Слайд 1Будем жить в ладу с природой
Устный журнал
(урок окружающего мира
в 1 классе)
Т.А.Бочкина МБОУ СОШ №1
Слайд 2
Сегодня мы «перелистаем» устный журнал под названием «Будем жить в
ладу с природой» и вспомним о том, как правильно вести
себя в окружающем мире!
Иногда слышишь: «Человек – царь природы!». А кто человек без природы? Представить себе это невозможно. Без птиц, без воды, без воздуха, запаха цветов, шелеста листьев… Всё это щедро дарит нам природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения.
Слайд 3Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены
они,
На планете мы останемся одни.
Слайд 4Экология
Экология –
это наука о законах природы,
об отношениях человека и окружающего мира.
Слайд 7Страница первая
«Живое – неживое»
Мы с вами поиграем в игру «Светофор».
Если я называю растение, то вы показываете карточку зелёного цвета,
если животное – жёлтого цвета, неживой предмет – красного. Проигравшим считается тот, кто ошибся дважды.
Слайд 8Страница вторая «ЛЕСНАЯ ШКОЛА»
Инсценировка «Птичьи уроки».
(Выходят дети, на головах
у них «шапочки» (ободки) с изображением птиц).
1. Сова. Здравствуйте, друзья! Вы,
наверное, не знаете, какую пользу приносят совы? Послушайте. За один год сова уничтожает 1000 грызунов: мышей, полёвок, сусликов. Одна только мышь съедает за год 1килограмм хлеба, значит, сова спасает для человека за год 1 тонну хлеба!
2. Кукушка. А я обладаю таким аппетитом, что за 1 час съедаю 100 гусениц.
3. Ласточка. Что там 100 гусениц! Я ловлю за лето до миллиона всяких комаров, мошек, тлей! Ласточка - вестница весны. Считается, что ранний прилет ласточек предвещает урожай.
Слайд 9
4. Синичка. Я – самая полезная из всех птиц! С утра
до вечера перепархиваю с ветки на ветку, выискиваю жучков, мошек,
личинки бабочек. Именно мне был посвящён первый закон об охране птиц.
5. Дятел — А я - санитар леса. Мы дятлы поедаем различных жуков, особенно живущих под корой, короедов и усачей, а также долгоносиков, листоедов.
Нас более двухсот различных видов. А вот летаем мы неохотно и, как правило, на короткие расстояния.
Слайд 12Разговаривают в «Лесной школе» не только птицы, но и растения.
Идём
с вами в «Лесную аптеку» - третья страница Инсценировка «Лесная аптека».
Ландыш. Из меня
изготавливают капли для лечения сердечных заболеваний. Но надо помнить: чтобы я зацвёл, с того дня как семечко упало в землю, должно пройти 10 лет.К сожалению, люди рвут меня неумело. Было время, когда меня можно было встретить повсюду, а сейчас я нуждаюсь в защите.
Венерин башмачок. Венерин башмачок занесен в Красную книгу. Его безжалостно рвут люди, а ведь он зацветает только на 18 году жизни!В рецептах народной медицины отвар венерина башмачка пьют при головных болях, отсутствии аппетита, бессоннице.
3. Мать – и - мачеха. Мы зацветаем очень рано. Но если нас срывать не по правилам, то мы исчезаем, и человек не получит от нас помощи. А ведь из моих листьев готовят лекарство от кашля, а с цветков собирают нектар пчёлы.
4. Ромашка. Я не только красивый цветок, но ещё и помогаю заживлять раны. И моим настоем можно даже горло полоскать.
Слайд 13Страница третья
«Юные
защитники природы»
Слайд 14Какой цветок зацветает раньше?
1 – клевер;
2 – подснежник;
3 – одуванчик.
Слайд 15Можно ли рвать такие цветы, как ландыш, кувшинка, венерин башмачок?
1
–да, чтобы узнать,
как они называются;
2
– нет, может, они редкие;
3 – да, они такие красивые.
Слайд 16Где взять дрова для костра?
1 – набрать сухого валежника;
2 –
наломать еловых веток;
3 – обломать молодые деревца.
Слайд 17Куда деть пустую консервную банку?
1 – бросить в костёр;
2 –
бросить в кусты;
3 – унести с собой и
выкинуть
в
мусорный бак.
Слайд 18Что будет, если разорить муравейник?
1 – ничего не будет: муравьи
его опять построят;
2 – некому будет кусаться;
3 – деревьям и
животным станет хуже.
Слайд 19Зачем в лесу комары?
1 – ни к чему;
2 – чтобы
люди меньше в лес ходили;
3 – в природе нет ничего
лишнего.
Слайд 20Что делать, если ты нашёл птичье гнездо?
1 – подойти поближе
и внимательно рассмотреть;
2 – уйти как можно быстрее;
3 – попрыгать,
покричать и уйти.
Слайд 21Что делать, если ты нашёл птенца?
1 – посадить обратно в
гнездо;
2 – взять домой и вскормить;
3 – не вмешиваться, не
трогать.
Слайд 22Какой из этих грибов съедобен?
1 – мухомор;
2 – бледная поганка;
3
– шампиньон.
Слайд 23Проверь, можно ли тебя назвать защитником природы
Подсчитай, сколько у тебя
фишек:
9 – отлично, тебя можно с полным правом
назвать юным защитником природы;
7 или 8 – это хороший результат,
ты достаточно много знаешь о том, как вести себя в природе;
фишек меньше 7-ми – тебе надо постараться как можно больше узнать о природе и её обитателях, твоих знаний явно недостаточно.
Слайд 24Страница четвёртая «НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
Четвёртая страница нашего устного журнала посвящена народным
приметам. Веками русский народ наблюдал за тем, что происходило в
окружающей природе, запоминал события и явления, затем передавал свои знания детям и внукам. Проверим, знакомы ли вы с народными приметами. Работать будете вдвоём, для этого ученики первого ряда пересаживаются к ученикам второго ряда. У вас на партах лежат карточки. Начало пословиц в первом столбике, окончание – во втором. Вам нужно соединить стрелочками записи в двух столбиках, чтобы получилась нужная пословица.
Слайд 25Народные приметы
Много снега
Дым столбом
Длинные сосульки
Апрель с водою
Муравьи
прячутся
– к долгой весне.
к морозу.
май с травою.
к непогоде.
- много
хлеба.
Слайд 27Загадки для вас, ребятишки, девчонки и мальчишки
Я начну, а вы
кончайте, хором, дружно отвечайте.
1) В чаще, голову задрав, воет с
голоду…(волк).
2) Кто в малине знает толк? Косолапый бурый …(медведь).
3) Кто любит по ветвям носиться? Конечно, рыжая…(белка).
4) Быстрее всех от страха несётся …(заяц).
5) С пальмы – вниз, на пальму снова ловко прыгает…(обезьяна).
Слайд 29Страница седьмая
Природа – наш дом.
Человек должен быть другом природы, беречь
её. Каждая сломанная веточка, каждая погубленная птица – рана, нанесённая
природе. А ведь ей очень долго приходится эти раны залечивать.
Бережно обращайся с природой,
И тогда она отблагодарит тебя
Прозрачной водой, красотой цветов, Чистым воздухом, песнями птиц.
Слайд 32Информационные ресурсы
1. Бурский О.В., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Мир
и человек. Мир глазами человека. Учебник для 1 класса четырёхлетней
начальной школы.
– М.: Дрофа, 2002. (вопросы викторины)
2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов (фотоиллюстрации)
Коллекции Microsoft Office (картинки)
Учебное электронное издание «Экология». – Московский Государственный институт электроники и математики, 2004. (фотоиллюстрации)
5. Драгалина Светлана Павловна, учитель начальных классов, Молдо-турецкая гимназия, г.Кишинёв, Молдова. Впереди лето. «ВиЭкс-М-2007» Ярмарка одного урока, III этап (25 слайд)