Слайд 1Современные технологии развития игровой деятельности воспитанников дошкольных образовательных организаций
Слайд 2«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда
опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком ранее"
В.А. Сухомлинский
Слайд 3Уровень игры современных дошкольников
(5-6 лет) (Смирнова Е.О., Рябкова И.А.)
Слайд 4Причины ухода игры из жизни детей
Увлеченность педагогов разнообразными формами обучения
и использование игры как средства передачи знаний
Перегруженность режима дня мероприятиями,
отсутствие свободного времени на игру
Непонимание значения игры родителями
Отсутствие разновозрастных детских сообществ
Жестко структурированное пространство игры в групповых комнатах
Отсутствие игровых навыков у педагогов
Отсутствие учета педагогами стадии развития игры дошкольников
Позиция воспитателя относительно игры дошкольников (нейтральная, авторитарная, поддерживающая)
Экспансия СМИ и видеопродукции
Подмена игры игровыми формами
Слайд 5Игра
это добровольная, спонтанная, свободная детская деятельность, приносящая новый опыт и
позитивные переживания
это вид деятельности в условных ситуациях, направленных на воссоздание
и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением
Слайд 6Подходы к интерпретации содержания и роли игры в развитии ребенка
Игра
– это инстинктивно-биологическая деятельность (3. Фрейд, В. Штерн, А. Фрейд
и др.)
Игра - важнейшая и чрезвычайно эффективная в дошкольном возрасте форма социализации ребенка (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.).
Слайд 7Игру нельзя отождествлять с …
Игровой технологией
Игровыми приемами
Игровыми способами
Игровыми формами
Игровым занятием
…
Слайд 8Отличие игры от игровых форм
Слайд 9Последствия подмены игры игровыми формами
1.Низкая самоорганизация детей, зависимость поведения детей
от взрослого, от среды
2. Плохо развитое воображение и внутренний план
действий,
3. Недоразвитие воли и произвольности (ситуативность поведения)
4. Коммуникативные трудности, бессодержательное общение
5. Неразвитость мотивационно-смысловой сферы
Слайд 10Основные характеристики игры
(Д.Б. Эльконин)
Условность игрового действия (сочетание реального и
воображаемого плана игры)
Добровольность участия
Определенная система правил и ограничений
Субъектность
Ситуативность
Слайд 11Функции игры
Социокультурная функция (игра- это средств социализации)
Функция межнациональной коммуникации
Коммуникативная функция
Диагностическая
функция
Терапевтическая функция
Коррекционная функция
Развлекательная/релаксационная функция
Функция самореалиации
Слайд 12Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста
Ведущая деятельность –
это деятельность, в процессе которой возникают и дифференцируются новые виды
деятельности, формируются и перестраиваются психические процессы и личностные характеристики
Слайд 13Развитие
– это «непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередь непрестанным
возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях»
Л.С.
Выготский
Слайд 14Развитие
Это процесс эволюционно-инволюционных поступательных движений, в ходе которого происходят прогрессивно-регрессивные
изменения в личностной и интеллектуальной сфере человека.
Слайд 15Психическое развитие
Это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к
возникновению количественных и качественных преобразований психики и поведения человека.
Слайд 16Уровни психического развития
(Л.С. Выготский)
Слайд 17Уровни психического развития
(Л.С. Выготский)
Слайд 18Построение образовательной деятельности
в зоне ближайшего развития ребенка
Слайд 19Структура зоны ближайшего развития
Слайд 21Типы воспитанников ДОУ
(по широте зоны ближайшего развития и уровню интеллекта)
Слайд 22Значение игры
Развитие личности ребенка
Развитие интеллекта
Слайд 23Развитие личности в игре
Развитие мотивационно-потребностной сферы
Развитие воли (произвольности поведения)
Развитие эмоциональной
сферы
Нравственное развитие
Развитие самосознания (самооценка, уровень притязаний, половая идентификация)
Слайд 24Интеллектуальное развитие в игре
Развитие познавательных процессов
Развитие внутреннего плана действий
Развитие знаково-символической
функции сознания
Преодоление познавательного «эгоцентризма»
Слайд 25Коммуникативное развитие ребенка в игре
Социометрический статус – это положение ребенка
в системе межличностных отношений.
Виды статуса:
- социометрическая звезда
- предпочитаемый
- пренебрегаемый
- изгой
-
изолированный
Слайд 26Факторы, влияющие на формирование социометрического статуса
- умение общаться
владение игровыми навыками
-
внешняя привлекательность ребенка
- принятие ребенка взрослыми и сверстниками
- низкая агрессивность
и пр.
Слайд 27Признаки социальной неуверенности:
- тихая, невнятная речь
неспособность выразить свое эмоциональное состояние
-
плаксивость
- сниженная моторная активность
- отказ от контактов с незнакомыми людьми
-
отсутствие зрительного контакта в общении.
- невозможность возражать окружающим, настаивать на своих предложениях.
Слайд 28Приемы повышения статуса ребенка:
развитие умения общаться
- похвала, поддержка действий ребенка
создание
ситуации успеха для ребенка.
Задача взрослого – выявить причины низкого статуса
и устранить их.
Слайд 29Социометрический статус дошкольника отражается на характере игровой деятельности
На выборе сюжета
игры
Выборе роли
Организации игрового пространства
Выборе игрушки
Слайд 30Классификация игр
детей дошкольного возраста
(Е.В. Зворыгина, С.Л. Новоселова)
Игры, возникающие
по
инициативе детей
Игра-экспериментирование
Игры с природными
объектами
Игры с игрушками
Игры с животными
Сюжетные самодеятельные
игры
Сюжетно–отобразительные
Сюжетно-ролевые
Режиссерские
Театрализованные
Игры, возникающие
по инициативе взрослого
Обучающие игры
Сюжетно-дидактические
Подвижные
Музыкально-дидактические
Учебные
Досуговые игры
Интеллектуальные
Игры-забавы, развлечения
Театрализованные
Празднично-карнавальные
Компьютерные
Народные игры
Обрядовые игры
Семейные
Сезонные
Культовые
Тренинговые игры Интеллектуальные
Сенсомоторные
Адаптивные
Досуговые игры
Игрища
Тихие игры
Игры-забавы
Слайд 31Классификация игр с правилами по характеру игровой задачи
(А.В. Запорожец, А.П.
Усова)
Слайд 33Типы сюжетных игр
Ролевые игры (собственно ролевая игра, ролевая игра через
игрушку, ролевая игра без партнера)
Режиссерские игры (индивидуальная режиссерская игра, совместная
режиссерская игра)
Событийная игра (процессуальная игра, событийная игра)
Слайд 34Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста
Слайд 35Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста
КОМПОНЕНТЫ СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ
ИГРЫ
Сюжет игры
Сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражение определённых
действий, событий из жизни и деятельности окружающих
Содержание игры
То, что воспроизводится ребёнком в качестве центрального
и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой и общественной деятельности
Роль
Игровая позиция, в которой ребёнок отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже
Слайд 36Этапы развития игровой деятельности
Слайд 38Уровни развития игры
(Д.Б. Эльконин)
Первый уровень
Основное содержание игры – бытовые
действия с предметами, используются только реалистичные игрушки, элементы воображения и
игрового творчества отсутствуют
Действия детей однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций, действия могут выполняться в определенной последовательности
Роли определяются предметами и характером действий, дети не называют себя именами людей, роли которых исполняют
Дети играют рядом или поодиночке. Самостоятельная игра кратковременна. Стимулом самостоятельной игры может быть игрушка или предмет-заместитель, ранее использованный ребенком в игре.
Слайд 39Второй уровень развития игры
Основное содержание игры составляют действия с предметами,
ребенок стремится, чтобы игровые действия соответствовали реальным действиям. Основные сюжеты
– бытовые. Одна и та же игра многократно повторяется.
Логика действий соответствует их последовательности в реальной действительности. Действия становятся более разнообразными. Нарушение последовательности действий фактически не принимается, но и не опротестовывается.
Роль обозначается словом. Дети иногда в ходе игры называют себя и партнера игровым именем. Речевое общение с ролевых позиций отсутствует, хотя появляются отдельные фразы, соотнесенные с ролью.
Правило еще не вычленяется.
Возникает первое взаимодействие между детьми по поводу использования общей игрушки или характера действий. Объединения детей кратковременны и малочисленны (2-3 ребенка)
Игрушки заранее не подбираются, дети часто используют одни и те же игрушки.
Слайд 40Третий уровень развития игры
Основным содержанием игры становится выполнение роли и
игровых действий, с нею связанных.
Появляются действия, передающие характер отношений к
другим участникам игры
Логика, характер, направленность действий вызывает протесты играющих, со ссылкой на то, что «Так не бывает» (н-р, «мама не кричит»)
Детьми выделяется правило поведения в игре, которому они подчиняют свои действия. Нарушение правил другими детьми замечается ребенком.
Игрушки и предметы подбираются в соответствии с ролью.
Игра часто реализуется в форме совместной деятельности, ролевые действия могут чередоваться с действиями, не связанными с ролью
Продолжительность игры увеличивается, сюжеты становятся более разнообразными (быт, труд, отношения взрослых).
Слайд 41Четвертый уровень развития игры
Основным содержание игры является выполнение действий, связанных
с отношением к другим людям, роли которых выполняют дети
Роли четко
определены и названы до начала игры, в соответствии с ролью ребенок строит свое поведение до конца игры. Ролевые функции, выполняемые детьми взаимосвязаны, речь носит ролевой характер
Действия в игре разнообразны, воссоздают последовательность реальных взаимоотношений. Игра эмоционально окрашена. Дети увлечены игрой. В словах и действиях присутствуют элементы детского творчества .
Нарушение логики действий отвергается. В ходе игры ребенок следует строгим правилам, которые определяют его поведение.
Игровые объединения детей устойчивы и строятся на основе интереса детей к одним и тем же играм или на основе личной симпатии и привязанности.
В игре часто присутствует подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, изготовление игрового материала. Количество участников игры увеличивается до 5-6 человек.
Слайд 42Этапы развития сюжетно-ролевой игры (по Н.Я. Михайленко)
Слайд 43Этапы развития сюжетно-ролевой игры (по Н.Я. Михайленко) продолжение
Слайд 44Этапы формирования игры
1 этап
Взрослый – создает предметно-пространственную среду
Задает и
распределяет роли
Характеризует игровые действия персонажей
Осуществляет прямо руководство игрой
Ребенок – получает
довольствие от совместной игры со взрослым
Слайд 45Этапы формирования игры детей
2 этап
Взрослый – создает развивающую предметно-пространственную
среду, придумывает и развивает сюжет, привлекает к выполнению главной роли
кого-либо из детей или в ходе игры передает главную роль ребенку
Взрослый и дети – устанавливают ролевое взаимодействие в игре, распределяют роли, характеризуют игровые действия, совместно руководят игрой
Слайд 46Этапы формирования игры детей
3 этап
Ребенок – создает и обогащает
развивающую предметно-пространственную среду, придумывает сюжет, задает и распределяет роли, предлагает
роль воспитателю, осуществляет руководство игрой, обговаривает тему игры, основное событие, осуществляет ролевое взаимодействие
Слайд 47Этапы формирования игры детей
4 этап
Ребенок – создает и обогащает предметно-пространственную
среду, придумывает сюжет, задает и распределяет роли, определяет тему игры,
осуществляет ролевое взаимодействие, осуществляет игровые действия, характерные для персонажей, осуществляет руководство игрой
Взрослый – наблюдает за игрой детей с целью: обогащения сюжета игры, разнообразия игровых действий, введения правил, обогащения ролевого взаимодействия, введения предметов-заместителей.
Слайд 48Взаимодействие взрослого и детей в формировании сюжетной игры
Слайд 52Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста
ФОРМИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЮЖЕТНО
- РОЛЕВОЙ ИГРЕ (А.П. Усова)
Уровень неорганизованного поведения,
которое ведёт к разрушению игр других детей
Уровень одиночных игр,
на котором ребёнок не вступает во взаимодействие с другими детьми,
но и не мешает им играть
Уровень игр рядом,
когда дети могут играть вместе, но каждый действует в соответствии
со своей игровой целью
Уровень кратковременного общения,
на котором ребёнок на какое-то время подчиняет свои действия общему
замыслу
Уровень длительного общения,
на котором наступает взаимодействие на основе интереса к содержанию игры
Уровень постоянного взаимодействия
на основе общих интересов, избирательных симпатий
Слайд 53Игрушка
это культурное средство игры, предназначенное для определенного возраста (т.е. определенных
интересов и возможностей), призванное стимулировать активность и самостоятельность в деятельности
Слайд 55Игрушка – это равноценный, равноправный партнер ребенка по игре, играя
с которым ребенок получает бесконечное удовольствие.
Слайд 56Основная задача игрушки
быть средством для игры, активизировать воображение ребенка, показывать
ему варианты сюжетов
Слайд 57Значение игры с игрушкой
способствует формированию идентичности
формируется внутренний диалог между Я
и не-Я, внутренний мир, внутренняя речь у ребенка.
познание природного и
социального мира
развитие воображения, фантазии, активизация творчества, самовыражения
психотерапевтическое средство
Слайд 59Мифы о развивающих игрушках
1. развивающая игрушка учит ребенка ЗУН
2. развивающая
игрушка тренирует интеллект
3. развивающая игрушка должна быть высокотехнологичной
4. развивающая игрушка
– это работающие копии взрослых предметов
5. развивающая игрушка – это компьютерная, электронная игра
Слайд 60Особенности развивающей игрушки
соответствовать возрасту, возможностям, потребностям и интересам ребенка
простая, максимально
открытая для изменения
полифункциональна (возможность совершать разные действия с игрушкой)
привлекательна
для ребенка
Критерий развивающей игрушки – ребенок может с ней интересно, разнообразно и осмысленно играть.
Слайд 61Различия в требованиях к игрушке у педагогов и производителей
Слайд 62Экспертиза игрушек
«Центр экспертизы игр и игрушек» при МГППУ
немецкая организация «Spiel
gud»
Слайд 63Критерии экспертизы игрушек
Игрушка должна побуждать фантазию ребенка
Полифункциональна
Отображать повседневный опыт
ребенка
Сделана из надежных, износоустойчивых, прочных материалов, ремонтопригодность
Понятна для ребенка
Безопасна
для ребенка
Не большого размера
Цвет игрушки
Малое количество деталей в игрушке
Слайд 64Требования к игрушке
(Виноградова Н.А., Позднякова Н.В.)
1.Безопасность (сертификат РОСТЕСТа)
Не должно
быть явных признаков, провоцирующих на агрессию, жестокость и вызывающих страх
и тревогу
Не должно быть грубого натурализма, в том числе сексуального контекста, выходящего за рамки возрастной компетентности ребенка
Не должна унижать человеческое достоинство, оскорблять религиозные чувства, вызывать негативное отношение к рассовым особенностям, физическим недостаткам людей
Не должна вызывать психологической зависимости в ущерб полноценному развитию ребенка
Слайд 65Требования к игрушке
(Виноградова Н.А., Позднякова Н.В.) продолжение
2. Соответствовать указанному
в описании возрасту ребенка
3. Привлекательной для ребенка
4. Способствовать развитию
способностей ребенка
5. Эстетически оформлена
6. Отсутствие ошибок в конструкции игрушки, в логике игры и в описании
Слайд 66Критерии «хорошей» куклы
Детская внешность, не слишком ярко и подробно прорисованная;
Отсутствие
признаков пола ;
Волосы прочно держатся, и их можно расчесывать;
Сделана из
натурального материала, мягкого и приятного на ощупь;
Можно переодевать и переобувать без расчленения тела, одежда по сезону.
Слайд 70Является ли военная игрушка – антиигрушкой?
Слайд 71Почему военная игрушка привлекательна для детей?
Можно получить власть над другими
Военная
игрушка – это воображаемый инструмент самозащиты
Позволяет завоевать признание и одобрение
сверстников, повышает престиж в группе детей
Компенсация насилия в семье
Отреагирование эмоций, снижение агрессии через проигрывание военных сюжетов
Простое и быстрое разрешение конфликта, улаживание отношений с помощью силы
Переработка ситуации спора и опасной ситуации
«Обаяние запретного»
Слайд 72Технология
(греч. - «techne» – искусство, мастерство, умение и «logos» –
наука, закон) – это наука о мастерстве.
Слайд 73Варианты интерпретации категории «технология»
научный - это часть педагогической науки, изучающая
и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические
процессы;
процессуальный - это описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;
деятельностный - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Слайд 74Современные педагогические технологии – это научно обоснованный профессиональный выбор операционного
воздействия педагога на ребенка в контексте его взаимодействия с миром
в целях воспитания отношений, гармонично сочетающих свободу личностного проявления и социокультурную норму.
Основное назначение педагогического воздействия заключается в переводе ребенка на позицию субъекта.
Слайд 75Педагогические технологии
компонент педагогической системы, способ конструирования воспитателем педагогического процесса с
помощью системы средств и методов воспитания и обучения дошкольников в
специально созданных для этого дидактических условиях детского сада в целях решения задач дошкольного образования
Слайд 76Педагогические технологии
- это инструмент профессиональной деятельности педагога, которая имеет выраженную
этапность (пошаговость).
Каждый этап включает в себя набор определенных профессиональных
действий педагога.
Слайд 77Особенности педагогических технологий
этапность
конкретность и четкость цели и задач деятельности педагога
система
способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания,
обучения и развития личности воспитанника
эффективность
Слайд 78Методика комплексного руководства игрой
Разработана в работах Е.В. Зворыгиной, Н.Ф. Комаровой,
Н.Т. Гринявичене, А.Д. Саар, под общим руководством С.Л. Новоселовой
Слайд 81Технология партнерского (обучающего) подхода к педагогическому сопровождению игры в ДОО
Слайд 82Этапы развития сюжетно-ролевой игры
(Н.Я. Михайленко)
Слайд 83Примерная тематика игр и игровых действий у дошкольников
Слайд 85Этапы педагогической технологии развития сюжетно-ролевой игры
1 этап – обогащение представлений
о той сфере действительности, которую ребенок будет отображать в игре
(наблюдение, рассказ, беседа и пр.). Важно знакомить ребенка с людьми и их деятельностью (кто, чем, почему занимается).
2 этап – организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре»):
- определение ситуаций взаимодействия людей, придумывание и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры;
- создание развивающей предметно-пространственной среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с педагогом, детского коллекционирования;
- совместная игровая деятельность воспитателя и детей.
3 этап – самостоятельная игровая деятельность детей: организация сюжетно-ролевых игр с воображаемым партнером – направлена на развитие соподчинения мотивов, научение согласовывать роли, развитие взаимопонимания.
Слайд 86Алгоритм взаимодействия педагога и детей
Слайд 87Алгоритм взаимодействия педагога и детей
Слайд 88Алгоритм взаимодействия педагога и детей
Слайд 89Педагогическое сопровождение
сюжетно-ролевых игр
Организация совместной деятельности и сотворчества воспитателя и
детей по подготовке к игре: накопление содержания для игр, моделирование
возможных игровых ситуаций, создание творческой обстановки для игр;
Организация совместных- игр воспитателя и детей, в которых происходит освоение новых игровых умений и нового содержания;
Создание условий для самостоятельной, инициативной и творческой игровой деятельности детей.
Слайд 90Педагогические условия эффективного развития игр:
свободное и добровольное включение детей в
игру;
дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, её правила,
идею каждой игровой роли;
игра должна положительно воздействовать на все сферы её участников;
достаточное количество времени для игры и наличие необходимых игрушек для осуществления детского замысла;
при создании игровой среды следует учитывать половое различие детей;
осуществлять своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их интересами, настроением
Слайд 91Психологические условия развития игры:
1. Открытость образовательной программы
наличие специального времени для
игры
возможность выбора занятия и материала
возможность свободного и содержательного общения детей
Слайд 92Психологические условия развития игры:
2. Адекватная предметно-пространственная среда
гибкость игрового пространства
полифункциональность
среды и игровых материалов (наличие предметов-заместителей)
доступность игровых материалов, возможность использовать
все элементы среды
развивающий потенциал игрушек (открытость, адекватность ориентиров)
Слайд 93Психологические условия развития игры:
3. Игровая компетентность педагога
воображение, умение придумать сюжет,
свобода и самостоятельности действий
личные качества – гибкость, открытость, артистичность,
недирективность
– тактичность, чуткость
серьезное отношение к игровой ситуации поддержка игры (косвенное руководство)
знание фольклорных, народных и современных игр
Слайд 94Психологические условия развития игры:
4. Содержание игры
наличие образа взрослости и смысла
в его действиях
субъективная значимость событий, эмоциональная отзывчивость детей
образный характер
восприятия мира
одушевление предметов и игрушек
Слайд 95Факторы развития игры:
Установление содержательной связи между знаниями детей об окружающей
действительности и их игрой
Включение всех видов игр в педагогический процесс
Своевременная
организация развивающей предметно-пространственной среды
Квалифицированное участие педагогов в педагогическом процессе, обеспечивающем право ребенка на игру
Индивидуальный подход к воспитанию, обучению, развитию детей в игровой деятельности
Перспективное планирование развития игры
Использование эффективных методов и приемов, способствующих развитию игры
Слайд 96Диагностика уровня сформированности игровых навыков
Критерии анализа игровой деятельности :
Распределение ролей
Основное
содержание игры
Ролевое поведение
Игровые действия
Использование атрибутов и предметов-заместителей
Использование ролевой речи
Выполнение правил
Слайд 97Уровни развития:
1 уровень - ль 2 до 3,5 лет
2 уровень
– от 3,5 до 4,5 лет
3 уровень – от 4,5
до 5,5 лет
4 уровень – старше 5,5 лет
Слайд 98Распределение ролей
1 ур. – отсутствие распределения ролей; роль выполняет тот,
кто «завладел» ключевым атрибутом
2 ур. – распределение ролей под руководством
взрослого, задающего наводящие вопросы (какие есть роли в игре? Кто будет играть роль Лисички? И пр.)
3 ур. – самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций . При наличии конфликта игровая группа или распадается, или обращается за помощью к взрослому
4 ур. – самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных ситуаций
Слайд 99Основное содержание игры
1 ур. – действие с определенным предметом, направленное
на другого
2 ур. – действие с предметом в соответствии
с реальностью
3 ур. – выполнение действий, определяемых ролью
4 ур. – выполнение действий, связанных с отношением к другим людям
Слайд 100Ролевое поведение
1 ур. – роль определяется игровыми действиями, не называется
2
ур. –роль называется, выполнение роли сводится к реализации действий
3 ур.
– роли четко определены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка
4 ур. – ролевое поведение наблюдается в течение всей игры
Слайд 101Игровые действия
1 ур. – игра состоит из однообразного повторения одного
действия
2 ур. – расширение количества игровых действий, игровые действия жестко
фиксированы
3 ур. – игровые действия многообразны, логичны
4 ур. – игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета
Слайд 102Использование атрибутов и предметов-заместителей
1 ур. – использование атрибутов при подсказке
взрослого
2 ур. – самостоятельное использование атрибутов
3 ур. – многообразие атрибутов,
использование предметов-заместителей
4 ур. – использование многофункциональных предметов, изготовление при необходимости небольшого количества ключевых атрибутов
Слайд 103Использование ролевой речи
1 ур. – отсутствие ролевой речи, обращение к
играющим по имени
2 ур. – наличие ролевого обращения (мама, дочка
и пр.). Но на вопрос «Кто ты?» – ребенок называет свое имя.
3 ур. – наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение
4 ур. – развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. На вопрос «Кто ты?» – называет свою роль.
Слайд 104Выполнение правил
1 ур. – отсутствие правил
2 ур. – правила явно
не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают
3 ур. –
правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации
4 ур. – правила заранее оговариваются и выполняются в течение всей игры
Слайд 105Обогащение жизненного опыта ребенка (чтение книг, прослушивание пластинок, рассказы о
себе и других людях, об взаимоотношениях, о содержании деятельности и
пр.)
обогащение игрового опыта детей (игра-придумывание)
Создание развивающей среды (внесение новых атрибутов, персонажей обогащение зон творческих игр (театрализованных, строительно-конструкторских))
Пропаганда педагогических знаний среди родителей (информирование родителей о значимости игры в дошкольном детстве, показ родителям приемов формирования игровых умений у детей в ходе игры, посещение вместе с детьми театра, музея, экскурсии)
Слайд 106Приемы формирования игровых умений у детей 2 – 3 лет
Предметное
взаимодействие детей друг с другом
Игра воспитателя «на виду»
Вовлечение ребенка в
игру
Игра с двумя сюжетными ситуациями
Вовлечение ребенка в игру с двумя сюжетными ситуациями
Использование в совместной игре предметов-заместителей
Расширение количества действий с предметами-заместителями
Создание (создание) предметной игровой среды
Подключение к действию ребенка
Включение воображаемых предметов
Игра с большим количеством детей без игрушек-персонажей
Слайд 107Приемы формирования игровых умений у детей от 3 – 4
лет
Подготовка игрушек и ролевых атрибутов, внесение и обыгрывание их
Вовлечение детей
в игру на дополнительные роли
Называние своей роли, обращение к партнеру как к носителю роли
Словесное пояснение ролевых игровых действий
Представление детям «обыгранных игрушек» и ролевых атрибутов
Наблюдение за играми детей с целью «подытоживания» для осознанного принятия ребенком игровой роли
Подключение к игре с целью угадывания роли
Совместная игра воспитателя с двумя детьми, у первого – главная роль
Вопросы с целью активизации речи ребенка-партнера
Создание игровых ситуаций, отвлекающих детей от предметных действий
Игры воспитателя с подгруппами детей по мотивам известных сказок (с однотипными действиями)
Слайд 108Приемы формирования игровых умений у детей 4 -5 лет
Разыгрывание с
детьми многоперсонажных сюжетов, где одна роль по смыслу связана со
всеми остальными (главная рол – у ребенка, второстепенные – у воспитателя)
Разыгрывание сюжетов по мотивам известных сказок
Схема сюжетов – прежняя, но главная роль - у взрослого, подключение детей к игре на разных второстепенных ролях
Воспитатель ступает со многими детьми в ролевое взаимодействие, активизирует ролевой диалог, способствует установление ролевого взаимодействия между детьми
Слайд 109Приемы формирования игровых умений у детей 5-6 лет
Совместный пересказ известной
сказки
Преобразование известной сказки (2-3 раза): замена главного героя, замена искомого
объекта или персонажа, замена волшебного средства, придумывание нового варианта начала сказки)
Придумывание новой сказки с соединением сказочных событий с реалистическими
Развертывание нового сюжета на основе разнотекстовых ролей в процессе «телефонных» разговоров (соединение сюжетосложения с ролевым взаимодействием)
Придумывание новых историй на основе реалистичных событий
Слайд 110Приемы развития творческой активности детей в игре 2 – 4
года
Представление детям возможности выбора: вида игры, сюжета, роли, партнера, игрушек,
атрибутов и пр.
Стимулирование детей к использованию предметов-заместителей, к гибкому использованию игрового оборудования
Эмоциональное вовлечение детей в игру, внесение в игру момента неожиданности, таинственности, сказочности и пр.
Слайд 111Приемы развития творческой активности детей в игре 4 – 6
года
Поощрение детей к импровизации (придумывание сюжетов, введение оригинальных персонажей в
традиционные игры, смена и совмещение ролей, изготовление атрибутов и костюмов и пр.)
Воспитатель не регламентирует игру детей (вовлечение в игру по желанию, свобода выхода из игры)
Поощрение детей к гибкому использованию игрового оборудования
Слайд 112Приемы управления детскими взаимоотношениями 2 – 3 года
Организация совместных игр
детей (воспитатель учитывает дружеские привязанности между детьми, предлагая игры, объединяет
отдельные играющие группы общим сюжетом )
Развитие умения общаться по поводу игры: договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность, проявлять сочувствие и уважительное отношение к партнеру
Тактичное улаживание возникающих между детьми конфликтов
Включение в игру «застенчивых», изолированных детей
Слайд 113Приемы управления детскими взаимоотношениями 3 – 4 года
Организация совместных игр
детей (воспитатель учитывает дружеские привязанности между детьми, предлагая игры; объединяет
отдельные играющие группы общим сюжетом)
Организация совместных игр детей
Слайд 114Организация сюжетно – ролевой игры
1 этап – определение темы игры
(тема может задаваться взрослым «Давай играть в …» или предлагаться
ребенком «Во что ты хочешь поиграть?»)
2 этап – распределение ролей
Варианты распределения ролей:
По самостоятельному выбору ребенка
По договоренности между детьми
По выбору взрослого
По случайному выбору
По выбору «на удачу»
Слайд 115Самостоятельный выбор развивает инициативу, активность, самосознание, рефлексию своих желаний
Выбор по
указанию развивает произвольность, умение подчиняться, действовать по правилу
Выбор на удачу
– смиренность, готовность покориться судьбе в случае необходимости
Слайд 116Зависимость варианта выбора роли от индивидуальных особенностей детей
Детям, сильно ориентированным
на правило надо предоставлять свободу выбора (осознают свои желания и
научаются их выражать)
Дети-эгоисты – обсуждать роли со сверстником (учится учитывать желания других), или давать выбор «на удачу»
Детям, индифферентно относящимся к роли и игре – возможность самостоятельно выбирать
Слайд 117Зависимость характера роли от индивидуальных особенностей детей
Агрессивным детям – роли
добрых персонажей
Нерешительным, неуверенным детям – агрессивных персонажей
Детям со страхами –
роли сильных героев, уверенных в себе
Стеснительным детям – главная роль, роль «у всех на виду»
Демонстративным детям – роль «невидимки», помощника без которого ничего не получится