Слайд 2В чем значение театрализованных игр? Как организовывать театрализованные игры детей?
Театрализованная
игра является эффективным средством социально-эмоционального, речевого и художественно-эстетического развития дошкольников.
Она имеет непосредственное отношение к двум видам деятельности – игровой и художественной, что определяет ее «рубежный» характер (А. Н. Леонтьев). Связь с игровой деятельностью придает театрализованной игре характер импровизации. Исследования А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунской, О. В. Акуловой показали, что театрализованная игра как разновидность художественной деятельности предполагает необходимость работы по трем направлениям:
восприятие литературного текста;
развитие специальных художественно-игровых умений;
самостоятельная творческая деятельность детей
Характерная черта театрализованной игры – это ее ориентированность на зрителя.
Слайд 3Театрализованная игра может выступать как игра-драматизация, в которой дети принимают
на себя роли и разыгрывают литературный сюжет.
В режиссерских театрализованных
играх все роли передаются персонажам – игрушка кукольного театра (перчаточного, би-ба-бо, настольного и пр.).
Работа по организации театрализованной игры завершается спектаклем и осуществляется поэтапно.
Слайд 4На первом этапе ведется работа по углублению художественного восприятия литературного
текста в единстве его содержания, смыслового и эмоционального подтекста и
средств языковой выразительности. Проводятся ознакомление детей с литературным текстом, беседы, рассматривание иллюстраций в книгах, слушание и обсуждение аудиозаписей. Общение с книгой стимулируется через материалы книжного уголка. Углублению восприятия литературного текста способствует включение его содержания в изобразительную, музыкальную и речевую деятельность детей. В старшем дошкольном возрасте эффективен пересказ от лица литературного героя (Л. М. Гурович), который помогает ребенку понять и почувствовать скрытые мотивы поступков героев, «достроить» образ за счет собственного его осмысления.
Слайд 5На втором этапе происходит развитие специальных игровых умений: умения передавать
образы с помощью средств вербальной (интонационной, языковой) и невербальной выразительности.
Основным методом реализации этой цели выступают образно-игровые этюды, направленные на развитие умения передавать характер героя, его эмоциональное состояние и собственное отношение к нему. Происходит развитие игрового общения детей по поводу игровых ролей и средств выразительности. Углублению понимания детьми литературного произведения, мотивов, поступков его героев, их состояний, настроений способствует широкое включение детей в разные виды деятельности.
В старшем дошкольном возрасте на этом этапе полезно использовать прием К. С. Станиславского «предположение», который помогает ребенку глубже воспринять текст, «увидеть», «услышать» происходящее в нем, встать на позицию героя. Например: «Представь, как будто ты оказалась одна в зимнем лесу ночью, как девочка из сказки «Морозко», что бы ты почувствовала?»
Слайд 6Третий этап направлен на формирование творческого начала ребенка в процессе
освоения игровых позиций «зритель», «артист», «сценарист-режиссер», «оформитель-костюмер», «художник». Среди способов
реализации задачи данного этапа возможно коллективное рисование афиши, изготовление приглашений, моделирование костюмов иди их элементов. Важным аспектом в работе является развитие речевого творчества за счет импровизаций на темы литературных текстов: опережающее прогнозирование последующих событий, объединение известных литературных сюжетов для создания нового текста, выдвижение фантастических гипотез.
Слайд 7Постепенно происходит естественное освоение детьми умений, необходимых для участия в
спектакле, исключающее специальное разучивание ролей. Творчество в самостоятельной игровой и
речевой деятельности стимулируется специально созданной предметной средой.