Слайд 1Внеклассное занятие по русскому языку
Конкурс грамотеев
4 класс
Составила Балашова М.В.
Мунм
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 4 города Данкова Липецкой области
Слайд 2Отборочный тур
Как называют звуки, состоящие только из голоса?
Какая часть
слова самая главная?
В названии какого дня недели есть удвоенная
согласная?
Сколько гласных букв в русском языке?
В каком глаголе нет слышится сто раз?
Сколько гласных звуков в русской речи?
Сколько слогов в слове да?
Слайд 3Какие слова называют антонимами?
Когда пишется разделительный мягкий знак?
Какие
слова в русском языке называются однокоренными?
Когда пишется разделительный твердый знак?
Какие слова называются синонимами?
С помощью каких частей слова образуются слова других частей речи?
Что называется склонением?
Как образовать начальную форму имени прилагательного?
Как образовать начальную форму глагола?
Слайд 4Узнай название
1. Не крапива, а жжётся
2. До чего
же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару
ног,
Чтобы сам я бегать мог.
1. Он звонит, звонит, звонит,
Очень многим он велит:
То сядь да учись,
То встань, разойдись.
2. Белая чайка
По черному полю скакала,
Следы за собой оставляла.
Слайд 51. Чёрный Ивашка, деревянная рубашка,
Где носом ведёт, там заметку кладёт
2.
На столе передо мной
Закрутился: шар земной:
Арктика, Экватор, Полюс, —
Уместил всю
землю...
1. На пяти проводах
Отдыхает стая птиц.
2. В белое поле синие
Протянулись линии,
А по ним друзья идут,
Друг друга за руки ведут
Слайд 61. Первая книжка для всех детишек:
Учит — мучит, а научит
— радует.
2. Я - сборник карт; от ударенья
Зависят два
моих значенья.
Захочешь - превращусь в названье
Блестящей, шелковистой ткани я.
1. Конь стальной, хвост льняной
2. Расписан день в нем по часам, Дела я вписываю сам. Куда сходить, что мне купить, О чем бы мне не позабыть. Во всем он помогает мне, Лежит на письменном столе.
Слайд 72. Продлевает жизнь тетрадкам
И учебникам немножко, С ней они всегда в порядке — Защищает их..
А и Б сидели на трубе,
А упала, Б пропала
Что осталось на трубе?
Слайд 9Определить часть речи
Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
Слайд 10Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам
Что
без меня предметы? Лишь названья.
А я приду — все
в действие придет.
Слайд 11Объясните значение фразеологизма одним словом
Кожа да кости
перемывать косточки
дырявая память хоть кровь из
носу
на всех парусах рукой подать
сбить с толку как рыба в воде
лететь сломя голову из рук валится
попасть пальцем в небо много воды
утекло
Слайд 12Произнести скороговорку хором
Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель.
И матросы две недели карамель на мели ели.
Косарь Касьян
косой косит сено. Не скосит Касьян-косарь покоса .
Слайд 14Синонимы - антонимы
1. Найдите слово, которое не является синонимом к
остальным словам:
храбрый, отважный, находчивый, бесстрашный.
1. Найдите слово, которое не является синонимом
к остальным словам:
крупный,огромный, трусливый, большой.
Слайд 15Синонимы - антонимы
2.Найдите слово, которое является антонимом к остальным:
Вредный, целебный, ядовитый,
бесполезный.
2. Найдите слово, которое является антонимом к остальным:
Скиталец, бродяга, путешественник,
домосед.
Слайд 16Наборщик
Из букв слова составить слова
ПРОСТОКВАША
Слайд 17Конкурс болельщиков
1. Из чего состоит предложение?
2. Как пишутся имена людей, клички животных.
3. Какие
знаки ставятся в конце предложения?
4. Как пишется первое слово в предложении?
5. Как
определить сколько в слове слогов?
6. Как переносится слово?
7. Чем звуки отличаются от букв?
8. Чем обозначается на письме звук?
9. Какие два звука обозначает буква Е
10. Какие два звука обозначает буква Ё?
11. Сколько букв в русском алфавите?
Слайд 19Конкурс фонетический
1. Поставьте правильно ударение
Портфель, случай, статуя, магазин, красивее, звонит,
километр.
2. Сосчитайте сколько звуков и сколько букв в словах
Юля, коньки,
солнце.
3. Вставьте пропущенные буквы
Ц…ркуль, л…нейка, м…лоток, ю…ка, к…рман, б…лото, рук…ва.
1. Поставьте правильно ударение
Алфавит, средство, столяр, библиотека, баловать, повторим, шофёр.
2. Сосчитайте сколько звуков и сколько букв в словах
Ёж, деньги, сердце
3. Вставьте пропущенные буквы.
Ц…ркуль, л…нейка, м…лоток, ю…ка, к…рман, б…лото, рук…ва.
Слайд 21Кроссворд
1.Как называется часть речи, которая обозначает признак предмета?
2.Как называется изменение
глагола настоящего времени по лицам и числам?
3.Как называется изменение имен
существительных?
4.Какой частью речи является слово, обозначающее предмет?
5.Определи часть речи выделенного слова:
Снежное покрывало землю покрывало.
Слайд 22Конкурс болельщиков «Что это?»
1. Его «проглатывают», упорно не желая о
чём-нибудь говорить; он хорошо «подвешен» у человека, который говорит бойко,
легко; за него «тянут», им «дёргают», настойчиво заставляя высказываться; его «держат за зубами», когда не хотят говорить лишнего.
2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
(Язык)
(Уши)
Слайд 26нота «до» + закрытые ценности в земле
кабан – ан
+ лук
ква + рак – ак + тира
с
+ место стоянки судов
череп – п + муха
корь – ь + идол – л + р
Слайд 28 Угадай задуманное слово:
Аталоп
Кимхенат
Отаткел
Куринос
Слайд 30. Конкурс капитанов . Найдите третье лишнее
1команда: А) Гореть, угорать,
гора. Б) Горе, нагорный, горевать .В) Пот, потолок, потливый.
2 команда: А) Море, морщины, морской. Б) Боль, большой, больница. В) Вода, водить, водник.
Слайд 31Найдите четвёртое лишнее.
1 команда
А) Носок, мозоль, георгин, помидор.
Б) Тюль, бюллетень, гроздь, рояль. В) Магистраль, цитадель, фланель, панцирь. 2 команда
А) Ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки. Б) Брюки, хлопоты, дверцы, вилы. В) Дебри, прения, игры, шахматы.
Слайд 32Шуточные вопросы
1)Что такое: днём кланяется, а ночью звёзды считает?
2)
Какую часть слова можно в земле найти?
3) Какую строчку
не прочтёт ни один грамотей?
4) Из какого крана нельзя брать воду?
5) Какая гусеница не годится для танка?
Слайд 33Шуточные вопросы
6) Какой кистью не выкрасишь стену?
(Кистью руки)
7) По какому мостику нельзя
перейти через реку?
(По гимнастическому)
8) Какой
губкой нельзя мыться?
(Губка – губа, часть лица)
9) Из какого полотна нельзя
сшить рубашку?
(Из железнодорожного)
Слайд 34Лингвистические загадки
1) Нас много в играх набирают,
А
иногда и на нос надевают.
(Очки)
2) Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей.
(Нос)
Слайд 35 Расшифровать телеграмму, составив из морфем слова
Вы …
приставка как
в слове прехорошенькая
корень как в слове красавица, суффикс как в слове вольный, окончание как в слове счастливые, корень как в слове ученый, суффикс в слове смотреть, суффикс как в слове водник, окончание как в слове рыбаки. корень как в слове поверье, суффикс как в слове проходная, окончание как в слове любимые, корень как в слове подружка (ж//з), окончание как в слове семья.
ВЫ ПРЕКРАСНЫЕ УЧЕНИКИ И ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ!
Слайд 36Шарады
Всего две ноты и предлог построить я на даче смог.
Домик
Начало слова – лес, конец – стихотворение,
А целое –
растет, хотя и не растение.
Борода
Начало – голос птицы, конец на дне пруда,
А целое в музее найдете без труда.
Картина
Начало деревом зовется, конец – местоимение.
Здесь, в книге, целое найдется, и в каждой
строчке есть они.
Буквы
Слайд 37Владимир Луговской
«Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о
нем, изучайте его, и вам откроется лицо безграничных радостей, ибо
безграничны сокровища русского языка».
Слайд 38
Максим Горький
«Язык - инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо
им владеть».
Слайд 40Источники информации
http://www.proshkolu.ru/club/classru/file2/1902291
http://www.liveinternet.ru/users/3991958/post139228633/
http://www.lenagold.ru/fon/clipart/z/zont2.html
http://www.lenagold.ru/fon/clipart/n/nog.html
http://www.lenagold.ru/fon/clipart/e/elka.html
http://www.lenagold.ru/fon/clipart/s/stol.html
http://www.lenagold.ru/fon/clipart/r/roza/gelt.html
http://www.zodiac.dp.ua/Kollektsionnie-figurki/Plot-p1051.php
http://www.smart-central.com/walrus.htm
http://www.liveinternet.ru/users/3422645/post182522540/
http://www.lenagold.ru/fon/clipart/k/korz.html
http://www.lenagold.ru/fon/clipart/l/losh2.html
http://www.lenagold.ru/fon/clipart/k/kow.html
http://www.lenagold.ru/fon/clipart/k/kury2.html
http://www.lenagold.ru/fon/clipart/o/ovc.html
Слайд 41Фон http://img-fotki.yandex.ru/get/9259/112424586.7b6/0_c017e_2af01409_XL.jpg
Интернет-ресурсы:
Литература:
1. И.В.Аверьянова, Н.Н.Лапшина Предметные недели и праздники.. Издательство «Учитель»
2008г.
2. В.В. Волина Веселая грамматика.. Издательство Москва «Просвещение» 1994 г.
3..
Кузнецова Н.В. Работа с синонимами антонимами на уроках русского
языка в начальной школе. – М.:Чистые пруды, 2007
4. Н.Н. Ушаков Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах.. Издательство Москва «Просвещение» 1978 г.
5. Шукейло В.А. Русский язык в начальных классах. Сочетание
традиционных и нетрадиционных форм обучения - СПб: СМИО Пресс,2004