Слайд 1
«ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКИ В РАЗВИТИИИ И УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
(музыкотерапия, ритмопластика, логоритмика)
Подготовили:
Башкирова Е. В.,
педагог – психолог МБДОУ
№ 88;
Кривова А. С.,
музыкальный руководитель
МБДОУ № 88
Слайд 3Немецкое общество музыкотерапии – дает следующее определение:
«Музыкотерапия — это целенаправленное
применение музыки или музыкальных элементов для достижения терапевтических целей, а
именно, восстановления, поддержания и содействия психическому и физическому здоровью. С помощью музыкотерапии человек может приобрести возможность лучше понимать себя и окружающий мир, свободней и эффективней в нем функционировать, а также достичь большей психической и физической стабильности».
Музыкотерапия является одним из направлений современной арт-терапии. По сути, это даже не совсем лечение, а, скорее всего, природный, мягкий способ исцеления души, приводящий к гармонизации личности.
Слайд 4Формы музыкотерапии
Активная музыкотерапия – это воспроизведение музыки с помощью музыкальных
инструментов или собственного голоса (пение).
Рецептивная (пассивная) музыкотерапия – это процесс
слушания, восприятия музыки с психотерапевтической целью.
Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и другие творческие формы.
Виды музыкотерапии: индивидуальная и групповая.
Слайд 5Секрет музыки
Наш мозг воспринимает музыку одновременно обеими полушариями: левое полушарие
ощущает ритм, а правое – тембр и мелодию. Самое сильное
воздействие на организм человека оказывает ритм. Ритмы музыкальных произведений лежат в диапазоне от 2,2 до 4 колебаний в секунду, что очень близко к частоте дыхания и сердцебиения. Организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под нее.
В результате поднимается настроение, работоспособность, нормализуется сон, восстанавливается стабильная частота сердцебиения и дыхания.
Слайд 6«Эффект Моцарта»
Моцарт – один из музыкальных гениев,
которые создали
божественную музыку.
По утверждению нейробиологов музыкальные произведения этого композитора мобилизуют
возможности мозга, облегчают его работу. Объясняется такой эффект тем, что интервал выдержанный в музыке Моцарта, соответствует характеру биотоков головного мозга. Такой эффект получил название «Эффект Моцарта». пкнуен
Если проводить сеансы музыкотерапии ежедневно по 20-30 минут, то уже через 7-10 дней человек становится более спокойным и уравновешенным.
Слайд 7Достоинствами музыкотерапии являются:
1. Легкость и простота применения;
2. Возможность контроля;
3. Музыкотерапия
приемлет самолечение.
4. Музыкотерапию можно использовать, как для профилактики: стрессов, утомляемости, психо
– эмоционального напряжения, так и в лечении (при органических и психических болезнях, нарушениях развития и поведения, поражениях головного мозга, неврозах, психозах, бессоннице, депрессии, нарушениях речи и слуха, болезни Альцгеймера и Паркинсона, а также после инсульта).
Музыкотерапия всё чаще активно применяется для лечения детей с ограниченными физическими и умственными возможностями.
Слайд 8Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей:
– Для
уменьшения чувства тревоги и неуверенности – «Мазурка» Шопен, «Вальсы» Штрауса,
«Мелодии» Рубинштейна.
– Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы – «Кантата № 2» Баха, «Лунная соната» Бетховена.
– Для общего успокоения – «Симфония №6» Бетховена, часть 2, «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария» Шуберта.
– Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми – «Концерт ре-минор» для скрипки Баха.
– Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением – «Дон Жуан» Моцарт, «Венгерская рапсодия №1» Листа, «Сюита Маскарад» Хачатуряна.
Слайд 9
Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения –
«Шестая симфония», Чайковского, 3 часть, «Увертюра Эдмонд» Бетховена.
– Для уменьшения
злобности, зависти к успехам других людей – «Итальянский концерт» Баха, «Симфония» Гайдна.
– Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности – «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Симфония № 5» Мендельсона.
- Для уменьшения синдрома угнетения, повышения аппетита, ритмичного дыхания - Моцарт, Шуберт, Гайдн, вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» из его же «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди, а также маршевые мелодии.
Слайд 10Ритмопластика
«Самое лучшее, что есть в жизни - это свободное движение
под музыку»
А.И.Буренина
Слайд 11Ритмопластика - система физических упражнений, имеющих своею целью всестороннее гармоническое
развитие тела. (Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …)
Ритмопластика
– это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмическую музыку, оформленные танцевальными движениями.
Слайд 12Ритмопластика сочетает в себе лечебную физкультуру и хореографию.
В отличие от
традиционных занятий хореографией, ритмической гимнастикой и другими видами музыкальных движений,
основная цель программы «ритмопластика» – это психологическое раскрепощение каждого ребенка, которое возможно при условии уверенности его в своих силах, освоении собственного тела как выразительного «инструмента».
Воспитание у детей любви и интереса к занятиям ритмикой, потребности движения под музыку является одной из центральных задач музыкально-ритмического воспитания.
Слайд 13Ритмопластика решает следующие задачи:
1. Развитие музыкальности:
развитие способности воспринимать
музыку, то есть чувствовать её настроение и характер, понимать её
содержание;
развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма;
развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;
развитие музыкальной памяти.
2. Развитие двигательных качеств и умений.
развитие ловкости, точности, координации движений;
развитие гибкости и пластичности;
воспитание выносливости, развитие силы;
формирование правильной осанки, красивой походки;
развитие умения ориентироваться в пространстве;
обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
Слайд 143. Развитие творческих способностей:
развитие творческого воображения и фантазии;
развитие
способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.
4. Развитие и тренировка психических процессов:
развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;
тренировка подвижности нервных процессов;
развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления
5. Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:
воспитания умения сопереживать другим людям и животным;
воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с друзьями и взрослыми.
Слайд 15Не смотря на широкий спектр задач, которые решает ритмопластика, основной
«акцент» делается не столько на результате, сколько на процессе обучения.
Как считал Э. Жак-Далькроз, «урок ритмической гимнастики должен приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены».
Хорошее самочувствие ребенка, приподнятое настроение, отсутствие боязни казаться неловким, неуклюжим и получить за это замечание воспитателя – основные условия, необходимые для полноценного развития детей в процессе занятий ритмопластикой
Слайд 18
Логоритмика –
это комплексная методика, опирающаяся
на связь слова, музыки
и движения.
Целью логоритмики является преодоление речевого
нарушения путём развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге – адаптация к условиям внешней среды.
Основные задачи логоритмики:
1. развитие слухового
внимания;
2. развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха;
3. развитие фонематического слуха;
4. развитие пространственной организации движений;
5. развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики;
6. формирование и развитие кинестетических ощущений;
7. воспитание выразительности и грации движений;
8. воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
9. формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;
10. развитие физиологического и фонационного дыхания;
11. развитие певческого диапазона голоса;
12. развитие чувства ритма;
13. воспитание умения определять характер музыки, согласовывать её с движениями;
14. воспитание умения перевоплощаться;
15. развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков;
16. воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
17. формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.
Слайд 20
Логоритмика в первую очередь полезна детям:
• с заиканием или с наследственной
предрасположенностью к нему;
• с чересчур быстрой/медленной или прерывистой речью;
• с недостаточно развитой моторикой и координацией движений;
• с дизартрией, задержками развития речи, нарушениями произношения отдельных звуков;
• часто болеющим и ослабленным;
• находящимся в периоде интенсивного формирования речи (в среднем это возраст от 2,5 до 4 лет).
Средства логоритмики:
- ходьба и маршировка в различных направлениях;
- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
- упражнения, регулирующие мышечный тонус;
- упражнения, активизирующие внимание;
- речевые упражнения без музыкального сопровождения;
- упражнения для развития музыкального слуха;
- ритмические упражнения;
- пение;
- упражнения в игре на инструментах;
- импровизация на детских музыкальных инструментах;
- игровая деятельность;
- развитие творческой инициативы;
- заключительные упражнения на расслабление (релаксация).
Слайд 22Правило последовательности в логоритмике
Сначала изучаются слова или стишки.
Затем
занятия постепенно усложняются.
После того как дети усвоили хорошо материал,
необходимо его закрепить.
Занятия можно проводить 2 раза в неделю, заикающимся детям 3-4 раза в неделю.
Заниматься логоритмикой можно с пелёнок.
Преимущество методики состоит в том, что можно
проводить как групповые занятия в коллективе,
так и индивидуальные.