Разделы презентаций


Возможности межпредметной интеграции на уроках "Окружающего мира"

Содержание

Основной целью данной работы является анализ существующего экологического образования младших школьников и его реализация в процессе изучения курса «Окружающий мир», поиск путей повышения эффективности экологического воспитания младших школьников.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Письменная работа (проект)

Возможности межпредметной интеграции на уроках «Окружающего мира»

Составитель: Лесникова

Т. А.

Письменная работа  (проект)Возможности межпредметной интеграции на уроках «Окружающего мира»Составитель: Лесникова Т. А.

Слайд 2Основной целью данной работы является анализ существующего экологического образования младших

школьников и его реализация в процессе изучения курса «Окружающий мир»,

поиск путей повышения эффективности экологического воспитания младших школьников.

Основной целью данной работы является анализ существующего экологического образования младших школьников и его реализация в процессе изучения

Слайд 3Объект исследования – процесс экологического образования младшего школьника.
Предмет исследования –

формирование у младших школьников экологических отношений.

Объект исследования – процесс экологического образования младшего школьника.Предмет исследования – формирование у младших школьников экологических отношений.

Слайд 4Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть содержание

и основные принципы экологического образования и воспитания младших школьников.
Провести

анализ объёма и структуры основных экологических представлений и понятий, формирующихся у младших школьников при изучении курса «Окружающий мир» и их использования в практической деятельности.
Изучить организацию экологического обучения младших школьников в курсе окружающего мира, обобщить имеющийся опыт.
Проанализировать роль интеграции в экологическом образовании младших школьников.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: Рассмотреть содержание и основные принципы экологического образования и воспитания

Слайд 5Гипотеза – процесс формирования экологических отношений у младших школьников будет

эффективным если:
Формирование экологических отношений будет осуществляться не только на

уроках окружающего мира, но и на других уроках.
Если будут проводиться интегрированные уроки экологического содержания.

Гипотеза – процесс формирования экологических отношений у младших школьников будет эффективным если: Формирование экологических отношений будет осуществляться

Слайд 6Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается:
применением комплекса теоретических и

эмпирических методов исследования, адекватных его логике и задачам;
теоретической обоснованностью

исходных позиций, использованием комплексных методик при организации работы, количественным и качественным анализом полученных данных.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается: применением комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его логике и

Слайд 7Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
интеграция содержания образования рассмотрена

в качестве системообразующего фактора становления экологической культуры личности;
получили дальнейшее

развитие научные представления об экологическом образовании младших школьников. Рассмотрены принципы отбора содержания учебных задач как отображение специфики регионального компонента экологического образования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: интеграция содержания образования рассмотрена в качестве системообразующего фактора становления экологической культуры

Слайд 8Практическая значимость исследования состоит в том, что:
рассмотрение интеграции содержания

образования в качестве системообразующего фактора становления экологической культуры личности позволяет

вывести ее (интеграцию) на более высокий уровень реализации;
разработанный автором учебно-методический комплект «Мир вокруг нас» обогащает содержание и методику изучения «Окружающего мира» в начальной школе, его краеведческую и деятельностную направленность.

Практическая значимость исследования состоит в том, что: рассмотрение интеграции содержания образования в качестве системообразующего фактора становления экологической

Слайд 9Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем

мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному

окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.
Система учебных курсов под названием «Зелёный дом» разработана А.А. Плешаковым (1999). Их разработка началась более десяти лет назад в Институте общего образования Министерства образования Российской Федерации.

Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к

Слайд 10Особое место в системе непрерывного экологического образования занимает начальная школа,

где целенаправленно закладываются начала экологической культуры детей. Цели, задачи, содержание,

формы и методы экологического образования и воспитания младших школьников нашли отражение в работах Л.П. Салеевой, И.К. Блиновой, В.М. Минаевой, А.А. Плешакова, А.Е. Тихоновой, А.А. Вахрушева, О.В. Бурского.
В исследовании вопросов формирования экологической культуры младших школьников лежат концепции И.Д. Зверева и А.Н. Захлебного, намечающие основные пути решения данной проблемы:
а) интеграция естественнонаучных и общественно-гуманитарных знаний;
б) формирование экологического сознания и мышления, нравственно-этического восприятия природы.

Особое место в системе непрерывного экологического образования занимает начальная школа, где целенаправленно закладываются начала экологической культуры детей.

Слайд 11Основные принципы экологического образования и воспитания учащихся.
Систематичность и непрерывность

экологического образования и воспитания.
Междисциплинарность в экологическом образовании и воспитании.


Принцип интеграции естественнонаучных, нравственно-эстетических, социально-экономических, правовых аспектов экологических взаимодействий обеспечивает взаимосвязь всех сфер теоретического и практического сознания и различных видов деятельности младших школьников.
Единство интеллектуального и эмоционального восприятия среды и практической деятельности учащихся по её усмотрению.
Основные принципы экологического образования и воспитания учащихся. Систематичность и непрерывность экологического образования и воспитания. Междисциплинарность в экологическом

Слайд 12На основе исследований И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, И.Т. Суравегиной и

исходя из работ А.Е. Тихоновой, Л.П. Салеевой, разработана система экологических

знаний (Тарасова, 2000). В эту систему знаний вошли два блока:
1. Блок опорных экологических знаний.
2. Блок природоохранных знаний.

На основе исследований И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, И.Т. Суравегиной и исходя из работ А.Е. Тихоновой, Л.П. Салеевой,

Слайд 13Межпредметная интеграция в экологическом образовании школьников.
Интеграция в экологическом

образовании школьников представляет собой вариант педагогической модификации

и практической реализации идей системного подхода. В научном понимании междисциплинарность – это взаимодействие наук, которое предполагает использование для решения какой-либо приоритетной задачи всего интеллектуального потенциала научного знания. Междисциплинарность может быть также определена и как применение в рамках одного какого-либо конкретного исследования нескольких научных методов.
Межпредметная интеграция в экологическом образовании школьников. Интеграция в  экологическом  образовании  школьников представляет собой вариант

Слайд 14Экологическое воспитание.
Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой

оставил нам выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. По его мнению, природа

лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. Отношение детей и подростков к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа – это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом. Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства, нужно привить ему чувства с раннего возраста. Чтобы воспитать все эти чувства в детях, учителя начальных классов используют различные формы работы в этом направлении.
Экологическое воспитание. Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. По

Слайд 15Экологическое воспитание учащихся осуществляется в урочной и внеурочной деятельности. Внеурочная

работа более интересна для учащихся своей свободной формой, а классная

– несёт больше информации. Для того, чтобы заинтересовать учащихся, уроки должны быть разнообразными, интересными, увлекательными. Необходимо, чтобы ребята были не только слушателями, но и сами принимали активное участие в проведении урока. Работа по системе «Зелёный дом», разработанной А.А. Плешаковым, предусматривает формирование у младших школьников представление об экологии как науке о взаимосвязях всего живого в природе в доступной для учеников этого возраста форме. Основные экологические понятия усваиваются в ходе уроков.
Экологическое воспитание учащихся осуществляется в урочной и внеурочной деятельности. Внеурочная работа более интересна для учащихся своей свободной

Слайд 16Учебный курс «Мир вокруг нас» (автор концепции и учебников для

I-IV классов А. А. Плешаков) изначально является интегрированным. Последовательно и

ёмко раскрывать ключевую идею курса – неразрывное единство человека, общества и природы – и создавать единое целостное полотно учебного повествования позволяют интегративные связи между составляющими его естественнонаучным, экологическим, обществоведческим материалом.
Учебный курс «Мир вокруг нас» (автор концепции и учебников для I-IV классов А. А. Плешаков) изначально является

Слайд 17Формирование экологических отношений

в процессе  изучения школьных дисциплин.


Реализация  принципа междисциплинарности предполагает введение экологического материала и в другие учебные дисциплины, согласованное распределение экологического содержания в структуре отдельных учебных предметов и соответствующее применение этих знаний в посильной для детей деятельности.

Формирование экологических отношений              в

Слайд 18Уроки математики.
Составляется и решается задача: сколько весит израсходованная тобою

бумага, сколько древесины требуется для её изготовления, сколько деревьев для

этого надо срубить? А ещё предстоит узнать, сколько лет растёт дерево. В итоге остаётся узнать, сколько новых деревьев надо посадить в конце учебного года, чтобы вернуть земле деревья, использованные для изготовления твоих пособий?
На производство одной тонны бумаги требуется 17 деревьев. Каждая тонна макулатуры спасает эти деревья от вырубки. Сколько нужно собрать макулатуры, чтобы сохранить 51 дерево?

С целью повышения активности и интереса детей к решению арифметических примеров использую задания экологического содержания. Предлагаются примеры: какое из деревьев, растущих на улицах, является лучшим «пылесосом»: 15*8-(48+49)=?
Берёза – 28 Сосна – 17 Тополь – 23
Выясняется, почему тополь является  лучшим «пылесосом», какую пользу приносит он, очищая воздух от пыли и ядовитых газов на улицах.

Уроки математики. Составляется и решается задача: сколько весит израсходованная тобою бумага, сколько древесины требуется для её изготовления,

Слайд 19Уроки русского языка.
Проводя работу по развитию речи, объясняется значение

пословиц: Лес и вода – брат и сестра. Много леса

– береги, мало леса – посади. Много снега – много хлеба. Составляется рассказ по картинке или на заданную тему, пишется сочинение. Темы могут быть различные: «Пробуждение природы», «Звуки леса», «В гости к лесу», «Путешествие скворца» и другие. На уроке  описывается какое-либо животное, цветок, дерево или отдельный уголок природы.  Эти задания помогают повторить знания о взаимосвязях в природе, способствуют развитию воспринимать красоту природы и передавать  свои впечатления с помощью слова, т.е. формируют мотивы охраны природы.
Уроки русского языка. Проводя работу по развитию речи, объясняется значение пословиц: Лес и вода – брат и

Слайд 20Уроки литературного чтения.
Уроки, на которых дети знакомятся с произведениями

о весне, начинаются с прослушивания музыки из альбома П.И.Чайковского «Времена

года». Дети представляют журчание весенних ручьёв, пение первых весенних птиц, звон капели. Затем рассматривают репродукции картин В.Саврасова, И.Левитана. Дети вспоминают увиденное и пережитое ими самими, сопоставляют свои ощущения с музыкой. На уроках звучат стихи о природе Ф.Тютчева, В.Жуковского, А.Пушкина, Н.Некрасова, отрывки из прозаических произведений А.Чехова, М.Пришвина и др.

Уроки литературного чтения. Уроки, на которых дети знакомятся с произведениями о весне, начинаются с прослушивания музыки из

Слайд 21Уроки изобразительного искусства и трудового обучения.
Большой эмоциональный всплеск дают

уроки  изобразительного искусства и трудового обучения. На этих уроках дети не

только учатся видеть красоту природы, Но и изображать её. При этом не просто изображать лес или речку, а показывать их своеобразие, характер. Например, предлагается нарисовать лес, населённый добрыми существами, и лес, в котором живёт Баба-Яга. Зимой начинает свою работу «птичья столовая». Продумывается, где лучше разместить «столовую», какие кормушки для каких птиц смастерить. На уроках  трудового обучения и дома изготовляются кормушки, накапливается корм. Открытие «птичьей столовой» всегда проводится торжественно. В течение зимы дети поочерёдно ведут наблюдение за «столовой». Особая радость возникает, когда замечается, что птицы привыкли к «столовой» и радуются, когда дети приходят к ним.

Уроки изобразительного искусства и трудового обучения. Большой эмоциональный всплеск дают уроки  изобразительного искусства и трудового обучения. На этих

Слайд 22Внеклассная работа.
В систему внеурочной работы, входят школьные олимпиады, предметные

недели, праздники, кружки и экологические факультативы. В программу предметных недель

обычно включают: конкурс газет по экологической тематике, КВН по экологическому краеведению, школьные олимпиады.
Особое место среди всех видов массовых внеклассных мероприятий занимают натуралистические кампании: «Неделя леса», «Неделя сада», «Праздник русской берёзки», «Праздник цветов», «Праздник урожая», «День птиц» и другие. Проведение этих мероприятий связано с длительной подготовкой, заключающейся в разнообразной работе школьников: наблюдения в природе, постановка простейших опытов, сбор природного материала для выставок, участие в озеленительных работах на территории школы. Вся подготовительная работа должна заканчиваться организацией праздника, на котором подводятся итоги проделанной работы школьников. Работа кружков и факультативов позволяет углубленно изучать вопросы, выйти на практическое применение экологических знаний.
Внеклассная работа. В систему внеурочной работы, входят школьные олимпиады, предметные недели, праздники, кружки и экологические факультативы. В

Слайд 23Заключение.
Курс окружающего мира сам по себе уже является интегрированным,

так как в нём объединены начальные представления таких наук как

география, физика, химия, биология и других, но цели экологического образования будут достигаться эффективнее при изучении экологических знаний на межпредметном уровне.
В результате изучения курса «Окружающий мир» у младших школьников расширяется кругозор, повышается эффективность обучения. Дети получают целостную картину окружающего мира, у них формируются элементы научного мировоззрения. Этот курс насыщен творческими заданиями экологической направленности, представленными в рабочих тетрадях и учебниках, что учит детей мыслить широко и разносторонне, искать пути решения экологических проблем соответственно возраста. Если формирование экологических отношений будет осуществляться не только на уроках окружающего мира, но и на других уроках, то процесс формирования экологических отношений у младших школьников будет эффективным.
Помимо разработки интегрированных курсов, проводятся и отдельные интегрированные уроки: окружающий мир и русский язык, окружающий мир и чтение. В результате проведения таких уроков у младших школьников процессы формирования и восприятия экологических понятий происходит намного активнее.

Заключение. Курс окружающего мира сам по себе уже является интегрированным, так как в нём объединены начальные представления

Слайд 24Литература.
1. Алексеев С.В., Симонова Л.В. Идея целостности в системе

экологического образования младших школьников. //Начальная школа, 1999, №1.
2. Захлебный А.М.,

Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеурочной работе. М., 1984.
3. Белянкова Н.М. Интеграция предметов естественнонаучного и гуманитарного-эстетического циклов при изучении раннецветущих растений. //Начальная школа, 2003, № 4.
4. Зверев И.Д. Организация экологического образования в школе. М., 1990.
5. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания: Учеб. пособ. для высш. пед. учеб. заведений / Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. – М.: Академия, 2004.– 496 с.
6. Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками.//Начальная школа, 1998, №6.
7. Крючкова Е.А. Историко-обществоведческий компонент в курсе «Мир вокруг нас». //Начальная школа, 2003, № 8.
8. Кузнецов В.Н. Программы: Экология. М.: Просвещение, 1998.
9. Павленко Е.С. Экологическое образование и воспитание младших школьников. //Начальная школа, 1998, №5.
10. Пахомов А.П. Методические рекомендации по формированию у детей мотивации к овладению экологическими знаниями. //Начальная школа, 1998,№6.

Литература. 1. Алексеев С.В., Симонова Л.В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников. //Начальная школа, 1999,

Слайд 2511. Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И. - М.: Российское

педагогическое агентство, 1995. – 638 с.
12. Педагогика: Учебное пособие

/ В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, С.Е. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 512 с.
13. Педагогический энциклопедический словарь. / Гл. ред. Бим – Бад Б.М. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.: ил.
14. Плешаков А.А. Экология для младших школьников. М.: Просвещение, 1995.
15. Программа «Природоведение». Начальная школа. – М.: «Дрофа», 2000.
16. Симонова Л.П. О перспективах развития экологического образования в начальной школе. //Начальная школа, 1998, №6.
17. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе. – М., 2000
18. Сорокоумова Е.А. Работа с учебным текстом экологического содержания.//Начальная школа, 1998, №6.
19. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1988.
20. Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе. //Начальная школа, 2000, №10
21. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: теория и методика внеурочной работы. – М., 2000.
22. Шевчук Н.А. Мир вокруг нас. //Начальная школа плюс и минус, 2000,№8.
23. Экологическое воспитание школьников.//География в школе, 1989, №5.

11. Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. – 638 с. 12.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика