Слайд 1«УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ В ВОПРОСАХ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ
Слайд 2Современное образование находится на новом этапе развития – идёт его
модернизация.
В настоящее время система управления нуждается в совершенствовании и существенном
обновлении, т. к. не способна решить весь комплекс личностно-ориентированных задач, определённых Законом Российской Федерации «Об образовании», осуществить замену субъект-объектных отношений в системе «руководитель-педагог-ребёнок-родитель» на субъект-субъектные, составляющие основу каждой личности.
Слайд 3А. С. Макаренко писал о коллективе как о ведущем факторе
воспитания личности, называя его функцией и результатом целенаправленных усилий взрослых,
с одной стороны, и результатом своего внутреннего развития процессов самоорганизации, саморегулирования – с другой.
М. И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания.
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве.
Важнейшим условием коммуникативного развития детей, его главной целью является взаимодействие педагогов и родителей, установление конструктивных, партнёрских взаимоотношений между ними для обеспечения полноценного общего развития детей.
Слайд 4Цели и задачи исследования
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: организовать условия взаимодействия ДОУ и
семьи в решении проблемы коммуникативного развития старших дошкольников.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: коммуникативное
развитие детей седьмого года жизни.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: система совместных с семьёй развивающих мероприятий, стимулирующих коммуникативное развитие дошкольников.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
Рассмотреть сущность понятия «коммуникативное развитие ребёнка», выявить его критерии;
Изучить роль семьи и определить её развивающие возможности в формировании коммуникативных навыков дошкольников;
Разработать систему взаимодействия семьи и ДОУ в вопросах коммуникативного развития старших дошкольников;
ГИППОТЕЗА: предположение о том, что правильная организация системы взаимодействия ДОУ и семьи будет способствовать коммуникативному развитию детей при соблюдении следующих условий:
Изучение уровня коммуникативного развития старших дошкольников и особенностей семейного воспитания;
Изучение процессов интеграции семьи и дошкольного образовательного учреждения;
Организация процесса сотрудничества ДОУ и семьи посредством системы совместных с семьёй мероприятий по формированию у ребёнка дошкольника коммуникативных навыков.
Слайд 5
Цель констатирующего эксперимента:
определение состояния работы ДОУ по проблеме взаимодействия с
семьёй.
Задачи диагностики:
1. Сбор и анализ сведений о родителях и детях,
изучение семей, их трудностей и запросов.
2. Выявление готовности семьи к сотрудничеству с дошкольным учреждением по формированию у детей навыков коммуникативного поведения.
3. Определение уровня коммуникативного развития детей экспериментальной группы.
Слайд 6На этом этапе использовались следующие методы: опрос, анкетирование, интервьюирование, наблюдение,
комплексное диагностическое обследование.
Результаты проведённой диагностики коммуникативного развития
детей показали, что в обследуемой группе дети имеют несколько уровней коммуникативного развития.
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ – 6 детей
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ – 3 детей
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ – 1 ребёнок
Слайд 7Экспериментальная деятельность формирующего эксперимента направлена:
- на создание структурно-функциональной модели взаимодействия
ДОУ и семьи;
- на разработку соответствующего методического обеспечения.
Теоретической основой для
разработки структурно-функциональной модели взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по коммуникативному развитию детей стали научные подходы, представленные в работах Крыловой Н. М., Ивановой В. Т., Дороновой Т. Н. и др.
Слайд 8Основную работу с семьёй мы строим на следующих основных положениях,
определяющих её содержание, организацию и методику.
Единство
Системность и последовательность работы
Индивидуальный подход
к каждому ребёнку и к каждой семье
Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики
Слайд 9В соответствии с этими основными положениями система работы с семьёй
в ДОУ включает:
Ознакомление родителей с результатами диагностики развития ребёнка
Участие в
составлении индивидуальных программ (планов) развития детей
Целенаправленную просветительскую работу, пропагандирующую основные требования к воспитательно-образовательному процессу
Обучение конкретным приёмам и методам посредством информации в родительских уголках, папках-передвижках, консультаций с участием психолога, медиков, специалистов, а также родителей с опытом семейного воспитания
Совместные досуги и праздники
Слайд 10Реализуя комплексный подход к организации взаимодействия ДОУ и семьи, предложенный
Н. М. Крыловой, на втором этапе были выделены два взаимосвязанных
направления работы:
Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов по организации взаимодействия ДОУ и семьи;
Повышение уровня педагогической культуры родителей; образовательная работа с детьми, основанная на реализации личностно-ориентированной модели общения в триаде «педагог-ребёнок-родитель»
Слайд 11Положительная динамика в коммуникативном развитии детей в условиях взаимодействия ДОУ
и семьи.
Цель контрольного эксперимента: анализ эффективности мероприятий, которые проводятся специалистами
ДОУ.
С этой целью нами использовались методы опроса, оценочные листы, экспресс-диагностика.
Слайд 12Динамика качественных изменений уровня коммуникативного развития старших дошкольников ДОУ .
По
результатам проведённой диагностики можно сделать вывод, что уровень коммуникативного развития
качественно изменился, что отражено в сравнительной диаграмме.