Слайд 1Ситуация успеха как фактор взаимоотношений в системе
«учитель – ученик»
Слайд 3Схемы взаимоотношений
подчинение, оправданное естественным распределением ролей.
второй тип подчинения
ученика – совершенно не обоснованное и ничем не оплаченное подчинение:
основным в процессе их «работы» было наслаждение властью над подопечными.
Таких учителей ученики и их родители называют «церберами», «мегерами» и т.п.
Слайд 4Философское понимание:
Ситуация - есть совокупность условий, обстоятельств, детерминирующих тот
или иной характер деятельности, это определенный этап жизненного пути человека.
Педагогическое понимание:
Ситуация - определенное состояние, часть образова-тельного процесса, характеризующаяся единством деятельности учителя и учащихся (В. А. Павлов).
Психологическое понимание
Ситуация - естественный сегмент социальной жизни, определяющийся вовлеченными в нее людьми, местом действия, сущностью деятельности» (Е. Ю. Коржова).
Слайд 5Два основных подхода:
Первый — ситуация как внешние условия протекания
жизнедеятельности на ее определенном этапе (Д. Магнуссон).
Второй подход — ситуация
как система субъективных и объективных элементов, объединяющихся в жизнедеятельности (Т. Щибутани). При этом выделяются объективные и субъективные ситуации по преобладающей роли внешних обстоятельств или личности.
Слайд 6
Под ситуацией мы понимаем часть воспитательного процесса или системы процессов,
стимулирующую разностороннюю деятельность учащихся, адекватную в определенном отношении разносторонней деятельности
современного человека.
Слайд 7
«Настоятельная необходимость помочь младшим школьникам адаптироваться в окружающей их жизни
наименее болезненным образом — не путем проб и ошибок, подчас
трудно исправляемых, а путем своевременного приобретения необходимых знаний и социального опыта»
(из программы социальной практики, разработанной в Университете педагогического
мастерства г. Санкт‑Петербурга).
Слайд 8Технология конструирования педагогической ситуации
трансформация культурных объектов из предметной формы
в социально-коммуникативную, организационно-деятельностную, диалогическую или какую-то иную, в которой они
могут быть адекватно присвоены воспитанником;
создание условий для субъективации (присвоения) ребенком некоторой социальной нормы; последнее предполагает определенную логику развития ситуации от внешнего к внутреннему диалогу.
Слайд 9Проектирование воспитательной ситуации (построение ее модели)
представление педагогической цели в виде
ожидаемых вариантов поведения и личностных проявлений воспитанников;
выявление системы личностных состояний
и процессов (мотивационных, интеллектуальных, эмоционально-волевых);
разработка предметного содержания деятельности воспитанников;
построение системы организационно-педагогических действий воспитания;
выявление вариантов развертывания ситуации и системы программ и методик поведения воспитателя в зависимости от варианта развития ситуации.
Слайд 10целенаправленное создание комплекса внешних условий, способствующих удовлетворению, радости, спектру положительных
эмоций участников педагогического процесса; позитивность и оптимистичность оценивания; разнообразие педагогических
средств, способствующих успеху в деятельности учащихся и учителя; успех как мотив к саморазвитию, самосовершенствованию; организация деятельности учащихся на принципах диалога, мыследеятельности, смыслотворчества.
Ситуация успеха
Слайд 11процесс осознанного создания субъектами педагогического процесса через взаимодействие нового содержания,
значения чего-либо в окружающей действительности, оценка явлений действительности, своей деятельности,
взаимодействия с позиций своей индивидуальности
Смыслотворчество
Слайд 12основа познавательной
деятельности человека,
основа развития мышления
Мыследеятельность
Слайд 13УСПЕШНОСТЬ
это способность достичь успеха,
желаемого результата
в какой-либо деятельности
Слайд 14УСПЕШНЫЙ ЧЕЛОВЕК
имеющий успех, удачливый,
достигающий желаемого
результата.
Слайд 15УСПЕХ
внутренне состояние человека,
возникающее в результате ситуации успеха, переживание радости
от того, что результат, к которому стремились либо превзошел ожидания,
либо совпал с ними.
Слайд 16Факторы, определяющие уровень мотивации достижения успеха
Стремление к успеху
Надежда на
успех
Субъективно оцененная вероятность
достижения успеха
Субъективные эталоны оценки достижения
Слайд 17Стремление к успеху
Я очень хочу это сделать
Я вам не
мешаю и вы меня не трогайте
Слайд 18Надежда на успех
Мне это по силам, я справлюсь, я уверен
в себе
Я не могу это сделать, у меня это
не получается
Слайд 19Вероятность достижения успеха
Все зависит от меня, я источник.
И ситуация, в которой я нахожусь, зависит
от моих влияний.
Я пешка, от меня ничего не зависит. Ситуация определяется не мной, и я не могу ее изменить.
Слайд 20Избегание неудач
Реакция отчужденности
Снижение значимости деятельности
Отторжение всего, что связано с
этой работой
Слайд 21Люди с социальной нормативной ориентацией
Люди с индивидуальной нормативной ориентацией
Оценивает процесс
работы
Использует индивидуальные формы взаимодействия
Сильных порицает за ухудшения, слабых хвалит
за улучшения
Делает осторожные прогнозы
Анализирует особенности ситуации и свое поведение в ней
Ориентируются на устойчивые характеристики способностей
Делают долговременные прогнозы
Выделяет сильных и всегда хвалит, слабых очень редко
Оценивает результат
Ищет одинаковые решения
Слайд 22
Человек со сформированной надеждой на успех
Не боится конкуренции
Не боится
ситуаций, в которых нужно себя проявить
Ставит цели средней трудности или
чуть выше
В реализации цели упрям, целеустремленен
Имеет устойчивую, реалистическую самооценку
Причины неудач видит в самом себе
Обязательно проводит анализ полученного результата
Слайд 23
Избегает ситуаций, в которых нужно себя проявить
Человек в ситуации избегания
неудач
Боится конкуренции
Ставит очень высокие или слишком простые цели
Трудности не
преодолевает, а уходит от них
Неудачу объясняет плохими личными способностями
Слайд 24Традиционные типы темперамента:
холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.
ХОЛЕРИКИ.
Положительные личностные
характеристики:
энергичность,
увлеченность,
пытливость,
трудоспособность,
целеустремленность,
возможность влиять на других,
не выносят состояния
бездействия, не страшатся перегрузок.
Проблемное поле: горячность,
невыдержанность,
нетерпеливость, конфликтность,
затруднения в переключении
Внимания, склонность к бурным
эмоциональным вспышкам, смене
настроения, демонстрируют свое
отношение к антипатичным
Людям, вызывающе ведут себя,
если что-то угрожает их
независимости, занимают
внутреннюю позицию
превосходства, привычка
упрямиться
Слайд 25Психолого-педагогические рекомендации:
удержание от чрезмерной траты энергии, учет склонности к
изменению своих решений и увлечений, учет склонности к
общению с
новыми людьми, требование лучшей
сосредоточенности, внимания на собственных действиях,
поддержание интереса к занятиям, такт и помощь в
постановке перспективных целей, обеспечение поля
деятельности, которое поглощало бы избыток сил и создавало
бы обилие целей, подбор товарищей, логическое требование,
частые беседы с целью дать возможность «выплеснуть»
эмоции.
Холерики плохо «уживаются с меланхоликами и холериками, группируются с флегматиками и сангвиниками.
Слайд 26САНГВИНИКИ
Положительные личностные характеристики: мобильность, оптимизм, трудоспособность, легко устанавливают деловой и
эмоциональный контакт, не остаются без ближайшего друга, часто (мальчики) входят
в состав нескольких групп одновременно.
Проблемное поле:
легкомыслие,
поверхностность, внушаемы
более чем остальные,
бахвалятся, приобщённость к
взрослой жизни, не переносят
эмоциональных перегрузок,
случается состояние
эмоционального
перенапряжения
Слайд 27Психолого-педагогические рекомендации:
учет легкости приспособления к изменяющимся
условиям и обстоятельствам,
опора на
предрасположенность к высокой переключаемости
внимания, использование расположения к
лидерству и
руководству, коллективными действиями, прибегают к
упрямству, приспособляемость в коллективе дискомфорта,
обнаруживают эффективность, бравируют недостатками,
изменчивость настроения, учет склонности к общению с
новыми людьми.
Сангвиники дружат при лидере-холерике с флегматиками, лидере-меланхолике - с флегматиками, в отсутствии лидеров - с флегматиками и меланхоликами, не дружат с себе подобными.
Слайд 28МЕЛАНХОЛИКИ.
Положительные личностные
характеристики: высокая
чувствительность, мягкость,
доброжелательность (не
всегда), склонность
к
самоанализу, уделяет много
времени восприятию самих
себя, не любят
заискивания,
авансирование успеха.
Проблемное поле: не в меру
эмоционально ранимы,
неуверенность в себе
мнительность,неустойчивость
внимания, заниженная само
оценка, подозрительны,
вследствие чего обрекают
себя на психологическое
одиночество, с трудом
осваиваются в новых
коллективах, в ситуации,
чреватой утратой
независимости ведут себя
открыто, вызывающе…
Слайд 29Психолого-педагогические рекомендации:
мягкое, тактичное, чуткое отношение, поддержание бодрого
настроения, внушение
уверенности, помощь в принятии и
исполнении ответственных решений, ободрение при
неудачах,
Подбадривание, предпочтение воздействия похвалой, учет
склонности к ограниченному общению с новыми людьми,
Включение в жизнь коллектива через подбор товарищей,
постепенно ставить легко преодолимые барьеры,
поручать временные дела, которые могут проявить
самостоятельность, включать в спортивную деятельность, что
может одержать победу над нерешительностью.
Меланхолики группируются при отсутствии лидеров с флегматиками, сангвиниками, при лидере-сангвинике - с флегматиками
Слайд 30ФЛЕГМАТИКИ
Положительные личностные характеристики: не
участвуют в конфликтах,
уравновешены, в меру
самолюбивы и
самокритичны, с трудом
заводят, но легко
поддерживают
знакомство,
устойчивость,
постоянство, надежность,
терпеливость
Проблемное поле: Позже всех
созревают физиологически, не
берут на себя миссию лидера,
Медлительность, некоммуни-
кабельность, социальный
инфантилизм, попадает под
влияние более инициативных
Людей, лень
Слайд 31Психолого-педагогические рекомендации:
повышенная требовательность за выполнение
заданий, поощрение проявлений самостоятельности
и
активности, опора на предрасположенность к
спокойным и расчетливым действиям
в «горячей»
обстановке, воздействие не только похвалой, но и
порицанием, дополнительное стимулирование,
побуждение к предварительному планированию своих
действий, не добиваться немедленного выполнения
требований, дать время и возможность примириться с
необходимостью выполнить действие, проведение
занятий с высокой нагрузкой.
Группируются при лидере-холерике, лидере-меланхолике - с сангвиниками, при лидере-сангвинике - с меланхоликами.
Слайд 324 установки ребенка по отношению к родителям и самому себе:
Я нужен,
любим и люблю вас тоже;
Я нужен и любим, а вы
существуете ражи меня;
Я не любим, но я от всей души желаю приблизиться к вам;
Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое.
Слайд 33Типы отношений ребенка к родителям:
дорожит семейными отношениями;
родители авторитетны;
относится безразлично;
относится пренебрежительно;
остро
переживает семейную драму;
тяготеет к одному из членов семьи.
Слайд 34Способы и приемы создания ситуации успеха.
Установление психологического контакта (вербального, невербального),
создание атмосферы доверия (доброжелательности): улыбка, обращение по имени, поглаживание, доброжелательный
визуальный контакт, фразы типа:
«Я рада тебя видеть»;
«Мне приятно общаться с тобой»;
«Как хорошо, что мы встретились» и т.д., все то, что можно отнести к «психологическому поглаживанию», постоянное проявление интереса ученику, сопереживание ему.
Слайд 35
Снятие чувства страха, освобождение психологического зажима: «Ничего страшного, если не
получится, поищем другой способ...».
Четкая инструкция, совет, как лучше выполнить планируемое,
скрытая помощь:
«Я полагаю, что удобнее было бы сделать... »; «Я знаю, что обычно начинают с... »;
«Достаточно вспомнить вот эту часть и... »;
«Я бы начала с... »;
«Может быть, попробуешь...»;
«Я думаю, ты не забудешь о... »;
«Я прямо не дождусь, как появится вот эта деталь...
Слайд 36
Авансирование личности, провозглашение ее достоинств.
Авансирование в присутствии коллектива мобилизует активность
ребенка, он прикладывает максимум усилий, чтобы оправдать данную ему характеристику:
«У
тебя это получится непременно»;
«Конечно, ты это сделаешь, потому что ты (называется достоинство)»;
«Твой сильный характер не боится неудач»
Слайд 37
Использование приема положительного подкрепления:
переключение внимания ребенка с себя на дело
путем усиления его социальной значимости:
«Это нам необходимо»;
«Это очень важно
для нашей работы»;
«Наше дело зависит от твоей работы» Использование приема персональной исключительности:
«Только ты и можешь...»;
«Никто, кроме тебя... »;
«Именно ты способен это сделать...»
Слайд 38
Педагогическое внушение (через интонацию, пластику, мимику),
передает веру в успех и
дает импульсы к действию:
«Начинай же!»;
«Смелее, смелее!»;
«У тебя получится...»
Педагогическая оценка результата:
оценивание не человека, а деятельности, отношения ребенка к ней; позитивное оценивание, использование приема деятельной оценки, т.е. похвалить зато, что получилось хорошо. Вселение веры ребенку в его будущие успехи: «Вот видишь, у тебя получилось. В следующий раз ты сможешь выполнить более сложное задание».
Слайд 39Неожиданная радость
Это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика
превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, как считает А.
Белкин, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя.
Некоторые приемы «неожиданной» радости:
Прием «Лестница» или «Встань в строй». Речь идет о ситуациях, когда учитель ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.
Прием «Даю шанс». Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности.
Прием «Исповедь» или «Когда учитель плачет». Этот прием можно применять в тех случаях, когда есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание, породит ответный оклик.
Слайд 40Общая радость
Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг
нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем
или спонтанной, заметной или незаметной.
Прием «Следуй за нами». Смысл состоит в том, чтобы
разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность
обрести радость признания в себе интеллектуальных сил.
Реакция окружающих будет служить для него одновременно и
сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом
усилий.
Прием “Эмоциональный всплеск” или “Ты так высоко взлетел”
Прием “Обмен ролями” или о пользе занятий, которые ведутся неправильно.
Прием «Заражение» или «Где это видано, где это слыхано».
Слайд 41Радость познания
Нужно вспомнить о мотивах – внутреннего побудителя к деятельности,
отражающего потребности личности.
Прием «Эврика». ». Суть состоит в том, чтобы
создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности.
Прием «Линия горизонта». Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами
Слайд 42Выполнила:
Учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 294
Зарубина Н.О.