Слайд 1
Здоровьесберегающие технологии как средство повышения успешности жизнедеятельности учащихся
в начальной
школе
Выполнила: учитель начальных классов
Донец Н.А.
Слайд 2
Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии»
можно рассматривать и как качественную характеристику любой
образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность
тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии
обучения и воспитания, наделяют их
признаком здоровьесбережения.
Слайд 3 «Здоровье - не всё, но всё без здоровья
- ничто»
Сократ
Слайд 5Модель индивидуального здоровья
Слайд 7 Здоровье ученика в норме, если:
в физическом плане –
здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать
усталость;
в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.
Слайд 8ЭКОЛОГИЯ
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
МЕДИЦИНА
ОКРУЖАЮЩАЯ
СРЕДА
Факторы,
формирующие здоровье ребенка
10-15%
15-20%
10-15%
50-55%
социальная
Слайд 9Дети от 6-17 лет
70 % времени
бодрствования
проводят в учебном
заведении
Слайд 10 Наша задача как педагогов:
организовать урок таким образом,
чтобы учащиеся не только приобретали новые знания, но и оставались
здоровыми.
Слайд 11Типы технологий
- Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация
здорового питания)
- Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж,
фитотерапия, арттерапия)
- Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)
- Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по
развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные
мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)
Слайд 12Шкала трудности предметов для младших классов
Слайд 13В структуре урока, учителями
начальной школы
применяются следующие элементы
здоровье
сберегающих технологий:
положительный эмоциональный настрой на уроке;
оптимальный темп ведения урока;
подача материала
доступным рациональным способом;
наглядность;
смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.);
физкультминутки, динамические паузы;
Слайд 14дифференцированный подход в обучении;
групповая работа, работа в парах;
игра, игровые моменты;
гимнастика;
воспитательные моменты на уроке (беседы) и
во внеурочной деятельности;
санитарно – гигиенические условия;
Слайд 151. Эмоциональный настрой
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Тут затеи и
задачи,
Игры, шутки – всё для вас!
Пожелаем вам удачи –
За
работу, в добрый час!
На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший дружный класс
Всё получится у нас!
Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.
Слайд 162. Оптимальный темп проведения
урока, демократичный стиль общения
позволяют
учащимся сосредоточиться
на работе, лучше усвоить материал.
3. Подача материала должна
быть в доступной форме,
понятной младшему школьнику,
с учётом его возрастных
особенностей.
Слайд 174. Наглядность, используемая на уроке,
способствует конкретизации
изучаемого материала, повышает
интерес учащихся.
Слайд 185. Смена видов деятельности
(работа у доски,
с учебником, устно,
в
тетрадях и т. д.),
разнообразие заданий,
направлены на поддержание
интереса
и снятие повышенной утомляемости.
Слайд 20Требования к проведению физкультминуток
Упражнения должны быть разнообразны, так как
однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность.
Физкультминутки
должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.
Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
Слайд 21 Физиологически обоснованное проведение физкультминуток –
15-20-я минута урока.
В 1-м
классе рекомендованы 2-3 физкультминутки, во 2-4-м классах –
1-2 физкультминутки.
Длительность их приведения 3-5 минут.
Комплекс физкультминуток состоит
из 7-9 упражнений.
Слайд 227. Дифференцированное обучение
При дифференцированном обучении
каждый ребёнок получает
от урока только
положительные эмоции,
ощущает защищённость и
испытывает
интерес к учёбе.
Слайд 238. Групповая работа, работа в парах
Слайд 249. Игра, игровые моменты
Применение игровых технологий на уроке
в комплексе с другими приёмами
и методами организации учебных занятий
укрепляет мотивацию на изучение предмета,
помогает вызвать положительные эмоции,
увидеть индивидуальность детей.
Слайд 2510. Гимнастика
пальчиковая гимнастика;
дыхательная гимнастика;
гимнастика для глаз;
разминка для губ и языка.
Слайд 2611. Воспитательные моменты на уроке и во внеурочной деятельности.
Слайд 2812.Работа с родителями
Беседы по укреплению здоровья.
Анкетирование
Консультации
Слайд 29Температура и свежесть воздуха (чистота воздуха – фактор работоспособности и
успешности учащихся);
Качество освещения класса и доски (помните естественно освещение благоприятнее,
чем искусственное);
Чистота помещения, аккуратность;
Чистота классной доски.
13. Санитарно - гигиеническое
состояние класса,
его освещенность.
Слайд 3014. 10 золотых правил здоровьесбережения:
Соблюдайте режим дня!
Обращайте больше внимания на
питание!
Больше двигайтесь!
Спите в прохладной комнате!
Не гасите в себе гнев, дайте
ему вырваться наружу!
Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
Гоните прочь уныние и хандру!
Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
Желайте себе и окружающим только добра!
Слайд 31«Чтобы сделать ребёнка
умным и рассудительным,
сделайте его
крепким и
здоровым».
Жан-Жак Руссо
Слайд 32Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:
1) обстановку и
гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность
освещения класса и доски, наличие/отсутствие
монотонных, неприятных
звуковых раздражителей и т.д.;
Слайд 332) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание,
рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач
и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;
Слайд 343) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности.
Ориентировочная норма – 7-10 минут;
4)число видов преподавания: словесный, наглядный,
аудиовизуальный,
самостоятельная работа и т.д.
Норма – не менее трех;
Слайд 355) чередование видов преподавания.
Норма – не позже чем через
10-15 минут;
6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих
активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора
(свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.);
активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие
(интеллекта, эмоций, общения, воображения,
самооценки и взаимооценки);
Слайд 367) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими
нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;
8) позы учащихся, чередование поз;
9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;
Слайд 3710) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке
(интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес
к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;
Слайд 3811) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем
и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения
к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся
знаний о возможных последствиях
выбора поведения и т.д.;
Слайд 3912) психологический климат на уроке;
13) наличие на уроке
эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;