Слайд 2Ассоциация
ШКОЛА
«Быть готовым
к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть
готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.
Венгер Л. А.
отметить, что, пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни одного
момента, когда бы так резко и координально менялась его жизнь, как при поступлении его в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже если малыш посещал детский сад, подготовительные курсы. Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть
к новому взрослому, к коллективу;
к новым требованиям;
к повседневным обязанностям.
И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе
(процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее и безболезненно он сумеет адаптироваться.
Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. Родители ребенка до 6 -7 - летнего возраста не так часто обращают внимание на развитие малыша (“да успеет еще научиться, для этого школа есть!”), не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками (“со временем пройдет…”), на наличие или отсутствие желания учиться (“втянется, повзрослеет, глядишь, и всё пройдет), не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза. В результате чего у детей оказываются не сформированы важные компоненты школьной готовности.
Сейчас мне бы хотелось остановиться на критериях готовности детей к школе, т.е. рассмотреть, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе.
Слайд 6 Интеллектуальная зрелость
Социальная
зрелость
Эмоциональная
зрелость
Традиционно выделяются три аспекта
школьной готовности
Слайд 7Социальная зрелость
Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью потребности ребенка
общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и
подчиняться интересам и обычаям детских групп.
Этот компонент школьной зрелости включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы эффективно общаться с другими участниками учебного процесса (одноклассниками и учителями).
В более широком понимании социальная зрелость – это способность ребенка выполнять социальную роль школьника.
Слайд 8Эмоциональная зрелость
В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением
определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне
которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
Слайд 9Интеллектуальная зрелость
В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости
являются: наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о
предметах окружающей действительности, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.), сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка).
Слайд 10Что же ребенок должен знать и уметь..
Рекомендации для родителей
Слайд 11Ребенок должен знать:
Как его зовут, какого он пола.
Знать по
имени-отчеству всех членов своей семьи и даже называть имена друзей.
Называть адрес, где он живет.
Знать правила поведения – здороваться при встрече и говорить до свидания, когда уходит.
Понимать что такое живая и неживая природа.
Знать что такое день и ночь, знать время суток.
Ориентироваться во времени, знать времена года, их последовательность, сколько месяцев в году, дней в месяце, дней в неделе, знать дни недели.
Иметь представления о природных и погодных явлениях.
Знать названия распространенных растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей.
Слайд 12Интеллектуальное развитие
Решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки;
Находить
лишний предмет в группе.
Добавлять в группу недостающие предметы.
Рассказывать, чем похожи
или отличаются те или иные предметы.
Группировать предметы по признаку и называть его.
Восстанавливать последовательность событий (что было сначала, потом). раскладывать картинки в правильной последовательности.
Слух, зрение, внимание, память, речь, мышление.
Находить 7-10 отличий на двух похожих картинках.
Точно копировать простой узор.
Описывать по памяти картинку.
Запомнить предложение из 5-6 слов и повторить его.
Писать графические диктанты («одна клетка вверх, две клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо»).
Прочитать наизусть стихотворение, рассказать сказку.
Пересказать услышанный рассказ.
Составлять рассказ по картинке.
Классифицировать предметы (это и это одежда, а это и это мебель и т.д.)
Слайд 13Уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой
ряд, в котором пропущены некоторые числа.
Выполнять счетные операции в пределах
десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два».
Знать понятия «больше –меньше - поровну».
Знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур.
Уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте.
Решать простые арифметические задачки.
Уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части.
Основы математики
Слайд 14Крупная моторика
Быть физически развитым:
Прямо и твердо ходить, бегать.
Уметь прыгать (на
одной и двух ногах).
Мягко приземляться при прыжке с высоты 40
см.
Приседать полностью.
Точно ловить и кидать мяч.
Бросать предметы в цель из разных положений правой и левой рукой.
Мелкая моторика
Навыки письма
Правильно держать ручку и карандаш в руке.
Проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии.
Обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги без сильного нажима на бумагу.
Видеть клеточки и точно вести по ним рисунок; уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка.
Копировать с образца геометрические фигуры.
Уметь продолжить штриховку рисунка.
Уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.
Слайд 15Ребенок должен знать и уметь:
Речь должна быть осмысленной, стройными
предложениями и
законченной мыслью.
Дошкольник должен
знать основные цвета и называть их.
Дошкольник должен уметь собирать легкие пазлы из нескольких фигур.
Выполнять несложные логические игры для детей своего возраста.
Знать праздники.
Уметь рассказать, чем он любит заниматься.
Самое главное: ответить на вопрос «зачем он идет в школу?»
Чтение
Знать буквы и различать звуки,
Определять место звука в слове на слух.
Подбирать слова на заданный звук.
Мог найти нужную букву в начале, середине и конце слова.
Делил слово на слоги.
Слайд 16Причины неготовности
детей к школе
Недостаток в воспитательной среде.
Недостатки соматического развития
ребенка.
Невротическое развитие характера.
Пренатальное или постнатальное повреждение центральной нервной системы.
Слайд 17На этапе подготовке
ребенка к школе
Избегайте чрезмерных требований
Предоставляйте право на
ошибку
Не думайте за ребёнка
Не перегружайте ребёнка
Не пропустите первые трудности и
обратитесь к узким специалистам.
Устраивайте ребенку маленькие праздники.
Слайд 18Результаты ответов
Подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова
общая сумма. Если общий показатель принимает значение
до 4 баллов –
это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября, - по крайней мере, Вы сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребёнка;
5 – 10 баллов – лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;
10 баллов и больше – было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.
А теперь обратите внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика.
1 – необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику, мышление;
2 – нужно обратить внимание на то, умеет ли ребёнок общаться с другими детьми.
3 – предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребёнка, но ещё есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.
4 – есть опасения, что ребёнок не найдёт контакта с учительницей.
5 – ребёнок слишком привязан к матери, может быть, стоит отдавать его в малочисленный класс или вообще отложить школу на год.
Слайд 19 «Воспитание детей – это мудрое ограничение.
Ребенок должен понять,
что есть три вещи:
можно, нельзя, надо»
(В.А. Сухомлинский)