Слайд 1Устный счет.
Техника быстрого счета
Общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №50
г. Макеевка, Донецкая
область
Фомина Елена Юрьевна
Слайд 2Актуализация
Устный счет на уроках математики является способом направленного и всестороннего
развития способностей детей. Систематическое выполнение устных упражнений позволяет восстанавливать, поддерживать
и умножать природные способности к восприятию, запоминанию и обработке информации, способствует поддержанию и укреплению всей умственной работоспособности, организованности, целеустремленности.
Я использую возможности устного счета для развития математических способностей учащихся.
Слайд 3Урок математики для учащихся является одним из увлекательных, и по
этой причине многие дети любят этот предмет. Все мы прекрасно знаем,
как важно, чтобы урок с первых его минут был направлен в нужное русло. Для математики начало урока — это устный счет. Данный этап помогает учителю переключить внимание ученика с одной деятельности на другую, подготовить учащихся к изучению новой темы, повторить и обобщить пройденный материал.
Слайд 4Устная работа на уроках математики в начальной школе, имеет большое
значение – это и беседы учителя с классом или отдельными
учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных заданий и т.п.
Устные упражнения важны и ещё и тем, что они активизируют мыслительную деятельность учащихся; развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции, повышает интерес к предмет.
Слайд 5Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всех
четырех лет обучения на каждом уроке математики необходимо выделять 5
– 10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.
Нельзя, также не помнить о том что важную воспитательную роль устных упражнений – они дисциплинируют, учат детей терпению и умению ждать отставших товарищей, помогать им.
Слайд 6Быстрый счет…
Феномен особых способностей в устном счёте встречается с давних
пор.
Однако, умение быстро считать было присуще и многим людям, чья
профессия была далека от математики и науки в целом.
До второй половины XX века были популярны выступления специалистов в устном счёте. Иногда они устраивали показательные соревнования между собой.
Некоторые специалисты уверяли, что дело во врождённых способностях, другие аргументировано доказывали обратное: «дело не только и не столько в каких-то исключительных, „феноменальных“ способностях, а в знании некоторых математических законов, позволяющих быстро производить вычисления» и охотно раскрывали эти законы.
Слайд 7Пожалуй, единственная научно обоснованная и достаточно подробно разработанная система резкого
повышения быстроты устного счета создана была в годы второй мировой
войны цюрихским профессором математики Я. Трахтенбергом. Она известна под названием "Системы быстрого счета". Чтобы уцелеть в нечеловеческих условиях и сохранить нормальной свою психику, Трахтенберг начал разрабатывать принципы ускоренного счета. За четыре страшных года пребывания в концлагере профессору удалось создать стройную систему ускоренного обучения детей и взрослых основам быстрого счета. После войны Трахтенберг создал и возглавил Цюрихский математический институт, получивший мировую известность.
Также разработкой приемов быстрого счета занимались другие ученые: Яков Исидорович Перельман, Георгий Берман и другие.
Слайд 8Приведу несколько приемов устного счета на уроках математики
Для отработки табличного
умножения:
«Ёж-портняжка»
«Нарядим елочку»
«Реши примеры»
Для отработки вычислительных навыков при сложении и вычитании в пределах 100:
1. «Котенок»
2. «В магазине»
Слайд 9Отработка сложения однозначных чисел с переходом через десяток:
«Десантники»
Отработка умения читать многозначные числа,
нахождения «соседей» числа, уменьшение числа на 10:
«На пруду»
Отработка сложения и вычитания в пределах 100,табличного умножения и деления:
Устный счет «Кто пришел в гости к Дюймовочке?»
Слайд 11
Прочитай число.
Назови какое это число:
1.однозначное, двузначное или
трёхзначное
2. назови его соседей
3. уменьши данное число на
10
Слайд 15
45:5
24:6
6×7
72:9
5×5
16:4
36:6
8×7
4×7
6×5
Слайд 17
3*2
4×8
9×9
42:6
7×7
36:6
21:3
7×8
27:3
18:9
6×8
45-23+4×4
5×5
Игра
Десантники
Игра
Десантники
Слайд 192+9
8+8
5+7
8+9
7+8
9+9
5+8
7+7
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Слайд 20
Кто пришёл в гости к Дюймовочке?
Слайд 21
56+38
К
45:5
О
6•6
ё
92-43
н
24:6
к
7•4
о
8•8
т
Слайд 23
32
18
25
20
46
57
49
46
67
49
100 гривен
?
29
Слайд 25
43+24
32-16
37+43
56+23
67-32
44+45
100-64
Слайд 27Интернет-ресурсы
http://www.bymath.net/linktous/linkstous.html
http://www.5port.ru/perelman/bistriy_schet
http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/priemy-bystrogo-scheta-na-urokakh- matematiki
Литература
Гольдштейн Д. Н. Техника быстрых вычислений.
М.: Учпедгиз, 1948.
Гончар Д. Р. Устный счёт и память:
загадки, приёмы развития, игры. Донецк: Сталкер, 2001 г.
Катлер Э. Мак-Шейн Р. Система быстрого счёта по Трахтенбергу. — М.: Учпедгиз.- 1998 г.
Перельман Я. И. Быстрый счёт. Л.: Союзпечать, 1989 г.
Шустеф Ф.М. Материал для внеклассной работы по математике. М.: Мнемозина, 2006 г.