Разделы презентаций


Внедрение технологии: Развитие критического мышления через литературное чтение и письмо в рамках реализации ФГОС

Содержание

  Целью модернизации российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизни.      «Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является их ориентация на результаты образования как системообразующий компонент

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
МАОУ СОШ № 92, г. Тюмень
Внедрение технологии:
«Развитие критического мышления

через литературное чтение и письмо в рамках реализации ФГОС»
(из опыта

работы)
Автор: Глухарева Светлана Викторовна-
учитель начальных классов



МАОУ СОШ № 92, г. ТюменьВнедрение технологии: «Развитие критического мышления через литературное чтение и письмо в рамках

Слайд 2  Целью модернизации российского образования является достижение нового качества,

которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизни. 
     «Принципиальным отличием образовательных стандартов

второго поколения является их ориентация на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов». «Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта». /Стандарты второго поколения/.
   Целью модернизации российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизни.      «Принципиальным

Слайд 3Отвечая на вопрос:
«Что же такое критическое мышление?».
Приведем цитату

авторов данной технологии:
«Думать критически означает проявлять любознательность и использовать

исследовательские методы: ставить перед собой вопросы, осуществлять планомерный поиск ответов.
Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и последствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос:
«А что, если?..» Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление»
Отвечая на вопрос: «Что же такое критическое мышление?». Приведем цитату авторов данной технологии: «Думать критически означает проявлять

Слайд 4 «Технология развития критического мышления» (РКМЧП).
Цель данной технологии -

развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но

и в обычной жизни.
Суть её очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».
В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).
«Технология развития критического мышления» (РКМЧП). Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только

Слайд 5Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции)которого:

актуализировать и проанализировать имеющиеся знания

и представления по изучаемой теме;
пробудить к ней интерес;
активизировать обучаемого, дать

ему возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
структурировать последующий процесс изучения материала.
Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции)которого:актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;пробудить к ней

Слайд 6Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и

составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации

выработанного пути решения. Функции этапа:
получение новой информации;
ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);
соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;
поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.
Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая

Слайд 7Третий этап -РАЗМЫШЛЕНИЕ:
(рефлексия)
выражение новых идей и информации собственными словами;
целостное осмысление

и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми

друг с другом и преподавателем;
анализ всего процесса изучения материала;
выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).
Третий этап -РАЗМЫШЛЕНИЕ:(рефлексия)выражение новых идей и информации собственными словами;целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена

Слайд 8Стадия вызова
«Кластер»
«Загадка»
«Корзина идей»
«Отсроченная догадка»
«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»
«Театрализация»
«Верите ли вы,

что…»
«Интеллектуальная разминка (опрос) или тест»
«Дискуссия»
«Перепутанные логические цепочки»
«Проблемный вопрос»
«Лови ошибку»
«Ключевые термины»

Стадия вызова«Кластер»	«Загадка»	«Корзина идей»	«Отсроченная догадка»	«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»«Театрализация»«Верите ли вы, что…»	«Интеллектуальная разминка (опрос) или тест»«Дискуссия»«Перепутанные логические цепочки»«Проблемный

Слайд 9Приём «Кластер»

Информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события,

описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре

находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием.
В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.
Приём «Кластер» Информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров

Слайд 10Звуки языка
Гласные
Согласные
Ударные
Безударные
Глухие
Звонкие
Твердые
Мягкие








Звуки языкаГласныеСогласныеУдарныеБезударныеГлухиеЗвонкиеТвердыеМягкие

Слайд 11Приём «Корзина идей»

Метод
организации
индивидуальной и групповой
работы

учащихся
на начальной
стадии урока,
когда идет актуализация
имеющегося у

них
опыта и знаний.
Приём «Корзина идей» Метод организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация

Слайд 12Приём «Корзина идей»
идеи
понятия
предположения
решения
имена
На доске рисунок корзины.
В нее будем условно

собирать все,
что знаем по теме.

Приём «Корзина идей»идеипонятияпредположениярешенияименаНа доске рисунок корзины. В нее будем условно собирать все, что знаем по теме.

Слайд 13Этапы работы:

Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по

теме.
Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все,

что знает об этом.

Строго индивидуальная
работа,
(продолжительность
1-2 минуты).
Этапы работы:Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по теме. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает

Слайд 14Этапы работы:

Затем происходит обмен информацией в парах или группах.


Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа 3

минуты) .
В обсуждении ученики
выясняют,
в чем совпали мнения,
из-за чего возникли
разногласия.
Этапы работы: Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием

Слайд 15Этапы работы:
Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно

сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется

список идей).

Все сведения кратко в виде тезисов записываются
учителем
в «корзинке» идей
(без комментариев),
даже если они ошибочны.
Этапы работы: Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя

Слайд 16Этапы работы:
В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена,

проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока.

Далее в ходе

урока эти разрозненные факты или мнения, проблемы
или понятия могут быть
связаны в логические цепи.

Все ошибки исправляются
далее, по мере освоения
новой информации.
Этапы работы: В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока.

Слайд 17- Мы говорим почва. А что же такое почва?
Приём «Корзина идей»
Каждая

группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:
Почва – это …

земля
… растительная земля
… вещество
… суша, а не вода
… место обитания, дом животных
Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.
Постановка целей урока.
- Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит  найти научный ответ на вопрос, что такое почва.
- Мы говорим почва. А что же такое почва?Приём «Корзина идей»Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:Почва

Слайд 18Приём «Отсроченная догадка»
Дети высказывают предположения по заявленной теме.
Но

все же вопрос остаётся открытым
почти до конца урока.
В конце

урока дети
должны самостоятельно
дать на него ответ.
Приём «Отсроченная догадка» Дети высказывают предположения по заявленной теме. Но все же вопрос остаётся открытымпочти до конца

Слайд 19Приём «Верите ли вы, что»

Учитель зачитывает утверждения, связанные с

темой урока, учащиеся записывают ответы в виде : «да» или

«нет».
Приём «Верите ли вы, что» Учитель зачитывает утверждения, связанные с темой урока, учащиеся записывают ответы в виде

Слайд 20Урок «Окружающий мир» 3класс, «Почва»
Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У

каждого на парте таблица, как  на доске. Я буду читать

вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.
Вопросы:
… ветер может разрушить горы?
… опавшие осенью листья вредят почве?
… 1см почвы образуется за 300 лет?
… норы животных, живущих в почве, разрушают её?
… растения участвуют в образовании почвы?
… почва и камень родственники?
… почва – наша кормилица?

Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть,
насколько были правы.

Урок «Окружающий мир» 3класс, «Почва»Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как  на доске.

Слайд 21“Лови ошибку”
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает

учащимся выявить допущенные ошибки.
Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки

2 уровней:

явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;

скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
“Лови ошибку”Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.Важно, чтобы задание содержало

Слайд 22Прием «Ключевые термины»
Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов

и выписывает их на доску.
Вариант «а»: Парам отводится 5 минут

на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем тексте.

Вариант «б»: Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины.

При знакомстве с исходным содержанием, учащиеся сопоставляют «свою» версия и версию «оригинального текста». Описанное задание обычно используется на стадии «вызова», однако на стадии «рефлексии» целесообразно вернуться к ключевым терминам и обсудить обнаруженные совпадения и выявленные разногласия. Использование данной формы развивает воображение, фантазию, способствует активизации внимания при знакомстве с текстом оригинала.
Прием «Ключевые термины» Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доску.Вариант «а»: Парам

Слайд 23Приём«Перепутанные логические цепочки»
Отрывки из текста, цитаты, события необходимо расположить в

хронологическом порядке, составить логическую цепочку.

Приём«Перепутанные логические цепочки»Отрывки из текста, цитаты, события необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку.

Слайд 24Приём «Инсерт»
Во время чтения текста учащиеся делают на полях

пометки:
«V» – уже знал;
«+» – новое;
« –

» – думал иначе;
«?» – не понял, есть вопросы.
При этом можно использовать несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка «+» , «V», «–», «?». Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.
Приём «Инсерт» Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» –

Слайд 25Приём «Чтение с остановками».
Очень эффективен при работе над чтением

текста проблемного содержания. Он помогает прорабатывать материал детально. Кроме того,

учащиеся имеют возможность пофантазировать, оценить факт или событие критически, высказать свое мнение. Здесь происходит обучение как критическому мышлению, так сказать рефлексивному, на стадии осмысления материала, так и творческому, на стадии
прогнозирования событий.
Приём «Чтение с остановками».  Очень эффективен при работе над чтением текста проблемного содержания. Он помогает прорабатывать

Слайд 26Примерные вопросы:

По названию предположите, о чем будет рассказ?
▪ Какие

события могут произойти в описанной обстановке?
▪ Какие ассоциации вызывают у

вас
имена, фамилии героев?
▪ Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?
▪ Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы закончили его?
▪ Что будет с героем после событий рассказа?
Примерные вопросы: По названию предположите, о чем будет рассказ?▪ Какие события могут произойти в описанной обстановке?▪ Какие

Слайд 27Приём «Двойной дневник».

Приём «Двойной дневник».

Слайд 28Приём «Карусель»
Групповая работа.
Формулируются проблемные вопросы открытого характера по

количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3 с написанными

на них вопросами /по одному на каждом/.
По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке.
Учащиеся совместно дают ответ
на каждый проблемный вопрос,
не повторяясь.
Приём «Карусель» Групповая работа. Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы

Слайд 29III. Стадия рефлексии

«Синквейн»
«РАФТ»
«Шесть шляп»
«Психорисунок»
«Последнее слово за мной»


III. Стадия рефлексии«Синквейн»«РАФТ»«Шесть шляп» «Психорисунок»«Последнее слово за мной»

Слайд 30 Приём «Синквейн» Правила написания синквейна:
Одно слово. Существительное или местоимение,

обозначающее предмет, о котором идет речь. Два слова. Прилагательные или причастия,

описывающие признаки и свойства выбранного предмета. Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия. Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту. Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.
Приём «Синквейн»  Правила написания синквейна: Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет

Слайд 32 Приём «Шесть шляп».
Каждая группа получает цветные шляпы с

надписями.
После обсуждения в группах выслушиваются
ответы детей.

Белая шляпа. Факты. Полезные

ископаемые бывают
твердые, жидкие и газообразные.
Жёлтая. Позитивное мышление. Для жизни человека и производства необходима добыча полезных ископаемых.
Черная. Проблема. При добыче полезных ископаемых нарушается экологическое равновесие и происходит загрязнение окружающей среды.
Красная. Эмоции. Больше всего на уроке нам понравилось рассматривать полезные ископаемые и выделять их свойства.
Зеленая. Творчество. Местонахождение залежей многих ископаемых человеку еще не известно. 
Синяя .Философия. Обобщают высказывания каждой группы.
Приём «Шесть шляп».  Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются

Слайд 33Критическое мышление – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и

умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка.


Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания. Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.
Критическое мышление – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика