Слайд 1 “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам
– он
будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов
с картинками, и
он их усвоит на лету”.
К.Д.Ушинский
«Использование приемов
мнемотехники
для развития связной речи
детей дошкольного возраста»
Слайд 2Актуальность
Трудности в развитии речи детей дошкольного возраста:
- скудный словарный запас;
- нарушение звукопроизношения;
- неумение согласовывать слова в
предложениях;
- нарушение связности высказывания.
Несовершенное логическое мышление
Нарушение внимания, памяти.
Слайд 3Дошкольный возраст –
возраст образных форм сознания
Образные средства
сенсорные
наглядные
эталоны
модели
символы,
знаки
Слайд 4Как сформировать речь ребенка, наполнить ее большой палитрой слов, красивых
фраз, благозвучных словосочетаний?
Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию
слов, переживать содержание услышанной речи?
Как способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, помочь ему научиться коммуникативной речи?
МНЕМОТЕХНИКА
Слайд 5Цель методики:
Развитие памяти,
мышления, воображения,
внимания, речи,
путем образования
дополнительных
ассоциаций.
Слайд 6Актуальность использования приемов мнемотехники
Использование наглядного моделирования:
вызывает интерес
и помогает решить проблему быстрой утомляемости ;
облегчает и ускоряет
процесс запоминания и усвоения материала;
учит детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Слайд 7Результаты исследований
Начало года
Конец года
Слайд 8Задачи:
1.Способствовать развитию речи и основных психических процессов – памяти, внимания,
образного мышления;
2.Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование
информации);
3.Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения ,
использования средств технологии.
4.Способствовать развитию умения работать по
образцу, по правилам, слушать
взрослого и выполнять его инструкции;
Слайд 95. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы
и воспроизводить их.
6.Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного
запаса детей;
7. Способствовать развитие мелкой моторики рук;
8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности,
инициативности, ответственности;
Слайд 109. Способствовать формированию целостного
восприятия окружающего мира;
10. Содействовать
развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире,
принимать активное участие в образовательном процессе;
11. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач;
12. Создать условия способствующие
взаимодействию и сотрудничеству с
родителями детей.
Слайд 11Мнемотехника (мнемоника) –
искусство запоминания.
Мнемотехника - совокупность специальных приёмов
и способов, облегчающих запоминаниесовокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памятисовокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциацийсовокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальноесовокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальноесовокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическоесовокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.
Слайд 12
МНЕМОТЕХНИКА – технология развития памяти.
МНЕМОТЕХНИКА – это система внутреннего письма,
позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных
образов.
Слайд 13Наглядное моделирование – воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его
заместителя и работа с ним.
Мнемотаблица – это схема, в которой
заложена определенная информация.
Слайд 14Подходы в работе с мнемотехникой:
Системный –технология мнемотехника используется в системе
обучения
и воспитания;
Личностный –с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка;
Деятельностный-
развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои;
Диалогический- процесс обучения происходит в форме диалога;
Культурологический- ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить;
Информационный- ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире;
Аксиологический –образовательная деятельность основана на идеях гуманистической педагогики, субъект- субъектное взаимодействие с детьми.
Комплексный – решение в единстве коррекционно – развивающих задач,
обеспечивающих социально – личностное, речевое, коммуникативное,
эстетическое, моторное и эмоциональное развитие ребенка, взаимодействие
специалистов – участников образовательного процесса.
Слайд 15Принципы
1. Принцип развивающего обучения - главной целью обучения является
развитие ребенка;
2.Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы
соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.
3.Принцип формирования функциональной системы в обход пострадавшего звена – восстановление или замещение утраченных или нарушенных функций, а также изменение как в процессе
разнообразной деятельности, так и на занятиях,
опираясь на сохранные звенья, с учетом ведущей
роли зрительного анализатора и контроля.
Слайд 16Приемы мнемотехники:
Мнемодорожка
Мнемотаблица
Пиктограмма
Опорное моделирование
Слайд 17Мнемодорожка - схема, на которой графически изображены герои или отдельные
предметы, играющие важную роль в произведении.
Маша сшила рубашку мишке.
Слайд 18Мнемотаблица – таблица, в которую заложена определённая информация
Дятел, дятел дуб
долбит,
В щепки дерево дробит.
- Дятел, в дереве дыра,
Перестать давно пора!
Г.
Сапгир
Слайд 19Пиктограмма - рисунчатое письмо.
С её помощью дети обучаются пересказу
с опорой на картинку, которую рисует взрослый по мере рассказывания
сказки.
Слайд 20Виды моделей
Предметная
в виде физической конструкции предметов. Аналогия предмета, воспроизведение
его главных частей,
пропорций.
Предметно-схематическая
Компоненты предметов представлены при помощи предметов – заместителей и графических знаков.
Графическая
Обобщенно передает разные виды отношений при помощи графиков, схем, формул.
Слайд 21Предметная модель
Условные обозначения к сказке «Репка»
1. Репка – жёлтый круг
2.
Дед – голубой прямоугольник
3. Баба – красный прямоугольник
4. Внучка –
зелёный прямоугольник
5. Жучка – коричневый прямоугольник
6. Мурка – белый прямоугольник
7. Мышка – серый прямоугольник.
Условные заместители к сказке
«Заюшкина избушка»
1. Лиса – оранжевый круг
2. Заяц – белый круг
3. Волк – серый круг
4. Медведь – коричневый круг
5. Петух – красный круг
6. Избушка лисы (ледяная) – голубой квадрат
7. Избушка зайца (лубяная) – коричневый квадрат
Сериационный вид модели к сказке «Репка
Двигательный вид модели к сказке
«Заюшкина избушка»
Слайд 22
Сказка «Волк и семеро козлят»
Сказка «Три поросёнка»
Сказка «Три медведя»
Слайд 23Предметно - схематическая
Условные обозначения: прямоугольник с выемкой – яма; лиса
– круг (оранжевый); козёл
треугольник (серый); хозяин – прямоугольник с
линией (верёвка)
Модель сказки «Лиса и козёл»
Модель составления новой сказки «Лиса и козёл»
Условные обозначения: серый круг — лиса, серый перевернутый треугольник — козел, белые перевернутые треугольники — зайцы, черные круги — бобры, белый квадрат — хрюшка, серый треугольник с волнистой линией, мальчик Петя - прямоугольник с линией.
Образец составленной детьми сказки. Лиса упала в колодец и заманила туда козла. Козел оказался в колодце. Стал он просить помощи. К колодцу подбежали животные: зайцы, бобры, хрюшка, мышка. Они все по очереди пытались достать козла из колодца, но ни чего не получалось. Тогда к колодцу подошёл мальчик Петя с длинной верёвкой в руке и спас козла.
Слайд 24
Сравнительное описание лисы и зайца
Слайд 25Предметно – схематическая модель
используется при описании времён года
Слайд 28Требования к моделям
чётко отражать основные свойства и отношения, которые
являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;
ярко
и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;
быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;
должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель – такая, какую он себе мыслит и представляет;
не нужно злоупотреблять этим методом, использовать его без необходимости, когда свойства и связи предметов лежат на поверхности;
нужно создать такую ситуацию, в которой бы дети
почувствовали необходимость создания модели,
поняли, что без модели им будет трудно.
Слайд 29 Мнемотехникой можно заниматься
с раннего возраста, но рациональнее вводить
ее в занятия с 4-5 лет;
Размер мнемотаблицы зависит от возраста
детей:
- Средний дошкольный возраст – таблицы 3х3
(9 клеток);
- Старший дошкольный возраст – таблицы 4х4
(16 клеток).
Для детей младшего и среднего возраста необходимо давать цветные
мнемотаблицы.
Слайд 30Алгоритм работы с моделями
I этап. Введение элементов схем, символов.
Например, обозначения:
- цвета:
- формы:
- величины:
- действия:
Слайд 31II этап. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах
занятий,
в различных видах деятельности, т.к. у ребёнка не должно
быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области, потому что символ универсален.
III этап. Введение отрицаний.
Например,
- не большой
- не круглый
- не съедобный
Слайд 32IV этап. Сочетание символов, «чтения» цепочки
символов.
V этап. Самостоятельный поиск
детьми изображений, символизирующих какое-либо качество.
Задачей этого этапа является активный
поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.
VI этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
VII этап. Осуществляется перекодирование информации,
т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
VIII этап. Пересказ сказки или рассказ по заданной теме.
В младших группах с помощью воспитателя, в старших самостоятельно.
Слайд 33Этапы работы с мнемотаблицами в младшем и среднем дошкольном возрасте
Этап
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Этап
2. Осуществляется перекодирование информации – преобразование из абстрактных символов в образы.
Этап 3. Пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания. При этом пересказ могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого (на более поздних этапах), или пересказывать вместе с воспитателем (на ранних этапах).
Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка «спряталась» в таблицу? Про кого эта сказка?»
Слайд 34Последовательность обучения старших дошкольников
приемам моделирования.
1 этап.
Цель: научить ребенка
читать модель (мнемотаблицу).
1. Сообщение информации по теме в форме познавательного
рассказа, беседы.
2. Рассматривание готовой мнемотаблицы, составленной по содержанию информации. Расшифровка символов, декодирование информации.
3. Пересказ информации детьми с опорой на мнемотаблицу с помощью и без помощи воспитателя.
4. Графические зарисовки мнемотаблицы по желанию детей.
Слайд 352 этап.
Цель: познакомить с общими моделями кодирования информации о
предметах, объектах и явлениях.
1. Сообщение темы.
2. Рассматривание общей схемы кодирования.
Материалом
для общей схемы является любое обобщающее понятие (игрушки, животные, растения, времена года, строение человека, профессии, птицы, и т.п.)
3. Составление модели информации о конкретном представителе группы с опорой на общую схему (машинка, медведь, ромашка и т.п.)
Моделирование осуществляется под руководством воспитателя с использованием подводящих вопросов: Что обозначает этот знак на общей модели? Что в связи с этим мы можем рассказать о нашем объекте? Как мы это изобразим в нашей модели?
4. Отгадывание загадок - мнемотаблиц, составленных воспитателем
с опорой на общие схемы
(О ком или о чем идет речь?)
Слайд 363 этап.
Цель: научить самостоятельному кодированию полученной информации.
1. Совместное кодирование информации.
Обсуждение вариантов знаков, отображающих то или иное свойство кодируемого объекта.
2.
Самостоятельное придумывание детьми мнемотаблиц по пройденному материалу.
Слайд 374 этап.
Цель: отработать навыки кодирования в разных видах деятельности.
Моделирование
включается в основную часть познавательных занятий как средство активизации всех
детей и в заключительную как средство воспроизведения полученных знаний.
В совместной деятельности дети загадывают друг другу загадки по пройденной теме, читают мини-доклады, выполненные совместно с родителями, с опорой на модель.
Слайд 381 этап (1-2 занятия)
Рассказ с элементами беседы о комаре.
Знакомство с
готовой мнемотаблицей «Комар».
3. Пересказ с опорой на мнемотаблицу
4. Самостоятельное рисование
мнемотаблицы.
Слайд 392 этап ( 3 занятие)
1. Рассматривание общей схемы «Насекомые»
Слайд 402. Составление мнемотаблицы о любом насекомом с использованием символов общей
модели.
3. «Расшифровка» загадок.
Слайд 413 этап
1.Накопление информации о насекомых.
Придумывание собственных условных обозначений.
4 этап.
1.
Использование моделей, «загадок» в различной деятельности.
Слайд 42Метод моделирования можно с успехом применять в любой образовательной области.
Развитие
культурно – гигиенических навыков
Слайд 43Развитие навыков самообслуживания
Слайд 46 Играем с пальчиками
(Развитие мелкой моторики)
Слайд 47Развитие речи
Рассказывание о времени года
Слайд 48Рассказывание о животном и растительном мире
Слайд 50Отгадывание и загадывание загадок
Слайд 54 Составление описательных рассказов
Слайд 57Формирование навыка звукового анализа и синтеза слов
Слайд 58Весна
Перекодирование информации по данной таблице
2. Воспроизведение
материала
мнемотаблицы по памяти
Слайд 59Наступила весна. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает.
Тает
снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь.
На
деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка.
Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы.