Разделы презентаций


Ситуация успеха как фактор взаимоотношен системе учитель - ученик

Содержание

Ситуация успеха

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Ситуация успеха как фактор взаимоотношений в системе «учитель – ученик»

Ситуация успеха как фактор взаимоотношений в системе  «учитель – ученик»

Слайд 2
Ситуация успеха

Ситуация успеха

Слайд 3Схемы взаимоотношений

подчинение, оправданное естественным распределением ролей.
второй тип подчинения

ученика – совершенно не обоснованное и ничем не оплаченное подчинение:

основным в процессе их «работы» было наслаждение властью над подопечными.
Таких учителей ученики и их родители называют «церберами», «мегерами» и т.п.

Схемы взаимоотношенийподчинение, оправданное естественным распределением ролей. второй тип подчинения ученика – совершенно не обоснованное и ничем не

Слайд 4Философское понимание:
Ситуация - есть совокупность условий, обстоятельств, детерминирующих тот

или иной характер деятельности, это определенный этап жизненного пути человека.


Педагогическое понимание:
Ситуация - определенное состояние, часть образова-тельного процесса, характеризующаяся единством деятельности учителя и учащихся (В. А. Павлов).
Психологическое понимание
Ситуация - естественный сегмент социальной жизни, определяющийся вовлеченными в нее людьми, местом действия, сущностью деятельности» (Е. Ю. Коржова).

Философское понимание: Ситуация - есть совокупность условий, обстоятельств, детерминирующих тот или иной характер деятельности, это определенный этап

Слайд 5Два основных подхода:

Первый — ситуация как внешние условия протекания

жизнедеятельности на ее определенном этапе (Д. Магнуссон).

Второй подход — ситуация

как система субъективных и объективных элементов, объединяющихся в жизнедеятельности (Т. Щибутани). При этом выделяются объективные и субъективные ситуации по преобладающей роли внешних обстоятельств или личности.

Два основных подхода: Первый — ситуация как внешние условия протекания жизнедеятельности на ее определенном этапе (Д. Магнуссон). Второй

Слайд 6
Под ситуацией мы понимаем часть воспитательного процесса или системы процессов,

стимулирующую разностороннюю деятельность учащихся, адекватную в определенном отношении разносторонней деятельности

современного человека.
Под ситуацией мы понимаем часть воспитательного процесса или системы процессов, стимулирующую разностороннюю деятельность учащихся, адекватную в определенном

Слайд 7
«Настоятельная необходимость помочь младшим школьникам адаптироваться в окружающей их жизни

наименее болезненным образом — не путем проб и ошибок, подчас

трудно исправляемых, а путем своевременного приобретения необходимых знаний и социального опыта»
(из программы социальной практики, разработанной в Университете педагогического
мастерства г. Санкт‑Петербурга).
«Настоятельная необходимость помочь младшим школьникам адаптироваться в окружающей их жизни наименее болезненным образом — не путем проб

Слайд 8Технология конструирования педагогической ситуации
трансформация культурных объектов из предметной формы

в социально-коммуникативную, организационно-деятельностную, диалогическую или какую-то иную, в которой они

могут быть адекватно присвоены воспитанником;

создание условий для субъективации (присвоения) ребенком некоторой социальной нормы; последнее предполагает определенную логику развития ситуации от внешнего к внутреннему диалогу.

Технология конструирования педагогической ситуации трансформация культурных объектов из предметной формы в социально-коммуникативную, организационно-деятельностную, диалогическую или какую-то иную,

Слайд 9Проектирование воспитательной ситуации (построение ее модели)
представление педагогической цели в виде

ожидаемых вариантов поведения и личностных проявлений воспитанников;
выявление системы личностных состояний

и процессов (мотивационных, интеллектуальных, эмоционально-волевых);
разработка предметного содержания деятельности воспитанников;
построение системы организационно-педагогических действий воспитания;
выявление вариантов развертывания ситуации и системы программ и методик поведения воспитателя в зависимости от варианта развития ситуации.
Проектирование воспитательной ситуации (построение ее модели)представление педагогической цели в виде ожидаемых вариантов поведения и личностных проявлений воспитанников;выявление

Слайд 10целенаправленное создание комплекса внешних условий, способствующих удовлетворению, радости, спектру положительных

эмоций участников педагогического процесса; позитивность и оптимистичность оценивания; разнообразие педагогических

средств, способствующих успеху в деятельности учащихся и учителя; успех как мотив к саморазвитию, самосовершенствованию; организация деятельности учащихся на принципах диалога, мыследеятельности, смыслотворчества.

Ситуация успеха

целенаправленное создание комплекса внешних условий, способствующих удовлетворению, радости, спектру положительных эмоций участников педагогического процесса; позитивность и оптимистичность

Слайд 11процесс осознанного создания субъектами педагогического процесса через взаимодействие нового содержания,

значения чего-либо в окружающей действительности, оценка явлений действительности, своей деятельности,

взаимодействия с позиций своей индивидуальности

Смыслотворчество

процесс осознанного создания субъектами педагогического процесса через взаимодействие нового содержания, значения чего-либо в окружающей действительности, оценка явлений

Слайд 12основа познавательной

деятельности человека,

основа развития мышления

Мыследеятельность

основа познавательной деятельности человека, основа развития мышленияМыследеятельность

Слайд 13УСПЕШНОСТЬ
это способность достичь успеха,
желаемого результата
в какой-либо деятельности

УСПЕШНОСТЬ это способность достичь успеха,желаемого результатав какой-либо деятельности

Слайд 14УСПЕШНЫЙ ЧЕЛОВЕК
имеющий успех, удачливый,

достигающий желаемого

результата.

УСПЕШНЫЙ ЧЕЛОВЕК имеющий успех, удачливый,достигающий желаемого результата.

Слайд 15УСПЕХ
внутренне состояние человека,
возникающее в результате ситуации успеха, переживание радости

от того, что результат, к которому стремились либо превзошел ожидания,

либо совпал с ними.
УСПЕХ внутренне состояние человека,возникающее в результате ситуации успеха, переживание радости от того, что результат, к которому стремились

Слайд 16Факторы, определяющие уровень мотивации достижения успеха
Стремление к успеху
Надежда на

успех

Субъективно оцененная вероятность
достижения успеха

Субъективные эталоны оценки достижения

Факторы, определяющие уровень мотивации достижения успеха Стремление к успехуНадежда на успехСубъективно оцененная вероятностьдостижения успеха Субъективные эталоны оценки

Слайд 17Стремление к успеху


Я очень хочу это сделать
Я вам не

мешаю и вы меня не трогайте

Стремление к успехуЯ очень хочу это сделать Я вам не мешаю и вы меня не трогайте

Слайд 18Надежда на успех


Мне это по силам, я справлюсь, я уверен

в себе
Я не могу это сделать, у меня это

не получается
Надежда на успехМне это по силам, я справлюсь, я уверен в себе Я не могу это сделать,

Слайд 19Вероятность достижения успеха


Все зависит от меня, я источник.

И ситуация, в которой я нахожусь, зависит

от моих влияний.

Я пешка, от меня ничего не зависит. Ситуация определяется не мной, и я не могу ее изменить.

Вероятность достижения успехаВсе зависит от меня, я источник.      И ситуация, в которой

Слайд 20Избегание неудач
Реакция отчужденности
Снижение значимости деятельности

Отторжение всего, что связано с

этой работой

Избегание неудач Реакция отчужденностиСнижение значимости деятельностиОтторжение всего, что связано с этой работой

Слайд 21Люди с социальной нормативной ориентацией
Люди с индивидуальной нормативной ориентацией
Оценивает процесс

работы
Использует индивидуальные формы взаимодействия
Сильных порицает за ухудшения, слабых хвалит

за улучшения

Делает осторожные прогнозы

Анализирует особенности ситуации и свое поведение в ней

Ориентируются на устойчивые характеристики способностей

Делают долговременные прогнозы

Выделяет сильных и всегда хвалит, слабых очень редко

Оценивает результат

Ищет одинаковые решения









Люди с социальной нормативной ориентациейЛюди с индивидуальной нормативной ориентациейОценивает процесс работы Использует индивидуальные формы взаимодействияСильных порицает за

Слайд 22
Человек со сформированной надеждой на успех

Не боится конкуренции
Не боится

ситуаций, в которых нужно себя проявить
Ставит цели средней трудности или

чуть выше

В реализации цели упрям, целеустремленен

Имеет устойчивую, реалистическую самооценку

Причины неудач видит в самом себе

Обязательно проводит анализ полученного результата

Человек со сформированной надеждой на успех Не боится конкуренцииНе боится ситуаций, в которых нужно себя проявитьСтавит цели

Слайд 23
Избегает ситуаций, в которых нужно себя проявить
Человек в ситуации избегания

неудач

Боится конкуренции
Ставит очень высокие или слишком простые цели
Трудности не

преодолевает, а уходит от них

Неудачу объясняет плохими личными способностями

Избегает ситуаций, в которых нужно себя проявитьЧеловек в ситуации избегания неудач Боится конкуренцииСтавит очень высокие или слишком

Слайд 24Традиционные типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.
ХОЛЕРИКИ.
Положительные личностные
характеристики:
энергичность,
увлеченность,

пытливость,
трудоспособность,
целеустремленность,
возможность влиять на других,
не выносят состояния


бездействия, не страшатся перегрузок.


Проблемное поле: горячность,
невыдержанность,
нетерпеливость, конфликтность,
затруднения в переключении
Внимания, склонность к бурным
эмоциональным вспышкам, смене
настроения, демонстрируют свое
отношение к антипатичным
Людям, вызывающе ведут себя,
если что-то угрожает их
независимости, занимают
внутреннюю позицию
превосходства, привычка
упрямиться



Традиционные типы темперамента:  холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.ХОЛЕРИКИ.Положительные личностныехарактеристики: энергичность, увлеченность, пытливость, трудоспособность, целеустремленность, возможность влиять на

Слайд 25Психолого-педагогические рекомендации:
удержание от чрезмерной траты энергии, учет склонности к


изменению своих решений и увлечений, учет склонности к
общению с

новыми людьми, требование лучшей
сосредоточенности, внимания на собственных действиях,
поддержание интереса к занятиям, такт и помощь в
постановке перспективных целей, обеспечение поля
деятельности, которое поглощало бы избыток сил и создавало
бы обилие целей, подбор товарищей, логическое требование,
частые беседы с целью дать возможность «выплеснуть»
эмоции.
Холерики плохо «уживаются с меланхоликами и холериками, группируются с флегматиками и сангвиниками.



Психолого-педагогические рекомендации: удержание от чрезмерной траты энергии, учет склонности к изменению своих решений и увлечений, учет склонности

Слайд 26САНГВИНИКИ
Положительные личностные характеристики: мобильность, оптимизм, трудоспособность, легко устанавливают деловой и

эмоциональный контакт, не остаются без ближайшего друга, часто (мальчики) входят

в состав нескольких групп одновременно.



Проблемное поле:
легкомыслие,
поверхностность, внушаемы
более чем остальные,
бахвалятся, приобщённость к
взрослой жизни, не переносят
эмоциональных перегрузок,
случается состояние
эмоционального
перенапряжения


САНГВИНИКИ Положительные личностные характеристики: мобильность, оптимизм, трудоспособность, легко устанавливают деловой и эмоциональный контакт, не остаются без ближайшего

Слайд 27Психолого-педагогические рекомендации:
учет легкости приспособления к изменяющимся
условиям и обстоятельствам,

опора на
предрасположенность к высокой переключаемости
внимания, использование расположения к

лидерству и
руководству, коллективными действиями, прибегают к
упрямству, приспособляемость в коллективе дискомфорта,
обнаруживают эффективность, бравируют недостатками,
изменчивость настроения, учет склонности к общению с
новыми людьми.
Сангвиники дружат при лидере-холерике с флегматиками, лидере-меланхолике - с флегматиками, в отсутствии лидеров - с флегматиками и меланхоликами, не дружат с себе подобными.



Психолого-педагогические рекомендации: учет легкости приспособления к изменяющимся условиям и обстоятельствам, опора на предрасположенность к высокой переключаемости внимания,

Слайд 28МЕЛАНХОЛИКИ.
Положительные личностные
характеристики: высокая
чувствительность, мягкость,
доброжелательность (не
всегда), склонность

к
самоанализу, уделяет много
времени восприятию самих
себя, не любят

заискивания,
авансирование успеха.

Проблемное поле: не в меру
эмоционально ранимы,
неуверенность в себе
мнительность,неустойчивость
внимания, заниженная само
оценка, подозрительны,
вследствие чего обрекают
себя на психологическое
одиночество, с трудом
осваиваются в новых
коллективах, в ситуации,
чреватой утратой
независимости ведут себя
открыто, вызывающе…



МЕЛАНХОЛИКИ. Положительные личностные характеристики: высокая чувствительность, мягкость, доброжелательность (не всегда), склонность к самоанализу, уделяет много времени восприятию

Слайд 29Психолого-педагогические рекомендации:
мягкое, тактичное, чуткое отношение, поддержание бодрого
настроения, внушение

уверенности, помощь в принятии и
исполнении ответственных решений, ободрение при

неудачах,
Подбадривание, предпочтение воздействия похвалой, учет
склонности к ограниченному общению с новыми людьми,
Включение в жизнь коллектива через подбор товарищей,
постепенно ставить легко преодолимые барьеры,
поручать временные дела, которые могут проявить
самостоятельность, включать в спортивную деятельность, что
может одержать победу над нерешительностью.

Меланхолики группируются при отсутствии лидеров с флегматиками, сангвиниками, при лидере-сангвинике - с флегматиками



Психолого-педагогические рекомендации: мягкое, тактичное, чуткое отношение, поддержание бодрого настроения, внушение уверенности, помощь в принятии и исполнении ответственных

Слайд 30ФЛЕГМАТИКИ
Положительные личностные характеристики: не
участвуют в конфликтах,
уравновешены, в меру


самолюбивы и
самокритичны, с трудом
заводят, но легко
поддерживают
знакомство,

устойчивость,
постоянство, надежность,
терпеливость

Проблемное поле: Позже всех
созревают физиологически, не
берут на себя миссию лидера,
Медлительность, некоммуни-
кабельность, социальный
инфантилизм, попадает под
влияние более инициативных
Людей, лень


ФЛЕГМАТИКИ Положительные личностные характеристики: не участвуют в конфликтах, уравновешены, в меру самолюбивы и самокритичны, с трудом заводят,

Слайд 31Психолого-педагогические рекомендации:
повышенная требовательность за выполнение
заданий, поощрение проявлений самостоятельности

и
активности, опора на предрасположенность к
спокойным и расчетливым действиям

в «горячей»
обстановке, воздействие не только похвалой, но и
порицанием, дополнительное стимулирование,
побуждение к предварительному планированию своих
действий, не добиваться немедленного выполнения
требований, дать время и возможность примириться с
необходимостью выполнить действие, проведение
занятий с высокой нагрузкой.
Группируются при лидере-холерике, лидере-меланхолике - с сангвиниками, при лидере-сангвинике - с меланхоликами.




Психолого-педагогические рекомендации: повышенная требовательность за выполнение заданий, поощрение проявлений самостоятельности и активности, опора на предрасположенность к спокойным

Слайд 324 установки ребенка по отношению к родителям и самому себе:

Я нужен,

любим и люблю вас тоже;
Я нужен и любим, а вы

существуете ражи меня;
Я не любим, но я от всей души желаю приблизиться к вам;
Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое.

4 установки ребенка по отношению к родителям и самому себе:Я нужен, любим и люблю вас тоже;Я нужен и

Слайд 33Типы отношений ребенка к родителям:
дорожит семейными отношениями;
родители авторитетны;
относится безразлично;
относится пренебрежительно;
остро

переживает семейную драму;
тяготеет к одному из членов семьи.

Типы отношений ребенка к родителям: дорожит семейными отношениями;родители авторитетны;относится безразлично;относится пренебрежительно;остро переживает семейную драму;тяготеет к одному из

Слайд 34Способы и приемы создания ситуации успеха.
Установление психологического контакта (вербального, невербального),

создание атмосферы доверия (доброжелательности): улыбка, обращение по имени, поглаживание, доброжелательный

визуальный контакт, фразы типа:
«Я рада тебя видеть»;
«Мне приятно общаться с тобой»;
«Как хорошо, что мы встретились» и т.д., все то, что можно отнести к «психологическому поглаживанию», постоянное проявление интереса ученику, сопереживание ему.
Способы и приемы создания ситуации успеха. Установление психологического контакта (вербального, невербального), создание атмосферы доверия (доброжелательности): улыбка, обращение

Слайд 35

Снятие чувства страха, освобождение психологического зажима: «Ничего страшного, если не

получится, поищем другой способ...».

Четкая инструкция, совет, как лучше выполнить планируемое,

скрытая помощь:
«Я полагаю, что удобнее было бы сделать... »; «Я знаю, что обычно начинают с... »;
«Достаточно вспомнить вот эту часть и... »;
«Я бы начала с... »;
«Может быть, попробуешь...»;
«Я думаю, ты не забудешь о... »;
«Я прямо не дождусь, как появится вот эта деталь...
Снятие чувства страха, освобождение психологического зажима: «Ничего страшного, если не получится, поищем другой способ...».Четкая инструкция, совет, как

Слайд 36

 Авансирование личности, провозглашение ее достоинств.
Авансирование в присутствии коллектива мобилизует активность

ребенка, он прикладывает максимум усилий, чтобы оправдать данную ему характеристику:
«У

тебя это получится непременно»;
«Конечно, ты это сделаешь, потому что ты (называется достоинство)»;
«Твой сильный характер не боится неудач»

 Авансирование личности, провозглашение ее достоинств.Авансирование в присутствии коллектива мобилизует активность ребенка, он прикладывает максимум усилий, чтобы оправдать

Слайд 37


Использование приема положительного подкрепления:
переключение внимания ребенка с себя на дело

путем усиления его социальной значимости:
«Это нам необходимо»;
«Это очень важно

для нашей работы»;
«Наше дело зависит от твоей работы» Использование приема персональной исключительности:
«Только ты и можешь...»;
«Никто, кроме тебя... »;
«Именно ты способен это сделать...»

Использование приема положительного подкрепления:переключение внимания ребенка с себя на дело путем усиления его социальной значимости: «Это нам

Слайд 38

Педагогическое внушение (через интонацию, пластику, мимику),
передает веру в успех и

дает импульсы к действию:
«Начинай же!»;
«Смелее, смелее!»;
«У тебя получится...»

Педагогическая оценка результата:

оценивание не человека, а деятельности, отношения ребенка к ней; позитивное оценивание, использование приема деятельной оценки, т.е. похвалить зато, что получилось хорошо. Вселение веры ребенку в его будущие успехи: «Вот видишь, у тебя получилось. В следующий раз ты сможешь выполнить более сложное задание».


Педагогическое внушение (через интонацию, пластику, мимику),передает веру в успех и дает импульсы к действию:«Начинай же!»;«Смелее, смелее!»;«У тебя

Слайд 39Неожиданная радость
Это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика

превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, как считает А.

Белкин, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя.
Некоторые приемы «неожиданной» радости:
Прием «Лестница» или «Встань в строй». Речь идет о ситуациях, когда учитель ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.
Прием «Даю шанс». Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности.
Прием «Исповедь» или «Когда учитель плачет». Этот прием можно применять в тех случаях, когда есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание, породит ответный оклик.
Неожиданная радостьЭто чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения,

Слайд 40Общая радость
Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг

нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем

или спонтанной, заметной или незаметной.

Прием «Следуй за нами». Смысл состоит в том, чтобы
разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность
обрести радость признания в себе интеллектуальных сил.
Реакция окружающих будет служить для него одновременно и
сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом
усилий.
Прием “Эмоциональный всплеск” или “Ты так высоко взлетел”
Прием “Обмен ролями” или о пользе занятий, которые ведутся неправильно.
Прием «Заражение» или «Где это видано, где это слыхано».


Общая радость	Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может

Слайд 41Радость познания
Нужно вспомнить о мотивах – внутреннего побудителя к деятельности,

отражающего потребности личности.

Прием «Эврика». ». Суть состоит в том, чтобы

создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности.
Прием «Линия горизонта». Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами
Радость познанияНужно вспомнить о мотивах – внутреннего побудителя к деятельности, отражающего потребности личности.Прием «Эврика». ». Суть состоит

Слайд 42Выполнила:
Учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 294
Зарубина Н.О.

Выполнила:  Учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 294 Зарубина Н.О.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика