Слайд 1Здоровьесберегающие
технологии в
начальной школе
Слайд 2Теоретическое обоснование проблемы.
Организация урока в условиях здоровьесберегающих технологий.
Советы учителю.
Литература.
Слайд 3Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и
всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение
здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей. Идеи приоритетности и значимости здоровья и здорового образа жизни для развития цивилизации не для всех очевидны. Такие социальные пороки, как бездуховность, алкоголизм, наркомания, преступность, разрастаясь, калечат психическое и физическое здоровье нации и порой сводят на нет все усилия педагогов по воспитанию подрастающего поколения.
Слайд 4Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многогранна и сложна.
Улучшение их здоровья является одной из самых перспективных форм оздоровления
всего общества. Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями. Здоровье - основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: “Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание”.
Слайд 5Понятие "здоровьесберегающие технологии" объединяет в себе все направления деятельности учреждения
образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Цель здоровьесберегающих технологий
обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Только оптимальное сочетание этих методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих технологий обучения.
Слайд 6Здоровьесберегающее обучение
Направлено на – обеспечение психического здоровья учащихся.
Опирается на –
природосообразность, преемственность, вариативность, прагматичность (практическую ориентацию).
Достигается через – учет особенностей
класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.
Приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.
Слайд 7 Применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения предполагает:
- учет периодов
работоспособности детей на уроках (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период
снижения продуктивности с признаками утомления);
- учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количества видов деятельности на уроках, их продуктивность);
- наличие эмоциональных разрядок на уроках;
- чередование позы с учетом видов деятельности;
- использование физкультурных пауз на уроках
Слайд 8Основными компонентами здоровьесберегающей технологии выступают:
§ Здоровьесберегающие
(профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)
§
Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фототерапия, арттерапия)
§ Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)
§ Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)
Слайд 9Основополагающие принципы работы по здоровьесберегающей технологии:
1. Поддержание интереса к двигательной
и познавательной активности.
2. Учёт познавательной активности в двигательной деятельности.
3. Единство
физического и психического развития.
4. Наглядность.
5. Принцип непрерывности физического воспитания и образования личности на всех этапах жизнедеятельности.
6. Принцип дифференцированного подхода к организации мероприятий по развитию физической культуры.
7. Учёт возрастно-половых особенностей учащихся в содержании учебного материала.
Слайд 102. Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики
Построение
урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений
передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.
Реализация, на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как обще дидактических, так и специфических.
Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.
Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.
Слайд 11Активизация развития всех сфер личности учащихся. Логичность и эмоциональность всех
этапов учебно-воспитательной деятельности.
Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий
(физкультминуток, подвижных игр).
Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.
Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.
Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого учетом особенностей развития учащихся.
Слайд 12Некоторые моменты реализации ЗСТ на уроке:
Для предупреждения утомляемости во время
учебного процесса необходим отдых (1,5-2 минуты). Физкультпаузы благоприятно влияют на
восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный тонус, снимают статистические нагрузки, предупреждая тем самым нарушение осанки.
В состав упражнений для физминуток можно включить:
упражнения по формированию осанки,
укреплению зрения,
укрепления мышц рук,
отдых позвоночника,
упражнения для ног,
упражнения на ковре,
релаксационные упражнения для мимики лица,
потягивание,
массаж области груди, лица, рук, ног,
упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
Слайд 13Большое внимание необходимо уделять рассаживанию учащихся. Рассаживая учащихся, принимать во
внимание их состояние здоровья, а именно: зрение, слух и склонность
к простудным заболеваниям. Детей небольшого роста усаживают ближе к доске, более рослых – сзади. В том случае, когда у высокорослого ученика имеются отклонения со стороны зрения (например, близорукость), то стараются этого ученика переместить ближе к доске. Но если зрение такого ученика корректируется очками, то его не пересаживают вперед, но всегда необходимо следить за тем, чтобы он очками пользовался. Один раз в полугодие (после каникул) рекомендуется менять местами учеников, не нарушая принципов правильной осанки. Такая смена мест, во-первых, исключает одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно доски; во-вторых, создает более равномерные условия освещения.
Слайд 14Особое внимание необходимо уделять работе со зрением, так как зрительная
информация играет большую роль в развитии познавательной сферы и личности
в целом. Чаще всего ухудшение зрения возникает у учащихся, начиная со второго года обучения в школе. И чтобы этого не произошло, необходимо регулярно выполнять элементы зрительной гимнастики.
Например: (см.ниже)
Слайд 15При поворотах глаз взгляд быстро перемещайте с одного края поля
зрения на противоположный с задержкой на несколько секунд в каждом
положении:
- вверх – вниз 7 раз;
- влево – вправо 7 раз;
- прямо – вверх –прямо- вниз 7 раз;
- прямо – влево – прямо- вправо 7 раз;
- смотреть по диагонали: левый верхний угол – правый верхний угол 7 раз;
- левый нижний угол – правый верхний угол 7 раз;
- дайте свободу фантазии: например, описывайте глазами полукруги, всевозможные геометрические фигуры, добиваясь при этом четкости изображения окружающих предметов;
- моргните несколько раз, закройте глаза и с минуту отдохните;
Слайд 16Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:
1) обстановку и
гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность
освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;
3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;
Слайд 174) число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и
т.д. Норма – не менее трех;
5) чередование видов преподавания. Норма
– не позже чем через 10-15 минут;
6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);
Слайд 187) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими
нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;
8)
позы учащихся, чередование поз;
9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;
10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;
Слайд 1911) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем
и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения
к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.
12) психологический климат на уроке;
13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;
Слайд 20В конце урока следует обратить внимание на следующее:
1) плотность урока,
т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма -
не менее 60 % и не более 75-80 %;
2) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;
3) темп и особенности окончания урока.
Слайд 21Уважаемые коллеги!
1. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему
в этом.
2. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка
только положительные эмоции.
3. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашему уроку. Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Это наш самостоятельный путь к мастерству. Он непрост, но наполняет смыслом жизнь педагога.
ЖЕЛАЮ УДАЧИ!
Слайд 221.Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать.
Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: "Академия развития", 1998
2.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии (1-4 классы). Москва: "Вано", 2004.
3. Степанова О.А. Оздоровительные технологии в началь6ной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
4. Здоровье наших детей.// Начальная школа, № 8,9 - 2004.
5. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978.
6. Попов С.В. Валеология в школе и дома. (О физическом благополучии школьников) - СПб, Союз, 1997.
7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003.
8. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. М.: 1989.
9. Яковлев В.В., Ратников В.П. Подвижные игры. М., 1977.