Слайд 1«Совершенствование педагогического мастерства тренера-преподавателя через самообразовательную деятельность»
Инструктор-методист МБОУ ДОД «ДЮСШ»
Алексеева В.В.
Слайд 3Ты никогда не будешь знать достаточно,
если не будешь знать больше,
чем достаточно
У.Блейк
САМООБРАЗОВАНИЕ –
целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью;
приобретение систематических знаний
в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.
В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала
Слайд 4
Принципы самообразования:
Добровольность
Сознательность
Целенаправленность и целеустремленность
Научность
Сочетание теории с практикой
Систематичность
Управляемость и контролируемость самим человеком
Слайд 5Цели самообразования:
Самоцельное самообразование – это определенный вид деятельность, который провоцирует и
создает мотивы у человека для устойчивого интереса и освоения знаний:
ПК, астрономии, психологии и др.
Попутное самообразование. Занимаясь целенаправленной деятельностью, человек узнаёт что-то новое, позволяющее ему использовать эти знания и умения дальше.
Слайд 6Мотивы, побуждающие тренера-преподавателя к самообразованию:
Ежедневная работа с информацией.
Готовясь к учебно-тренировочному
занятию, к соревнованиям, выступлению, родительскому собранию и др. у тренера-преподавателя
возникает необходимость поиска и анализа новой информации
Стремительный рост современной науки.
Особенно психологии и педагогики.
Изменения, происходящие в жизни общества.
Эти изменения в первую очередь отражаются на обучающихся, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ тренера как «несовременного человека»
Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в спортивную школу, просят определить его к "лучшему" тренеру-преподавателю. Квалифицированный тренер-преподаватель в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки.
Общественное мнение. Тренеру-преподавателю не безразлично, считают его "хорошим" или "плохим". Никто не хочет быть плохим тренером-преподавателем!
- Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства тренера-преподавателя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.
Слайд 7Формы самообразования тренеров-преподавателей:
Все формы самообразования можно условно поделить на две
группы:
В индивидуальной форме инициатором является сам тренер-преподаватель, однако руководители методических
и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс.
Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим тренером-преподавателем.
Слайд 8Формы организации самообразования
1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.
Главное достоинство такой
формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а
также возможность обмена опытом между коллегами.
2. Получение второго высшего образования или второй специальности.
Главные достоинства такой формы самообразования: возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор;
Слайд 9
3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.
Главные достоинства такой формы самообразования:возможность пройти их в удобное
для педагогов время; возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.
4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:
научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;
посещение учебно-тренировочных занятий своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов тренировочного процесса;
теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм учебно-тренировочных занятий, внеклассных мероприятий.
5. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования педагогов.
Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.
Слайд 10Составляющие процесса самообразования тренера-преподавателя:
Слайд 13ФАКТОРЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ САМОРАЗВИТИЮ
- Недостаток времени;
- Состояние здоровья;
- Разочарование в результатах
имевшихся ранее неудач;
- Недостаточная поддержка со стороны администрации;
- Собственная инерция.
Слайд 14ФАКТОРЫ, СТИМУЛИРУЮЩИЕ САМОРАЗВИТИЕ
Интерес к работе;
Возрастающая ответственность за результаты труда;
Пример коллег;
Новизна
деятельности;
Обучение на курсах;
Пример и влияние администрации;
Организация методической работы;
Возможность получения признания
в коллективе.
Слайд 15Вывод:
Современный тренер-преподаватель - это профессионал и личность одновременно. Он не
просто занимает рабочее место, но и украшает своим личным отношением
то, что составляет смысл его работы. Тренер-преподаватель постоянно должен саморазвиваться как в профессиональном, так и в личностном плане. Так как самообразование составляет основу успешности тренера в современных условиях, улучшает качество его учебно-тренировочной деятельности, а так же приносит положительные результаты на соревнованиях различного уровня.