Слайд 1Музыкальные игры и их разновидности
Слайд 2Музыкальные игры вообще объединяют в себе многие черты, присущие хороводным
построениям, подвижным играм. Но дидактический материал этих игр отличается тем,
что в основе его лежат задачи развития музыкального восприятия; игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Этим сфера игровых действий ограничивается. Излишняя подвижность, соревнование в увертливости, ловкости, столь интересные для детей должны быть умеренными. Характер игровых действий в музыкально-дидактических играх, следовательно, весьма своеобразен. Все дидактические игры отличаются по своим игровым действиям и по сенсорным заданиям, но всегда требуют слуховой сосредоточенности.
В программе музыкального воспитания отмечается, что назначение музыкально- дидактических игр - научить ребенка различать, понимать свойства и качества чувственно воспринимаемых явлений.
Слайд 3Существуют различные классификации игр. Н.А. Ветлугина, например, предложила классификацию дидактических
игр, охарактеризовала их структуру и содержание, определила музыкально- дидактический материал
и сформировала требования к эстетическому, оформлению наглядных пособий. Н.А. Ветлугина разделяет игры для развития музыкально-сенсорных способностей на настольные, подвижные, хороводные. За основание этой классификации взято различение игровых действий детей. В дальнейшем эту работу продолжили А.Н. Зимина, Э.П. Костина.
Э.П. Костиной разработаны настольные музыкально- дидактические игры для развития музыкально- сенсорных способностей.
А.Н. Зимина в зависимости от дидактической задачи и развертывания игровых действий музыкально-дидактические игры подразделяет на три вида:
1. Спокойное музицирование
2.Игры типа подвижных, где элемент соревнования в увертливости, ловкости отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных заданий
3. Игры, построенные по типу хороводных.
Слайд 4В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделенных на
подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить
на слух музыкальное произведение.
Эти игры часто проводятся с пособиями. За лучшее выполнение задания подгруппа детей или ребенок, если игра проводится с 2-3 детьми, награждается фишкой, флажком. В процессе игры дети выполняют ее правила, показывая ту или иную картину, поднимая в соответствии со звучанием произведения флажки разных цветов и т.д.
Слайд 5Второй вид дидактических игр характеризует динамику действий. Игра похожа на
подвижную. Дети, разделенные на подгруппы, вслушиваясь в звучание музыки, реагирует
на него движениями. Звучат громкие звуки - в пространстве групповой комнаты двигается одна подгруппа детей, тихие - другая, а первая останавливается. После неоднократной смены звучания наступает завершающий момент игры - физкультурное соревнование: одна подгруппа детей догоняет другую или каждая собирается у заранее обозначенного места и т.д. В дидактических играх третьего вида двигательная активность детей ограничена. Между собой соревнуются 2 или 3 круга детей или коллектив (круг) и солист. Например, на высокие звуки идут дети первого круга, на звуки среднего регистра - второго, а на звучание низкого регистра реагируют дети третьего круга. Победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания. Победители поощряются исполнением их желания.
Слайд 6Музыкально- дидактическая игра всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая и
приводит к совершенствованию процесса развития слухового восприятия. Следовательно, в ходе
игры ребенок во время должен вслушиваться в смену звучания и реагировать на это движением или действием, а не автоматически выполнять задание. То есть музыкально-дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка, иначе она не достигает своей цели.
Слайд 7Например, в игре первого вида дети учатся различать тембр барабана,
погремушки, дудочки. Педагог делит их на 3 подгруппы. Первая подгруппа
при звучании барабана должна имитировать руками игру на барабане, вторая при звучании погремушки - помахивать кистями рук, третья при звучании дудочки- имитировать игру на дудочке. Последовательность звучания инструментов педагог варьирует по своему усмотрению, отмечая при этом для себя ту подгруппу детей, которая выказывала более точную реакцию. В конце игры педагог подводит итог, т.е. отмечает победителей. А того, чтобы вызвать у детей интерес в игре и желание участвовать в ней, после подведения итога победившие награждаются - по их желанию исполняется песня, произведение для слушания, проводится музыкальная игра, читается стихотворение и т.д. Если играют не подгруппой, а два - три ребенка, то в виде поощрения можно предложить победителю роль ведущего игры.
Методика проведения музыкально - дидактических игр третьего вида (типа хороводных) аналогична. Методика проведения второго вида отличается тем, что наградой является не исполнение желания победителей (их невозможно выявить из всей массы играющих детей, если, конечно, игра не проводится с двумя - тремя детьми в пространстве групповой комнаты), а соревнование в ловкости, увертливости, первенстве в построении.