальных классов
разработана модель «Универсальные учебные действия на первой
ступени школьного образования»
разработана Памятка для учителя, посещающего открытый урок, по анализу взаимодействия учителя и ученика, направленного на формирование УУД
Слайд 16Самооценка учебной деятельности в рамках курса
достаточный уровень подготовки к комплексному
анализу ФГОС общего образования второго поколения (могу рассматривать вопросы внедрения
ФГОС с позиций административного, юридического, экономического, методического, информационного обеспечения),
высокий уровень готовности работать в соответствии с задачами стандарта (планирую в дальнейшем совершенствовать свою деятельность с учетом особенностей стандарта второго поколения)
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы я попыталась систематизировать знания, полученные в рамках изучения курса, показать своё видение вопроса, внести творческое начало.
Слайд 17Использованная литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
2.
Материалы курса «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и
его реализация в учебно-методических комплектах (на примере УМК для начальной школы «Перспектива»)»
3. Г.К Селевко Энциклопедия образовательных технологий, М.2006
4. Т.Н. Беркалиев Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы, СПб. 2007
5. Г.А. Цукерман «Виды общения в обучении», М. 1993
6. Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению», М.1998