Слайд 1Становление младшего школьника как языковой личности в процессе обучения русскому
языку
Слайд 2Речь - это вид деятельности человека, реализация мышления на основе
использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений). Речь выполняет функции
общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.
Слайд 3В соответствии с содержанием программы по русскому языку для начальной
школы учащиеся младших классов должны получить представление о культуре речевого
поведения, о видах речи и ее значении в жизни человека, овладеть умениями построения связного текста в различных стилях; у них должно развиваться чувство уместности высказывания, формироваться навыки речевого этикета.
Слайд 41) требование содержательности речи: говорить или писать можно лишь о
том, что сам хорошо знаешь. Лишь тогда рассказ ученика будет
хорош, интересен, полезен и ему самому, и другим, когда в нем будет построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нем будут передаваться обдуманные мысли, искренние переживания.
2) требование логичности, последовательности, четкости построения речи, хорошее знание того, о чем школьник говорит и пишет, помогает ему не пропустить чего-либо существенного, логично переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же по несколько раз. Правильная речь предполагает обоснованность выводов /если они есть/, умение не только начать, но и закончить, завершить высказывание.
Слайд 5Речь только тогда воздействует на читателя и слушателя с нужной
силой, когда она выразительна. Выразительность речи - это умение ярко,
убедительно, сжато передать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, настроением рассказа.
Ясность речи - это ее доступность тем людям, к кому она обращена.
Слайд 6М.Р. Львов и Т.К. Рамзаева выделяют следующие периоды речевого развития
человека:
младенческий возраст - до 1 года - гуление, лепет;
ранний возраст
- от 1 года до 3 лет - овладение слоговым и звуковым составом слова, простейшими связями слов в предложении; речь диалогическая, ситуативная;
дошкольный возраст - от 3 до 6 лет - появление монологической, контекстной речи; появление форм внутренней речи;
младший школьный возраст - от 6 до 10 лет - осознание форм речи (звукового состава слов, лексики, грамматического строя; - овладение письменной речью, понятием о литературном языке норме, интенсивное развитие монолога;
средний школьный возраст - от 10 до 15 лет - овладение литературной нормой, функциональными стилями речи, начало формирования индивидуального стиля речи;
старший школьный возраст - от 15 до 17 лет - совершенствование культуры речи, овладение профессиональными особенностями языка, становление индивидуального стиля .
Слайд 7Первым условием возникновения и развития речи человека является потребность высказываний,
желание и необходимость что-то высказать устно или письменно.
Второе условие любого
речевого высказывания - это наличие содержания, материала, то есть того, о чем нужно сказать. Чем этот материал полнее, богаче, ценнее, тем содержательнее высказывание.
Слайд 8Основная цель обучения русскому языку в начальных классах, которая заложена
в программах по русскому языку для 2-4 классов - сформировать
умения пользоваться родным языком в различных ситуациях общения.
Задачи данной программы:
1) формирование учебной деятельности детей младшего школьного возраста (разносторонняя мотивация и умение учиться, развитие языковой личности, самостоятельность мышления);
2) формирование и совершенствование навыков сознательного, выразительного, беглого чтения, грамотного письма, развитой связной речи;
3) развитие языкового чутья, эстетического вкуса, внимания и интереса учащихся к чтению книг;
4) изучение начального курса грамматики: осознание учениками системности и функциональности явлений языка;
5) усвоение языка как средства общения, умения работать с текстом;
6) уточнение и расширение представлений детей об окружающем мире посредством уроков русского языка;
7) воспитание культуры речи, речевого этикета в общении .
Слайд 9 Изложения и сочинения - основные приемы развития связной письменной
речи младшего школьника
Слайд 10В 3-4 классах учащиеся работают над сочинениями типа рассказа, но
к этим работам предъявляются более высокие требования. Свои усилия учитель
направляет на то, чтобы научить учащихся:
1) писать небольшие рассказы с элементами описания и рассуждения об экскурсиях, работе, наблюдениях
2) писать рассказы о случаях из своей жизни;
3) писать рассказы по одной картине и по отдельным эпизодам кинофильма;
4) самостоятельно составлять план сочинения в форме вопросительных, повествовательных и восклицательных предложений;
5) правильно строить простые предложения различных типов;
6) умению отбирать слова и употреблять их в речи
Слайд 11Обучение изложению и сочинению - это актуальный вопрос современной методики
преподавания русского языка. Посредством сочинений, учителю легче окунуться во внутренний
мир ребенка, познать его, а для ребенка это первые попытки выразить окружающий его мир во внутреннем своем отображении, высказывать свое отношение к каким-то проблемам, оно заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности.
Слайд 12Готовясь к изложению и сочинению, школьники учатся:
понимать заданную тему
или находить свою собственную; подходить оценочно к материалу, выражать свое отношение к изображаемому, передавать в тексте сочинения, рассказа собственную позицию; накапливать материал: наблюдать, выделять главное; осмысливать факты, описывать, передавать свои знания, чувства, намерения; располагать материал в нужной последовательности, составлять план и придерживаться его; отбирать нужные слова и другие средства языка, строить синтаксические конструкции и связный текст; орфографически и каллиграфически правильно записывать текст, расставлять знаки препинания, делить текст на абзацы, соблюдать красную строку, поля и другие требования; обнаруживать недочеты и ошибки в своем сочинении, а также в речи других учащихся, исправлять свои и чужие ошибки, совершенствовать написанное
Слайд 13 Современные исследователи пришли к выводу, что у детей младшего
возраста активно работают только 3-5% клеток головного мозга, хотя умственные
способности человека неограниченны, уникальны. Беда в том, что не загруженные работой клетки бездействуют, теряют свою активность, значит, их постоянно нужно загружать работой. Следовательно, помимо того, что педагоги должны дать детям определенную сумму знаний, сформировать у них соответствующие умения и навыки, необходимо обратить внимание на интеллектуальное развитие детей.
А М
Г А
В Р
Р Н
С Г С Е Р
Д
Слайд 16СГ, СГС, СГС
клмнстткавгдщшранвсбвжппрднсмдашклф
Слайд 17 Словарно-орфографическая работа.
(Учитель выполняет на доске запись.)
З
2
5 3 3
Жук – точильщик лакомится старой корой.
Слайд 18Что обозначает поговорка «Комар носа не подточит»?
Слайд 19Надя Сергеева, Олег Петров, Оля Кузнецова готовили клумбу к посадке
цветов. К ним подошла учительница Светлана Петровна».
Слайд 20Понятие — это то, что мы понимаем, когда произносим или пишем
какое-либо слово.
Слайд 21Между понятиями бывают разные отношения.
Например, сандалии — обувь, окунь — рыба.
Подбери родовое понятие к следующим словам:
щука — …
оса — …
липа — …
вилка —…
ромашка — …
деление — …
картофель — …
метр — …
грач — …
серебро —…
глаз — …
озеро — …
осень — …
скрипка —…
Слайд 22Понятия могут относиться друг к другу и как «часть» — «целое»,
например:
лист — часть дерева, ноготь — часть пальца.
Укажи целое, частью которого являются:
карман —
…
окно — …
крыло — …
кабина — …
плавник — …
лепесток — … Понятия могут относиться друг к другу и как «часть» — «целое»,
ветка — …
циферблат — …
рукав — …
ступень — …
ножка — …
ручка — …
Слайд 23Иногда понятия отражают какие-то явления одного порядка, но являющиеся противоположными
по смыслу. Это отношение противоположности. Например, добрый — злой.
Подбери противоположные понятия:
большой —
…
печальный — …
свет — …
начало — …
радость —…
длинный — …
храбрость — …
ложь — …
быстрый — …
победа — …
тусклый — …
смерть — …
день — …
молодость — …
сладкий — …
бодрый — …
Слайд 24Назови одним словом следующие группы слов:
мак, ромашка, роза
чашка, тарелка, миска
рубашка,
брюки, платье
морковь, капуста, свекла
кукла, мишка, мячик
Слайд 25Скажи одним словом:
обвести вокруг пальца — обмануть
намылить шею — …
развесить уши — …
прикусить
язык — …
бить баклуши — …
Слайд 26Задачи педагога, используя разнообразные методы обучения, систематически и целенаправленно развивать
у детей подвижность и гибкость мышления; учить детей рассуждать, мыслить,
а не зубрить, самим делать выводы, чтобы ощутить удовольствие от обучения.