Слайд 1Современные образовательные технологии в ДОУ
Представил воспитатель
Мезенцева Наталья Владимировна
«Чапаевский губернский колледж
им.О.Колычева»
Слайд 2 Технология
- это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле,
мастерстве, искусстве
(толковый словарь)
Слайд 3Понятие
Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения
всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и
человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Слайд 4Понятие
Образовательной технологией будем называть комплекс, состоящий из:
• некоторого представления
планируемых результатов обучения,
• средств диагностики текущего состояния обучаемых,
•
набора моделей обучения,
• критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.
Слайд 5 Особенности образовательных технологий
Целеполагание как планируемые
результаты обучения
Диагностика
Деятельностный подход
Принцип построения – укрупнение дидактической единицы
Разнообразные формы организации
занятий
Методика преподавания
Слайд 6Здоровьесберегающие технологии
– это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или
культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения
ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Слайд 7Классификация здоровьесберегающих технологий
медико-профилактические
физкультурно-оздоровительные
образовательные
обеспечения социально-психологического благополучия ребенка
здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов
сохранения и
стимулирования здоровья
обучения здоровому образу жизни
коррекционные
педагогическая технология активной сенсорно-развивающей среды
Слайд 8
Формы организации
здоровьесберегающей работы
Слайд 10Игровые технологии
Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр.
Этапы технологии:
1 этап:
Обогащение представлений о
той сфере действительности, которую ребёнок будет отражать в игре (наблюдения,
рассказы, беседы о впечатлениях). Важно знакомить ребёнка с людьми, их деятельностью, отношениями.
2 этап:
Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре»).
Определение ситуации взаимодействия людей, придумывание и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры;
Создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателями, детского коллекционирования, совместная игровая деятельность воспитателя с детьми;
3 этап: Самостоятельная игровая деятельность детей; организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого ребёнок разговаривает
Слайд 12Классификация игр
(ФГОС)
Сюжетная игра
Цель: овладения ребенком двойной системой средств построения игровой
деятельности.
Задачи: поэтапная передача детям постепенно усложняющихся способов построения игры.
Игра с
правилами
Цель: овладения ребенком системой средств построения игровой деятельности.
Задачи: поэтапная передача детям постепенно усложняющихся способов построения игры.
Игра с правилами на физическую компетенцию
Игра с правилами на удачу
Игра с правилами на умственную компетенцию
Слайд 13
Игра с правилами на физическую компетенцию
1) Игры с
параллельными действиями играющих
2) Игры с поочередными действиями играющих
3) Игры, в
которых ведущий не принимает непосредственного участия в игре
4) Игры, в которых ведущий выполняет не только сигнализирующую функцию, но и параллельно участвует в игре
5) Игры, в которых ребенок выполняет роль ведущего и водящего.
Слайд 14Классификация игр (ФГОС)
Виды деятельности
Продуктивная деятельность
Цель: овладения ребенком репрезентирующими (моделирующими)
видами деятельности.
Работа по образцам
Работа с незавершенными продуктами
Работа по графическим схемам
Работа
по словесному описанию цели
Познавательно-исследовательская деятельность
Слайд 15
Технология развивающего обучения
Развивающее обучение - направление в теории и практике
образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников,
путём использования их потенциальных возможностей. Это мотивация на конкретное действия, на познание, на новое.
(Развивающая среда ДОУ, программы ДОУ.)
Слайд 16Технология проектной деятельности
Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с
определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических
задач по любому, направлению содержания образования.
Слайд 17Технология проектной деятельности
I этап разработки проекта – целеполагание: воспитатель
выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается
гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.
II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели.
III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят.
IV этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.
Слайд 18Технология исследовательской деятельности
Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой
деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся
на базе исследовательского поведения.
Слайд 19Технология исследовательской деятельности
Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и
интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:
опыты (экспериментирование) — освоение
причинно-следственных связей и отношений;
коллекционирование (классификационная работа) — освоение родовидовых отношений;
путешествие по карте — освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира);
путешествие по «реке времени» — освоение временных отношений (представления об историческом времени — от прошлого к настоящему).
Слайд 20Технология исследовательской деятельности
Содержание познавательно-исследовательской деятельности
Опыты (экспериментирование). Состояние
и превращение вещества. Движение воздуха, воды.
Свойства почвы и минералов.
Условия жизни растений.
Коллекционирование (классификационная работа)
Виды растений. Виды животных. Виды строительных сооружений. Виды транспорта. Виды профессий
Путешествие по карте
Стороны света. Рельефы местности. Природные ландшафты и их обитатели.
Части света, их природные и культурные «метки»-символы
Путешествие по «реке времени»
Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды). История жилища и благоустройства.
Слайд 21Технология проблемного обучения
Существуют четыре уровня проблемности в обучении:
1. Воспитатель
сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном
слушании и обсуждении детьми.
2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)
В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.
Слайд 22Технология «Портфолио дошкольника»
Портфолио имеет свою структуру, состоит из разделов.
Ряд авторов предлагают собственную структуру и содержание портфолио ребенка дошкольного
возраста. Так, И. Руденко предлагает примерное содержание этих разделов, которое заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.
Слайд 23Технология «Портфолио дошкольника»
Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается
фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно
ввести рубрику «Я люблю...» («Мне нравится...», «Обожаю, когда...»), в которой будут записаны ответы ребенка.
Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».
Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.
Раздел 4 «Я мечтаю...». В разделе фиксируются высказысвания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел быть...», «Я жду, когда...», «Я вижу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».
Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).
Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).
Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомендации родителям от воспитателей и всех специалистов, работающих с ребенком.
Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ.
Слайд 24ТРИЗ технология
Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет
воспитывать и обучать ребенка под девизом « Творчество во всем».
Целью
использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
Слайд 25
Технология разноуровневого обучения
это педагогическая технология организации процесса, в рамках которого
предполагается разный уровень усвоения учебного материала. То есть глубина и
сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому воспитаннику овладевать учебным материалом на разном уровне , но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника.
Основу технологии разноуровневого обучения составляют:
психолого-педагогическая диагностика воспитанника;
сетевое планирование;
разноуровневый дидактический материал.
Слайд 26Информационно-коммуникационные технологии
ИКТ в работе
современного педагога
1. Подбор иллюстративного материала к НОД и для оформления
стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к НОД, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Слайд 27
Технология интегрированного обучения
Интегрированная НОД отличается от традиционной использованием межпредметных связей,
предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов.
Интегрирование - соединяет знания
из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решается несколько задач развития. В форме интегрированной НОД лучше проводить обобщение материала, презентации тем, итоговые мероприятия.